Необходимость в ревизии служения, Мудренко М., интервью

Мудренко Михаил обучается в Магистратуре. Он пастор автономной церкви «Евангелие людям», г. Москва, отец 4-х детей.

Пасторское служение я несу с 2019-го года. Основная часть нашей церкви люди пожилого возраста, те, кому за 60. В первый год своего служения я понял, что передо мной стоит важная задача – возвращение к Евангелию. Я заметил, что многое в церкви делалось и продолжает совершаться по традиции, по привычке. Но сила Евангелия в том, что оно обновляет ум, обновляет сердце человека. Оно дает новые ориентиры, новое понимание, затрагивает все сферы жизни церкви. Евангелие меняет проповедь, формирует атмосферу открытости, любви и ученичества. Его плоды становятся заметными и в благовестии. Выражение веры в Евангелие становится актуальным в жизни верующего. Благовестие перестает быть только проведением какой-то акции на Пасху или на Рождество. Благовестие становится естественным образом жизни церкви.

Сейчас перед нашей церковью стоят важные задачи. Во-первых, это умножение служителей. Так сложилось, что за всю историю нашей церкви у нас практически всегда был один служитель. Это сформировало представление, что так должно быть всегда. Слава Богу, эти взгляды изменились, и мы осознали необходимость рукоположить несколко служителей в церкви. Мы достигаем этой цели через ученичество, через изучение Слова Божия и малые группы. Что касается влияния церкви на общество, то мы уже вышли в медиапространство. За последние пару лет мы активно используем доступные нам интернет-ресурсы. Вокруг стали узнавать о церкви, и теперь уже не только через знакомых. К нам стали приходить люди. Также мы проводим встречи по основам веры для тех, кто желает принять крещение. У нас проходят набор в эти группы весной и осенью. Лишь по окончании этих встреч мы допускаем новообращенных до крещения. И если раньше оно проходило только летом, то теперь и зимой.

Благодаря таким изменениям мы учимся многим новым вещам, хотя это происходит потихонечку, медленно. В целом, в соответствии с критериями Писания, новые люди узнают о церкви по отношениям, по наличию любви между верующими, по тому, как у нас формируются взаимоотношения. И лишь потом они начинают задумываться о содержании проповеди. Мы формируем культуру открытости и принятия.

В Москве очень сложно быть внимательным к гостям. Очень много людей посещают наши собрания. Некоторые приходят, и их даже не замечают. Сейчас мы сделали группу приветствия. Эта группа старается не только встретить приходящих, но и пообщаться с ними, узнать их поближе, узнать их нужды. Если человек ищет Бога, мы предлагаем разные возможности для этого. Кто-то может посещать малые группы, кто-то может пройти обучение основам веры.

–           Ты сказал, что главная цель – это возвращение к Евангелию. Складывается мнение, что церковь до этого жила без него. Что ты имеешь в виду под выражением «возвращение к Евангелию»?

Одним из самых типичных, громких и убедительных аргументов на вопрос, почему нужно поступать именно так, а не иначе, являются слова: «Мы так всегда делали, мы так привыкли, у нас так принято». Я приезжий и не воспитывался в культуре, в которой существует наша церковь, то для меня было естественным подвергать сомнению такую аргументацию. Я стал задавать вопросы о том, правильно ли был принято какое-то решение, почему возникли наши традиции или привычки? Я считаю очень важным, сравнивать свои решения не с принятым ранее обычаем, а с тем, что хочет Бог. Нашим отвесом или эталоном всегда должно служить Писание. Читая Библию, мы находим обоснование, как минимум, двух задач Церкви. Это утверждение в истине и проповедь Евангелия. Поэтому мы призваны соотносить нашу жизнь, жизнь нашей церкви с тем, что записано в Писании. Если я говорю, что всегда так делал, то это не достаточное основание считать правильным свои поступки. Когда мы делаем ревизию, проверку своей деятельности, когда смотрим на наши расходы, куда больше всего тратим силы и средства, то должны задаваться вопросом, насколько они оправданы в свете призвания церкви. Помню, как один брат сетовал, что в конце 90-х был открыт социальный центр. В него вложили много средств и сил. Но спустя 20 лет он понял, что лучше было бы вкладывать свою энергию в подростков и молодежь. Он увидел, что их дети стали жертвами неверного определения целей. Нам, зачастую, не хочется делать такую ревизию, так как придется что-то менять и признавать свои ошибки, свою некомпетентность. Кажется, если что-то уже работает, то и не стоит ничего менять. Собрания проходят, хор поет, все выглядит чинно и благопристойно. Но остается вопрос, какого результата мы достигли, к чему мы стремимся.

Нужно смотреть на историю первой церкви, на жизнь апостола Павла, на историю протестантизма. Эффективность должна быть во всех наших действиях, для этого мы и должны проверять, чего мы достигли и к чему стремимся. Важнейшими признаками развития являются крещение и ученичество. Теперь мы регулярно делаем такую честную ревизию. Мы смотрим и анализируем, сколько наших детей принимают крещение, сколько людей приходит с мира, как мы благовествуем, какого духовного роста мы достигли, а где нам еще нужно развиваться. Такой анализ обличает нас, позволяет сделать перезагрузку каких-то стратегических планов, вернуться к эталонной линии Писания, к тому, что провозглашает Евангелие. Только так мы сможем отказаться от того, что мы делали на протяжении 30-40-ка лет и научиться жить по-новому.

–           Насколько легко вам прийти к единству в определении стратегии развития церкви?

 Мы регулярно собираемся братским советом. Мы обсуждаем много вопросов практического характера. Нам понятно, что авторитет кого-то одного не должен играть главную  роль в принятии решений. В совете есть опытные старейшины, братья, перенесшие опыт гонений, бывших в заключении за веру. Эти братья способны трезво оценить принимаемые нами решения. Мы не верим в какую-то конкретную программу, во взрыв евангелизации, в какие-то десять шагов к успеху. Благодаря такому подходу, уже есть некоторые заметные результаты. Стала очевидной эффективность ответственного и трезвого подхода к проповеди. На еженедельных встречах по понедельникам мы изучаем Писание, анализируем тексты, изучаем гомилетику. Такой подход стал изменять нас изнутри, медленно, но в нужном направлении. Порой мы не видим больших успехов или заметного прогресса, но работа медленно идёт. Я как-то слышал, что это очень трудоемкое и сложное дело пытаться по-хорошему реформировать возрастную церковь, с уже сложившимися своими традициями и опытом.

Было время, когда мне казалось, что изменения невозможны, я готов был сдаться. Лишь на третий год наметилась какая-то положительная динамика. Часть людей в церкви были не согласны с изменением вектора развития. Они ушли в другие церкви. Сейчас мы думаем, что евангельское направление и обновление, в котором мы движемся правильное и жизненно необходимо для церкви.

–           Что вы предпринимаете, чтобы уже сформированные отношения в церкви были живыми? Как побуждаете людей меняться?

3 года назад мы начали настойчиво всех призывать к встречам в малых группах. Малые группы один из самых эффективных методов сближения членов церкви. Но контекст мегаполиса вызывает серьезные сложности в проведении этих встреч. У нас не хватает руководителей для проведения этих групп по районам. Еще одна проблема в том, что люди настолько заняты и вовлечены в свою бытовую деятельность, что единственный день для поклонения у них это воскресенье. Теперь мы после каждого воскресного богослужения организовываем чаепития. После общения за столом мы проводим изучение Слова в группах. Как я уже говорил, у нас есть группа приветствия, те, кто общаются с гостями. К нам стали приходить семейные люди, и мы стали проводить для них встречи. В основном, мы собираем молодые семьи. У многих из них есть дети. Мы поднимает насущные для них вопросы о воспитания детей, об отношении друг с другом и т.д. Почти на каждом членском мы говорим о евангельском понимании церкви, о необходимости построения отношений друг с другом. Взаимоотношения стоятся в зависимости от того, как мы относимся к нуждам окружающих. Мы учим, что верующие не просто сосуществуют в мегаполисе, но их призвание помогать друг другу в решении духовных и бытовых вопросов. Это становится источником ободрения и вдохновения, даёт новый импульс для открытости. Среди братьев мы строим отношения не только на советах, но и на неформальных встречах. Мы ходим вместе в баню. Эти встречи начинаются с молитвы друг за друга. Мы делимся своими нуждами, благословениями. Это постепенно сближает нас и формирует нашу духовную семью.

Какие-то изменения происходят быстро. Церковь принимает нововведения. Другие изменения очень медленны. Старшее поколение выросло в других реалиях, в другой традиции, им трудно меняться. Мы не пытаемся кого-то переделать или поломать. Постепенно, очень медленно мы акцентируем внимание церкви на истине Писания. Мы ищем обоснование наших традиции в Библии. Если они не подтверждается, то можем спокойно сказать, что это просто наша традиция, а не что-то обязательное, не Божье повеление.

Еще один серьезный для нас вызов, это основание новой церкви в Новой Москве. Это район, ставший частью Москвы в 2012-м году. У нас там есть небольшой дом молитвы. Наша цель, чтобы там появилась полноценная церковь. Чтобы служение там развивалось, мы пригласили одного служителя. Этот брат совершает там служение пастыря. Несколько семей, живущих в этом районе, регулярно встречаются.

Мы понимаем, насколько важно подвергать здравой критике всякое наше дело. Это один из важных факторов духовного роста. Мы хотим, чтобы люди больше боялись Бога, а не один другого или же членского собрания. Наша цель распространять Евангелие. На собраниях мы постоянно молимся за неверующих людей. У нас возникают трудности с  формированием открытых, искренних отношений в церкви, но мы учимся понимать друг друга. Становится заметным, как церковь все более и более вовлекается в служение, в благовестие. Люди с посвящением реагируют на нужды друг друга. Это говорит об их духовном росте и о развитии нашей общины. Слава Богу!

Похожие статьи

Comments are closed.