Интервью: С.Ю. Сипко «Тьма будет густеть, но и свет будет еще ярче»

2015 год прошел для российского братства под знаком обновления. И именно духовное обновление стало ключевой темой прошедшей вначале декабря пасторской конференции. О своем видении современного христианства, образования и благовестия рассказал первый заместитель председателя РС ЕХБ Сергей Юрьевич Сипко.

sipko2

— В этом году многие конференции, в том числе молодежные, были посвящены теме обновления, почему именно на обновление братья решили обратить внимание?

Мы остановились на этой теме, потому что Бог неизменен, ведь Он «вчера, сегодня и вовеки Тот же» (Евр.13:8). Обстоятельства не имеют значения, потому что вера в Бога не зависит от обстоятельств. Но важное значение имеет состояние человека перед Богом и то, как он смотрит на самого себя. Если мы пребываем в правильном положении перед Богом, то Бог нас наполняет Своим словом, Своим Духом и употребляет в разных обстоятельствах так, как Он желает. Поэтому мы хотели сосредоточить внимание пасторов на состоянии собственного духа, души и тела, помочь им осознать, что Бог призвал их на служение. Они были выбраны руками церкви, через церковь – но в этом явилось призвание Божье, согласно которому они — избранные Божии сосуды.

— Какие опасности вы видите сегодня для современного христианина, для современного служителя?

Я верю, что Бог нас сотворил, что Он нас Своими руками созидал. Это Он вложил в нас определенные природные таланты, и это Его Дух действует через нас – и это действие Писание называет даром Святого Духа. Очень важно, чтобы мы обнаружили то, для чего Господь нас сотворил. И самая главная опасность – израсходовать жизнь на то, что Бог тебе не поручал. Некоторые даже постоянно говорят о суете, что кругом суета. Мне это очень не нравится, я не верю в суету. Я верю, что мы можем быть очень заняты, но это не суета. Потому что мы избавлены от суетной жизни, мы помещены в атмосферу Божьего присутствия и Божьего мира. Даже проходя через долину смертной тени, наша задача сохранять мир в своем сердце. И мир Божий в сердце свидетельствует, что мы находимся в правильном положении перед Богом.

— И продолжая тему обновления и изменения христианина, какие практические шаги для этого стоит предпринять?

Одна из важнейших частей нашей конференции – это принятие решения в семи сферах: сфера тела, сфера души, духа, сфера семьи, сфера церкви, сфера миссии, общества. И сейчас братья в молитве будут принимать решение, что они хотели бы изменить. Хотя бы чуть-чуть. Совершенствоваться – значит меняться. Если я не меняюсь – значит, я перестал расти. Мы специально поднимаем тему тела, хотя она как будто бы не так важна для духовных людей. Но тело – Божий храм, мы должны заботиться о нем. Мы не должны быть загнанными, замученными, уставшими, обремененными. Служитель Божий должен быть бодрым, всегда инициативным, оптимистичным, потому что таков наш Господь, у Него нет уныния и поражения, Он никогда не отчаивается.

— Если взглянуть немного шире, отличается ли современная церковь от церкви, скажем, 10-15 лет назад? Какие изменения в ней произошли?

В Библии написано: «Не говори, что прежние дни были лучше нынешних, потому что не от мудрости ты говоришь это» (Еккл. 7:10). У меня нет желания сожалеть о том, что ушло. Оно прошло, и мы должны жить в новой реальности. Нет смысла тратить силы души на сожаление о том, что мы потеряли. Слава Господу, что Его Дух продолжает приводить людей к Богу, и что люди среди всего отчаяния, увлечений разными прелестями и грехами этого мира есть те, кто хотят быть верными Богу. Пришло много новых людей, которые не имеют баптистского прошлого, которые не знают каких-то традиций. И вот на границе нового и старого поколения происходит немало трений. Но Писание говорит, что Бог «обратит сердца отцов к детям» (Мал. 4:6). Мое желание, чтобы сердце отцов было обращено к тем, кто только пришел, чтобы у нас не было конфликта поколений, чтобы мы поняли, что это другая культура, другие люди. Но самое главное, чему мы должны их научить, — это любить Бога. Когда они будут любить Бога, они смогут построить и семью любящую Господа, и общину верующих, в которой Бог главный.

— С кафедры часто произносят слова об охлаждении церкви, как вы считаете, церковь действительно охладевает?

Я думаю, что у нас не совсем верное понимание этого текста Писания. Потому что некоторые его воспринимают так, будто бы все уснут, церковь отступит от Бога и верующих не останется. Да, Писание говорит, что «во многих охладеет любовь» (Мф.24:12), но это не характеристика всей церкви. В некоторых христианах любовь охладеет, потому что они увлекутся этим миром. Но будет много горячих и посвященных, и я вижу таких. Я вижу, как Бог прилагает спасаемых, и их сердце горит. Вот конкретно сейчас, в наши дни, новые люди по всей стране обращаются к Богу и Бог в их жизни стоит на первом месте. Поэтому правильно понимать этот текст так, что тьма будет густеть, но и свет будет еще ярче.

— Как церкви в такой атмосфере воспитывать новое поколение молодых служителей?

Если человек призван Богом – он Божий человек. Дело ведь не столько в наших знаниях и способностях, дело в готовности быть сосудом употребляемым Богом. Поэтому мы исповедуем, что пастор – Божий сосуд. И мы призвали, чтобы каждый пастор, молясь и постясь, нашел одного — двух молодых людей, для того чтобы взращивать их, как Божьих служителей, любящих Бога, народ Божий и народ, в котором мы живем.

Если говорить по отношению ко всем верующим, то каждый христианин должен иметь наставника и должен иметь того человека, которого он сам наставляет, и должен также иметь человека, которого он ведет ко Христу. Мы не ведем человека даже в нашу церковь, хотя, конечно, мы рады вместе с ним пойти за Господом. Но мы ведем его, прежде всего, ко Христу.

— Что вы вкладываете во фразу «вести ко Христу»?

Я верю в личную встречу с Богом, прикосновение Бога к сердцу, дающее внутреннее свидетельство. Апостол Павел утверждает, что «Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи» (Рим. 8:16). Наша задача: привести человека к этим личным отношениям – к открытию своего сердца перед Богом.

К сожалению, мы даже личные отношения с Богом можем исказить так, что начинаем говорить: «у меня есть личные отношения с Богом – мне не нужна церковь». Это глупость. «У меня есть личные отношения с Богом – мне не важен пастор» – это тоже глупость. У тебя должны быть личные отношения с Богом, и ты должен быть соединен с церковью и повиноваться наставникам. Вот сбалансированная позиция.

— Насколько пастору, служителю сегодня необходимо богословское образование?

Важная истина содержится в словах, которые приписывают Юрию Гагарину: «Неважно, есть ли высшее образование, главное, чтобы было высшее соображение». И все же в нашем мире образование крайне необходимо. Не только богословское образование, но и высшее светское образование. Скорее всего это какая-то гуманитарная сфера – история, педагогика, лингвистика и др. Образование помогает нам понять, как устроено наше общество, и каков образ мысли людей в разных сферах жизнедеятельности. Потому что это образование сформировало их мышление и образ их действия. Получая такое же образование, мы понимаем, как все устроено.

Но не образование делает служителей служителями, потому что служитель – это сосуд Божий. Иначе можно было бы неверующего человека обучить богословию, помочь овладеть методом, и он, владея методом, мог бы составлять проповеди. Но есть явление Духа, это то, что неведомо людям, не познавшим Бога. Служителю Божьему нужно учиться расти в Духе, уметь исполняться Духом, замечать, когда ты опустошен, искать лица Божьего. Образование формирует нас, а Бог этот образ использует для Своей славы.

У нас есть много верных братьев, которые донесли до нас Слово Божье, в силу разных причин они не могли учиться. Многие были на потрясающей высоте Духа, не имея образования. Мы должны быть им признательны, по Писанию мы вспоминаем наставников наших, и благодарны Богу за такие сосуды. Но то было другое время. Главное – это наполненность Словом и исполненность Духом, образование в этом может помочь. Впрочем, кому-то может и навредить, потому что «знание надмевает» (1Кор. 8:1).

— С этим связан следующий вопрос: есть церкви в России, которые противятся богословскому образованию своих служителей и не отпускают их учиться. Почему?

Опять речь идет о балансе. Должна расти не только наша голова, но должно расти наше сердце. Это благодатное действие, его Бог производит. Что должно произойти со служителем, так это Бог должен дать ему такое сердце, способное любить любого человека, которому Бог поставил его служить. Когда люди согласны, когда они не согласны, когда они противятся – это удел пастора, его профессиональная обязанность, свое сердце сохранять в чистоте, в невозмутимости. Пастор не должен быть обижен, хоть его и регулярно обижают, но он не должен быть огорчен. Если только образование ума – то это недостаточное образование, потому что подлинный образ не сформирован. Истинный образ включает в себя состояние сердца. Человек Божий – это человек, любящий общину, любящий народ. Если мы, русские евангельские христиане-баптисты, не полюбим от всего сердца людей, среди которых живем, мы не сможем донести до них Евангелие, мы ими будем восприниматься как чужие.

Если из стен учебных заведений будут выходить Божьи люди, которые получили необходимые церкви знания и умения и употребляют их для славы Христа и пользы церкви, если они почитают Христа Господом, и искренне любят ближнего, если их кротость известна… — все это создаст доверие к образованию.

Comments are closed.