Ничего кроме завета (3 Царств 8:9). Герхард Рехвальд

Это был самый великий день за правление Соломона. И даже за его пределами. Не зря строительство храма датируется на фоне исхода (3 Царств 6:1). Завершение храма обозначило завершение и кульминацию того, что взяло свое начало в избавлении из рабства. Завет на горе Синай учредил народ. Когда Бог заключил завет с потомками Авраама, все события стремились к этому дню. Божий народ живет в Божьей земле. И в храме, на едином месте поклонения, Бог обитает среди своего народа.

Перенесение ковчега в храм (3 Царств 8:1-8) являлось завершающим актом. Храм построен, теперь здесь будет место обитания Бога. Ковчег показывает на то место, где Бог открывается (Исх 30:6).

Когда теперь все обетования исполнились, храм и все обстоятельства в верном порядке, события развиваются дальше в третьей книге Царств в 8 главе. Бог подтверждает Свое присутствие в храме (3 Царств 8:10). Бог одобряет дело Своего народа. Теперь всем действительно ясно, что  Бог живет среди Своего народа.

Между этими двумя событиями – завершающим перенесением и кульминационным проявлением Бога – присутствует короткая заметка о ковчеге. Даже не о самом ковчеге, а о его содержимом. А еще точнее: о том, чего в нем не было. Стих 9 особенным образом обращает внимание на то, чего в ковчеге больше не стало. Выражение «в ковчеге ничего не было, кроме…» сразу наталкивает нас на вопрос: разве что-то еще должно было быть там? Таким образом автор напоминает читателю о тех предметах, которые однажды там были. При этом автор не называет их, а подчеркивает их отсутствие в ковчеге. На фоне отсутствия этих предметов («ничего не было») более ярко выражается тот факт, что что-то («кроме») все-таки еще находится в ковчеге.

Чего нет в ковчеге? В разных местах Писания упоминаются два предмета: золотой сосуд с манною и жезл Ааронов (Евр 9:4). Какую роль эти предметы играли в истории Израильского народа? Но здесь другой вопрос стоит в центре внимания.  Книга Царств же больше нигде не упоминает о содержании ковчега. А когда упоминает, тогда делается именно ударение на отсутствии предметов. Почему тогда они вообще оказались там? С предметами связаны определенные события (Исх 16; Чис 17), они показывает одну общую черту. Оба предмета появились в ответ на ропот народа. И они должны были находиться вместе с ковчегом для напоминания и предупреждения (Чис 17:10).

В ковчеге находились три предмета. Остался только один. Но автор не только называет предмет. Стих 9 дает удивительно длинное описание скрижалей. Разве читатель не знает, что Моисей их положил; разве не знает, что это было, когда Господь заключил завет с сынами Израильскими; разве не знает, что это было по исходу их из земли Египетской? Конечно, знает! Но автор продолжает напоминать эту истину. Скрижали – свидетели этих событий. Скрижали напоминают о Моисее, о завете, об избавлении.

В ковчеге было три предмета. Два предмета напоминали предыдущему поколению о недоверии Богу. Они напоминали им о том, что, несмотря на их противостояние и неверность, Бог заботился и благословлял их. А третий предмет, скрижали, напоминают и свидетельствуют о Боге спасающем и милующем. Одни предметы говорят о грехе человека, а другие предметы говорят о благодати Бога.

Вопрос о том, как и при каких обстоятельствах два предметы исчезли уже, по сути, не важен. Бог осуществляет свой план спасения. В храм уже не входит ничего старого. В святом присутствии Бога уже не вспоминаются старые грехи. Бог совершил важный этап в Своей истории с Израильским народом. Теперь Божий народ живет в Божьей земле, Бог обитает среди Своих. Там уже нет места прошлым грехам. Не остается ничего, кроме завета, который Бог заключил с ними.

Похожие статьи

Comments are closed.