О структурах Союза ЕХБ в различные исторические периоды, Синичкин А.В.

Один из принципов баптизма – это автономность поместной церкви. Поэтому, когда мы говорим о каких-либо церковных, межцерковных и надцерковных структурах, должны задать себе вопрос о соответствии этих структур Священному Писанию. Но в данной статье будет рассмотрен другой вопрос: Какими были эти структуры в различные исторические периоды времени, и с какой целью они создавались?

Сразу хочется выделить главный тезис:
– Организационные структуры в нашем братстве всегда формировались под или для выполнения конкретных задач, а не ради самих структур.

В ареале распространения русской Библии евангельские христиане-баптисты предпочитают называть себя братством. Это наименование имеет крепкие исторические корни: первый, известный нам официальный документ из истории, носит название «Правила вероисповедания новообращенного Русского Братства». Он датируется началом 1870-го года и прилагался к первому ходатайству о легализации братства на имя императора. Внешние подозревали в «составителе … образованного богослова, хотя и не вполне еще усвоившего русский язык». Решающую роль в их составлении играл 30-летний братский меннонит Иоганн (Иван Иванович) Вилер (1839-1889), учитель по образованию и по профессии, свидетель крещения пионера баптизма в Украине Е.Цимбала, организатор съезда 1884-го года в с.Ново-Васильевке, первый председатель миссионерского комитета братства.

Меннонитское сообщество, очень сильно повлиявшее на создание первых русских баптистских церквей в России, определяло себя как братство. Как известно, это были этнические немцы, вышедшие из традиционных меннонитских церквей, они называли себя «Братскими меннонитами».

Традиционная модель меннонитского сообщества, состояла из автономных общин и не имела общего постоянного руководящего органа, как эффективного средства для регулярных взаимодействий. В мае 1872-го года под председательством баптиста из Германии А.Либига была созвана конференция, на которой был введен институт разъездных проповедников (Reiseprediger). Этим проповедникам вменялось в обязанность посещать разрозненные общины и группы. Их работу координировал вновь созданный миссионерский комитет. Разъездные проповедники назначались на срок от нескольких месяцев до одного года; две трети этого времени они должны были проводить в труде вне своих церквей. Содержание им оплачивалось из специальной кассы. Начиная с 1872-го года, конференции представителей общин проводились ежегодно.

Модель братства, реализованная братскими меннонитами, вполне оправдала себя в условиях его территориальной разобщенности и распыления по многим небольшим группам в сельской местности. Роль разъездных проповедников заключалась не столько в приобретении новых душ для церкви, сколько в выравнивании форм благочестия в общинах и отдельных семьях, а также в унификации стиля богослужения. Результатом их деятельности была гомогенизация движения (создание однородной структуры или состава, -хим. ), ставшей реальной основой единения этой небольшой конфессиональной общности.

Иоганну Вилеру эта модель была известна до мельчайших подробностей. В 1872-м году он вошел в число первых семи разъездных проповедников, а также в миссионерский комитет. В то время он был единственным служителем, трудившимся за пределами меннонитской братской общины.

В первой половине 1880-х годов произошла некоторая консолидация братства. Участие русских братьев в работе конференции меннонитской братской общины в г.Рюккенау в 1882-м году, в конференции 1884-го года в Петербурге, и, прежде всего, в конференции в с.Ново-Васильевке углубили взаимозависимость отдельных общин. Итогом начального этапа консолидации стала общая программа миссии и единый миссионерский комитет. Конференции, или как их назвали позже – Съезды, став ежегодными, во внутреннюю жизнь общин не вмешивались. Постоянного руководящего органа и официального единого руководителя братства в то время не существовало.

Центральной темой рассматриваемого периода была категория порядка. Порядок в баптистских церквях сразу бросается в глаза. Сотрудник Базельской миссии А.Амирханянц пишет В.А.Пашкову из Тифлисса: «С первого взгляда на Евангелистов и на Баптистов сейчас видно, что дисциплина, вместе с тем и порядок, конечно же, преимущество на стороне последних». Высокую степень организованности баптизма признавали и его противники.

На конференцию в г.Рюккенау в 1882-м году впервые были допущены русские братья и они переняли эту практику. Наряду с немецкими разъездными проповедниками были избраны четыре русских брата: одного сроком на год и троих – сроком на полгода. Таким образом, образовался ресурс в 20 человеко-месяцев, направленный, в первую очередь, на стабилизацию молодых общин. Эта модель поддерживалась в братстве до начала 30-х годов 20-го века.

Евангельское движение в России отличалось удивительным разнообразием. Миссионерское рвение выходцев из православия дополняли устойчивые традиции общинной жизни общин молоканского происхождения, в которых к 1880-м годам уже сменилось, как минимум, три поколения. «Правила вероисповедания» во многом схожи с меннонитской традицией. Тифлисская община развивалась по гамбургско-онкенской модели строгого единоначалия: право проповеди было закреплено за В.Г.Павловым, в его отсутствие проповедовать имел право Н.И.Воронин, а в отсутствие их обоих только три брата имели право лишь пояснять Писание.

В дополнение к ним в стране трудами, прежде всего, Я.Д.Делякова развивалось и крепло братство евангелических молокан – 20 общин в 9-ти губерниях.

Кроме того, успешно действовали в Петербурге верующие под влиянием и по прототипу Евангельского Альянса. Представителями этого альянса являлись Г.В.Редсток и Ф.В.Бедекер, а идеи альянса перенял и Василий Александрович Пашков. Евангельский Альянс, созданный в Лондоне в 1846-м году, объединял представителей различных христианских конфессий и течений исходя из двух задач: евангелизация – проповедь Евангелия и личный духовный рост верующих. Целый ряд догматических вопросов представители альянса не рассматривали сознательно. Именно идея альянса, как идея создания миссионерского союза без четких конфессиональных рамок, увлекла В.А.Пашкова.

В 1881-м году началась планомерная работа по консолидации евангельского движения на Юге и Севере. Эту инициативу взяли на себя И.И.Вилер и В.А.Пашков, обсудившие первые детали этой работы на Рождество 1881-го года в Петербурге. В.А.Пашков следовал модели альянса, И.И.Вилер следовал модели братства, но был открыт и для идей альянса. В.А.Пашков не успел довести дело до конца. После конференции в 1884-м году в Петербурге, бывшей по своей сути первой конференцией в духе альянса в России, его выслали из страны. И.И.Вилер смог провести первую самостоятельную конференцию русского братства в с.Ново-Васильевке в 1884-м году и возглавить братство до 1886-го года, когда и ему пришлось покинуть страну.

Иоган Вилер поместил в центр внимания конференции не многочисленные различия между различными группами, а миссию. Вилеровская концепция миссии обнаруживает удивительный баланс между распространением Евангелия и его укреплением в жизни уверовавших созданием базы для миссии и активизации ее ресурсов. Примечательна шкала приоритетов в его миссионерской концепции.

Вилер поставил перед собой, прежде всего, следующие задачи:

  1. Посещение далеко рассеянных общин и широко разбросанных станций.
  2. Возбуждение и поощрение миссионерского настроя среди братьев и сестер.
  3. Укрепление единства и любви в общинах.
  4. Евангелизация среди необращенных душ

Конференция 1884-го года в с.Ново-Васильевке обсудила двадцать четыре вопроса повестки дня, главным из которых была миссия. Исходя из финансовых возможностей, было назначено восемь евангелистов: три годовых, четыре полугодовых и один квартальный. Таким образом, для активной повседневной работы в общинах был создан ресурс в 42 человеко-месяца. Все евангелисты и миссионеры переходили в подчинение председателю миссионерского комитета.

Конференция прошла по модели братства, с учетом широкого спектра евангельского движения в России. Даже конфессиональный атрибут «баптист» в протоколе конференции упоминается всего один раз – в ее наименовании. Решения по вопросам миссии были отнесены к разряду обязательными к выполнению; вопросы догматические, вошедшие в вероисповедание – к разряду, желательных к исполнению; все остальные вопросы предоставлялись на рассмотрение самих церквей. Вмешательство конференции во внутренние дела церкви не допускалось. Руководящего органа на период между конференциями не предусматривалось.

На конференции был создан Союз русских баптистов Южной России.


Цели создания союза:

  • Для возвещения Евангелия там, где его не знают;
  • Для благоустройства общин;
  • Для достижения полного единства верующих;
  • Для искоренения всякой ереси и заблуждения;
  • Для укоренения святости и справедливости в людях;
  • Для обуздания всех своевольных и гордых.


На общем годовом собрании 29.12.1887 – 1.1.1888 было принято решение об избрании руководителем общих дел Д.И. Мазаева, а также план об избрании/назначении его пяти региональных помощников. Тогда же был предложен новый порядок рукоположения пресвитера, предусматривавший согласование вопросов, связанных с рукоположением, с годовым собранием и координация этих вопросов через руководителя общих дел. Неизвестно, насколько это решение было претворено в жизнь в условиях победоносцевских гонений и конспирации, однако оно существенно ограничивало независимость отдельной общины в плане избрания ее руководителя. С этого времени, собственно, фазу братства можно считать завершенной. Наступила фаза становления Союза.

Нужно отметить, что до 1910-го года жалования Председателю Союза и членам правления не полагалось. Финансовое содержание получали только миссионеры, утвержденные годовым собранием (или как его начали называть после 1906-го года – Съездом). Закон о порядке функционирования общин отколовшихся от православия, вышедший в октябре 1906-го года, значительно расширил возможность деятельности поместных церквей. Поэтому структура Союза, принятая на Всероссийском съезде ЕХБ, значительно изменилась. С 1907-го года из Союза было отдельно выделено Миссионерское общество, тогда же образовались Сибирский, Дальневосточный и Туркестанский отделы Союза, а также начали легально выходить периодические издания. С 1911-го года права, данные законами 1905-го и 1906-го годов, начали существенно сжиматься. К сожалению, Съезд 1911-го года был, фактически, разогнан, но на этом съезде была сделана попытка внедрить новую функциональную единицу – старший пресвитер. Такое стремление обуславливалось значительным ростом числа верующих и поместных церквей. С 1905-го по 1914-й год в Союзе баптистов приняло крещение около 30000 человек. Многие служители были молоды и неопытны. С 90-х годов 19-го века за рукоположение пресвитеров отвечал один человек. Его звали Федор Прохорович Балихин. Братством ему был поручен контроль над утверждением служителей поместных церквей. Съезд Союза Евангельских христиан-баптистов в 1914 году проходил уже нелегально, на Кубани.

Теперь перейдем к Союзу Евангельских христиан (ВСЕХ) или как он назывался Всесоюзный Совет евангельских христиан. Известно, что первая община евангельских христиан была зарегистрирована в г.Петербурге в 1908-м году. Первый Всероссийский съезд евангельских христиан прошёл в 1909-м году и на этом съезде был образован Всероссийский Совет Евангельских христиан, после 1923-го года получившего название Всесоюзного Совета Евангельских христиан в СССР, сокращённо ВСЕХ.

Согласно уставу, Всесоюзный Совет – «исполнительный орган съездов общин евангельских христиан, которые являются, в сущности, свободными народными евангельским церквами». Целью деятельности ВСЕХ было проводить в жизнь решения Всесоюзных съездов, касавшихся тех видов деятельности, которые были не под силу отдельным общинам. Интересно, что названия общин, входивших во ВСЕХ, могли быть разными, но вероучение должно было быть общим. Совет брал на себя обязательства по устройству съездов, по проведению бесед и лекций, по организации библейских курсов, по издательской деятельности и.т.п.

Все вопросы решались на съезде. Съезд собирался ежегодно. Вопросы организационные и практические решались простым большинством голосов, вопросы догматические и духовные – двумя третями голосов съезда. В случае равенства голосов «За» и «Против», голосу председателя давался перевес.

Представителем от общин был 1 делегат от 100 членов. На съезде могли присутствовать делегаты от отдельных церквей, но без право голоса, а если таковых набиралось более 50-ти, то они могли выставить от себя делегата для голосования. Первой задачей или обязанностью ВСЕХ была регистрация всех общин, пожелавших быть зарегистрированными. Если какая-либо община уклонялась от вероучения, то съезд назначал комиссию, в обязанности которой входило исследовать дело, увещевать служителей, представить доклад и заключение по данной церкви Всесоюзному съезду, и лишь затем съезд определял судьбу общины. Члены ВСЕХ выбирались на съезде представителями общин. Между съездами по мере надобности собирался пленум ВСЕХ. Исполнения всех постановлений съезда возлагался на Президиум ВСЕХ.

Каждая община, зарегистрированная во ВСЕХ, сохраняла полную независимость, как от Всесоюзных съездов и выбираемых им Советов, так и от отдельных общин. Эта независимость распространялась на внутреннюю жизнь общины, то есть касательно порядка, устройства, выбора пресвитеров, дьяконов и других должностных лиц. Только в исключительных случаях община могла обратиться к съезду с просьбой разъяснения какого-либо трудного вопроса практической её жизни. Тогда съезд мог рассмотреть такой случай и дать своё заключение, но последнее могло иметь значение только для братского совета. В случае возникновения недоразумений между двумя общинами или же если часть какой-либо общины конфликтует с другой её частью, и при этом стороны обратились к съезду, съезд не рассматривает конфликт сразу, а назначает комиссию с целью исследовать дело. Её представители избирались из трёх каких-либо других общин, но члены Президиума ВСЕХ не могли входить в такие комиссии. Комиссия готовит решение и докладывает съезду. В период между съездами комиссии докладывали результаты работы ВСЕХ.

Общины имели право каждый год собирать районные съезды. Всесоюзный Совет имел, так называемые Краевые отделы, избираемые на районных съездах и имевших с общинами такие же взаимоотношения, как и общины с ВСЕХ. На 10-м съезде в 1926-м году было представлено 52 отдела.

Теперь о Союзе Баптистов после революции 1917-го года. Первый свободный съезд баптистов в 1917-м году упразднил все утвержденные ранее районы (или региональные объединения) «как распыляющие средства Союза». Дей Иванович Мазаев настоял, на централизации деятельности Союза. Были упразднены функции старших пресвитеров, учреждённых съездом баптистов в 1911-м году. Было признано считать самостоятельными только Сибирский, Дальневосточный и Туркестанский отделы, поскольку они были расположены очень далеко от центра страны. В 1918-м году началась Гражданская война, и деятельность Союза была парализована. Ситуация в стране менялась молниеносно, а Правление Союза ЕХБ не могло собраться на заседание, так как её члены жили в разных частях страны. Д.И.Мазаев из-за личных потрясений вообще не мог исполнять обязанности председателя Союза. В 1919-м году два члена правления, находившихся в г.Москве, так сказать, на Советской территории, П.В.Павлов и М.Д.Тимошенко на свой страх и риск, понимая, что попадут под резкую критику Председателя, организовали Временное Правление Союза ЕХБ. И именно это правление оказалось способным решить задачи по координации деятельности Союза в столь тяжких условиях. В 1920-м году правлению удалось собрать съезд в г.Москве. Этот съезд решил вернуться к районной системе построения союза, но постараться не раздробить крупные районы на более мелкие. Образование новых районов было решено контролировать Союзом. Правление Союза решено было сделать компактным, в него вошли три члена и пять кандидатов, а вот в Совет Союза должны были войти представители от каждого района. Получилось всего 20 человек. Чтобы не повторять прежний печальный опыт и избежать единоначалия, решено было сделать управление Союза коллегиальным.

Это решение съезда долго не признавали. Через год, на съезде 1921-го года, где было много членов правления 1917-го года, произошла жаркая дискуссия и даже возникла угроза раскола, но решения съезда 1920-го года все же были приняты. Самой большой проблемой на тот момент был вопрос, кто управляет церковью, пресвитер или церковный Совет. Д.И.Мазаев настаивал на том, что должен управлять пресвитер, но было принято решение, что все решения пресвитера должны одобряться церковным Советом.

В 1926-м году на 26-м Съезде баптистов Союз вернулся, или перешёл, к федеративной системе правления. Союз рос, территория страны была огромной, и централизованно управлять было уже невозможно. Решено было назвать Союз «Федеративным Союзом Баптистов СССР» (ФСБ СССР). В ФСБ вошли восемь поместных Союзов. Управление ФСБ осуществлялось Всесоюзным съездом – высшим органом, решающим все вопросы. Решения съезда были обязательными для всех Союзов и общин входящих в ФСБ. Съезд собирался раз в три года. Федеративный Совет наблюдал за исполнением решений съезда и направлял деятельность ФСБ в межсъездовский период. Заседал он раз в год, а чаще – по необходимости. Каждый член Совета – уполномоченный представитель ФСБ на местах с соответствующими полномочиями.

Правление ФСБ являлось исполнительным органом федерации и состояло из трёх человек – председателя, двух заместителей (секретаря и казначея) и двух кандидатов, вступавших в должность автоматически в случае выбытия кого-либо из членов Правления. Церкви были автономны, и всё решалось на местных съездах.

ВСЕХБ было образовано в октябре 1944-го года в результате слияния евангельских христиан и баптистов. Согласно положению навязанному властями ВСЕХБ Совет союза получил статус руководящего органа Союза, а не исполнительного как было раньше. Положением не предусматривалось проведение съездов. Таким образом, ВСЕХБ стал фактически не переизбираемым, ротация осуществлялась только в случае смерти кого-либо из членов. Кроме того, была введена система старших пресвитеров. Старший пресвитер не избирался, а назначался ВСЕХБ и был подотчётен ВСЕХБ. Старший пресвитер действовал согласно положению, без согласования с поместными церквями. Вся ответственность перед властями и ВСЕХБ ложилась на него. Таким образом, определилась централизованная система руководства Союзом. ВСЕХБ управляла старшими пресвитерами, а те, в свою очередь, поместной церковью. Позже старшие пресвитеры вмешивались во внутренние дела церкви, что привело к печальным последствиям. Сложилась иерархическая система управления Союзом.

На съезде 1963-го года, был сделан шаг к возврату, хотя бы номинально, к баптисткой системе управления Союзом. Согласно новому Уставу, Всесоюзный Съезд созывался раз в три года и был провозглашен руководящим органом братства. ВСЕХБ назывался исполнительным органом. Кандидатура старшего пресвитера выдвигалась ВСЕХБ, но должна была быть одобрена поместными объединениями, куда назначался старший пресвитер.

На съезде 1966-го года были учреждены областные(или краевые) пресвитерские советы при старших пресвитерах, они должны были расширить полномочия поместных церквей. Надо заметить, что хотя с 1963-го года согласно уставу высшим органом Союза являлся съезд, А.В.Кареев в своём заявлении заявил, что «высшим органом Союза евангельских христиан-баптистов является Всесоюзный Совет»(ВСЕХБ). Получилась некая двоякость. С одной стороны, в обновленном Уставе, принятом на съезде 1966-го года, высшим органом Союза провозглашался съезд. С другой стороны, А.В. Кареев на этом же съезде предложил расширить состав ВСЕХ, но при этом всё равно сохранилась иерархия, по крайне мере, так было на практике.

Таким образом, к 1988-му году сложилась следующая структура Союза: Высший орган Союза ЕХБ – Всесоюзный съезд представителей церквей; Руководящий орган Союза – Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов. ВСЕХБ избирал из своей среды членов президиума ВСЕХБ в составе 13-ти человек и 4-х кандидатов в члены Президиума. Президиум ВСЕХБ практически осуществлял всю работу между съездами и отчитывался перед пленумом ВСЕХБ, собираемым по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Для осуществления работы в регионах избирался старший пресвитер и пресвитерский совет.

Похожие статьи

Comments are closed.