Неизвестный съезд Баптистов Российской Империи, Синичкин А.В.

Синичкин Алексей Валерьевич, Магистр богословия, Руководитель образовательных программ церкви ЕХБ, «Поклонная гора», г. Санкт-Петербург, Архивариус РС ЕХБ

Высшим органом управления союза баптистов Российской империи являлся съезд представителей общин (или поместных церквей). Данная форма управления союзом была перенята или заимствована славянскими баптистами у братских меннонитов. Известно, что братские меннониты в Российской империи  были в основном этническими немцами. С 1872 года они собирались на свои ежегодные  конференции, которые были посвящены миссионерской деятельности[1]. Братские меннониты развивались, как этноконфессия, исключительно среди немецкого населения, что было связано с особенности менталитета и законодательства Империи (здесь и далее под термином «Империя» имеется ввиду государство «Российская Империя», существовавшее до октября 1917 года). В мае 1882 года в колонии Рюкенау Таврической губернии состоялась очередная конференция братских меннонитов, на которую были приглашены 19 братьев не немцев. Сделано это было с целью привлечь зарождающееся новообращенное Российское братство к организованной миссионерской работе для проповеди Евангелия максимально широким слоям населения Империи. Побудительным мотивом для данного шага стал Маковский циркуляр о признании баптизма в России, выпущенный в 1879 году.

Через два года, с 30 апреля по 1 мая 1884 года, в с.Ново-Васильевка Таврической Губернии Бердянского уезда прошел первый самостоятельный съезд баптистов Российской Империи. Официально он назывался: «Конференция Союза верующих, крещенных христиан, или так называемых баптистов Южной России и Кавказа». На этом съезде или, как он назывался, конференции был организован Союз Русских баптистов. Собственно говоря, этот Союз лежит в основании практически всех славянских союзов евангельских христиан-баптистов существующих в мире.

На сегодняшний день, говоря о съездах евангельских христиан-баптистов, исследователи опираются на таблицу, помещенную в фундаментальном труде «История евангельских баптистов в СССР»[2] . Такую же таблицу помещает и С. Н Савинский в своей книге.[3]

В ходе исследований в архиве Государственного Музея Истории Религии ГМИР, была обнаружена папка, содержащая протоколы съездов баптистов[4]. Судя по рукописным метам на документах, содержащихся в деле, протоколы подбирал Василий Гурьевич Павлов. В данном деле хранятся протоколы и различные сопутствующие документы съездов баптистов до 1917-го года.  Сразу бросается в глаза не соответствие номеров съездов в хронологической таблице, приведённой в вышеуказанных изданиях, и номеров в данном архивном деле. Первым расположен Протокол объединенной конференции в Рюкенау в 1882-м году, написанный рукой Д.Мазаева, из «Миссионерского обозрения» сентября 1900-го года. Вторым номером – Протокол конференции 1884-го года. Внизу приписка В. Павлова:«В подлинности этого протокола не может быть сомнений, так как он в копии в свое время был у меня в руках». 10-м съездом, согласно указанному делу, считается 10-й съезд баптистов, проходивший 18-го октября 1897-го года в городе Лодзь. Данного съезда нет в ранее упомянутой таблице съездов. Но 10-м съездом считается съезд 1898-го года в г.Царицыне, о котором в вышеуказанном деле нет упоминаний. Далее в деле имеется протокол 11-го съезда в области Войска Донского в 1900-м году. Обычно в протоколах ранних съездов первым пунктом было заслушивание вопросов благовестников. На 11-м съезде был представлен отчет за 1898-1899 года, что говорит о том, что в этих годах съездов, по видимому, не проходило. 12-й съезд согласно делу проходил в 1902-м году в имении Д. И. Мазаева, а не в г.Царицыно как указано в таблице. Съезд баптистов в 1907-м году, проходившей в Ростове-на-Дону, по протоколу считается 15-м. Соответственно съезд в Киеве в мае 1908 года – 16-й, а в таблице 18-й. Съезд в Ростове-на-Дону в октябре 1909 года согласно протоколу считается 17-м, а не 19-м. Съезд 1910-го года в Санкт-Петербурге согласно  протоколу – 18-й, но в изданной официально брошюре протоколов он указан как четвертый Всероссийский[5]. Так-как издание было официальным, скорее всего, указаны только легальные съезды, разрешенные Министерством Внутренних Дел. Все остальные съезды были нелегальные.

Согласно хронологической таблице последним, 21-м, съездом баптистов в царское время, или в период Российской Империи, был съезд в  Москве, проходивший с 25-го сентября по 1-е октября 1911-го года. В архивном деле имеется «Отчет правления Союза русских баптистов съезда баптистов в Москве с 25 сентября по 5 октября 1911 года». Отчет издан типографским способом. Сверху карандашом стоит пометка «19 съезд». С. Н. Савинский считает, что это был последний съезд в царское время[6]. Этого же мнения придерживались и другие авторы. С. В. Санников отмечает, что 1911-й год стал последним годом относительной свободы вероисповедания в Российской Империи[7].  

Причиной такого заключения исследователей, по всей вероятности, послужила публикация в первом номере журнала «Слово Истины» за 1917-й год под названием «Первый свободный съезд баптистов»[8]. Начиналась она такой фразой: «Долгим казался шестилетний перерыв после Московского съезда в 1911 г. Порою казалось, что бывшему кошмарному сну реакции не будет конца, и над головами верующих всегда будет висеть плетка городового»[9].  В конце данной заметки говорилось: «За долгий период гонений жизнь всего союза подвергалась многим опасностям, деятельность его пришла в упадок, и поэтому Владикавказский съезд  можно назвать восстанавливающим, приводящим все в должный порядок»[10]. Из данной статьи можно сделать вывод, что съездов баптистов с 1911-го по 1917-й год не было.

Однако в названном нами архивном деле последним лежит документ под названием: «Определение Заседаний годового собрания представителей общин Евангельских христиан-баптистов, происходивших от 30 ноября по 3 декабря 1914 г»[11], о чем хочется поговорить подробнее. Данный документ отпечатан типографским способом, как и другие протоколы съездов после 1905-го года. Карандашом в верхней части документа имеется надпись: «В экономии братьев Мамонтовых (вблизи г.Грозного) Кизлярский у(езд). Участвовало 38 человек». В отличие от предыдущих протоколов здесь нет перечисления участников данного собрания. В документе перечисляются только решения. Само понятие «годовое собрание» вполне характерно для евангельских христиан-баптистов. Так обычно именовались некоторые съезды баптистов Российской Империи до 1905-го года. Первые два съезда в протоколах названы конференциями. Встреча 1886-го года в протоколе названа съездом, а в 1889-м году уже названа годовым собранием.

  Съезд принимали в своем имении братья Мамонтовы. Мамонтовы участвуют в съездах с 1886-го года. Г.Г.Мамонтов делегат от Кубанской области. Известно, что Григорий Григорьевич Мамонтов и его жена Ефросиния Михайловна приняли крещение вместе с братьями Деем Ивановичем и Гавриилом Ивановичем Мазаевыми 11 ноября 1884-го года в реке Кавалерке. Крестил их пресвитер Ново-Васильевской общины Василий Колодин[12].  Именно в доме Мамонтовых проходил съезд  1889-го года, выразив благодарность «семейству Мамонтовых за помещение и радушное угощение[13]».

И вот спустя четверть века, в декабре 1914-го года, в имении Мамонтовых проходит очередной съезд. Уже идет Первая мировая война, а в Москве в октябре состоялся суд над Вильгельмом Фетлером и Василием Ивановым, приговорив В.Фетлера к заключению в крепость на 4 месяца, а В.В.Иванова на 2 мес. Как писала газета «День»: «В. В. Иванов глубокий старик подвергается заключению уже в 33-й раз»[14]. Санников пишет: «С началом Первой мировой войны многие евангельские верующие были отправлены в ссылки за связь с воинствующим германизмом»[15].

Тем не менее, евангельские христиане-баптисты проводят свой нелегальный съезд.

Съезд начался с усердной молитвы Господу. После молитвы было избрано новое правление Союза. Путем голосования были избраны: председателем союза – Д. И. Мазаев, товарищами ему – Н. В. Одинцов и С. П. Степанов, кассиром – А. С. Смирнов, членами правления – В. В. Иванов, И. К. Савельев, И. А. Голяев, Д. А. Правоверов, И. К. Вязовский и кандидатами к ним: В. Г. Мамонтов, В. Г. Павлов и В. П. Степанов.

Таким образом, мы видим, что Дей Иванович Мазаев вернулся к руководству Союза не на съезде во Владикавказе в апреле 1917-го года, как об этом пишет С. Н. Савинский. Этот факт и объясняет уверенное поведение Дея Ивановича на Первом Свободном съезде в Владикавказе. В протоколе съезда  1917-го года он назван «Председателем Союза»[16]

Заместителем председателя избирается Николай Васильевич Одинцов и Семен Прокофьевич Степанов. Таким образом, мы видим, что Н. В. Одинцов не случайно встанет во главе Федеративного Союза баптистов СССР в 1926-м году. Семен Прокофьевич Степанов – пресвитер Московской общины баптистов отойдет к Господу в 1916-м году.

Членами правления Союза баптистов избирается Василий Васильевич Иванов (1846-1919) – старейший труженик союза баптистов. На съезде в Ново-Васильевке он был избран благовестником по Кавказу. Он был пресвитером, автором многочисленных статей в периодических изданиях Союза баптистов, редактором журнала «Баптист» в 1913-1914 годах , однако на заседании правления 7-8 декабря 1914 года записано: «В. В. Иванов сложил с себя звание члена правления, и вступил на его место В. Г. Мамонтов»[17]. Возможно на решение Иванова повлиял суд в Москве, о котором мы писали ранее. В это время были достаточно напряженные отношение между Д. И. Мазаевым и В. В. Ивановым, о чем Мазаев высказался на съезде во Владикавказе 1917-м году. Кроме того, Иванову В. В. на тот момент уже было 68 лет. Также избираются И. К. Савельев – благовестник, много раз избиравшийся в Правление Союза баптистов; И. А. Голяев  – экс-председатель Союза баптистов, пресвитер Балашовской  общины баптистов; Д. А. Правоверов – пресвитер Киевской общины баптистов. В 1921-м году он будет избран председателем Всеукраинского союза баптистов; И. К. Вязовский – многолетний член правления Союза баптистов, пресвитер церкви в г.Нахичеване. Кандидатами в Правление избираются старейшие служители Союза: В. Г. Мамонтов, В. Г. Павлов и В. П. Степанов.

Следующим стоял вопрос о рукоположении служителей Церквей Союза. Нужно отметить, что с самого начала образования Союза именно Правление занималось вопросом рукоположения служителей. Именно рукоположенные служители являлись связующими звеньями между поместными церквями. Церковь избирала служителей, но рукоположение служителей производилось по поручению Съезда, либо Правления Союза. В исследуемом нами «Определении» сказано: «Общины, желающие иметь рукоположенных служителей Церкви, обращаются с заявлением об этом в Правление Союза на имя председателя, каковое немедленно по получении должно быть удовлетворено».

Третьим пунктом стоял вопрос о принятии дел от предыдущего председателя Союза Ильи Андреевича Голяева. Была избрана комиссии из братьев В. П. Маркина и П. В. Мамонтова, «которые по получении извещения от председателя союза, немедленно, в определенный им для сего срок обязаны выполнить возложенное на них поручение».

Следующим четвертым пунктом было постановлено: «Остаток от суммы для голодающих, находящейся в кассе Союза, определено предоставить в распоряжение Правления Союза на предмет удовлетворения исключительно материальных нужд членов наших общин, как-то: пострадавших от недорода, вследствие призыва на войну и т. п., но отнюдь не на миссию и приют в Балашове».

И пятый пункт: «Постановлено привести в известность состояние кассы для инвалидов и, в случае недостаточности средств, возложить на Правление Союза обязанность о безотлагательном принятии мер к увеличению их путем напоминания общинам о необходимости участия в нуждах престарелых тружеников Нивы Господней».

Нужно отметить, что на следующем Съезде в 1917-м году Председатель Союза Д. И. Мазаев заявил, что «от прежнего председателя он получил лишь бумаги, денег не получил…»[18].

Следующий пункт описывает отношение с Союзом Евангельских христиан. «Съезду было доложено письмо И. С. Проханова, в котором, с плохо скрываемым злорадством, сообщалось о происшедшем будто бы, по словам письма:«Небывалом нравственном крахе руководителей союза баптистских общин, выразившемся в уклонении Тифлисской общины и братьев В. В. Иванова и Н. В. Одинцова в пагубную ересь трясунства», каковое сообщение, подрывая уважение у упомянутых братьев, не соответствует действительности. В виду неверности и клеветнического характера подобного сообщения Съезд поручает Правлению Союза оповестить союзные общины  о недостойном христианского звания и даже просто порядочного человека поступок И. С. Проханова, служащий лишь к углублению, к крайнему сожалению всех действительно любящих Господа и Его святое дело, розни между союзами, и являющегося показателем подлинных намерений руководителей Евангельских христиан». Следует отметить, что с 1912-го года велись переговоры с И.С.Прохановым об объединении, точнее, о признании союзов. Главной же проблемой были отлученные. Этим вопросом будет заниматься уже съезд 1917-го года во Владикавказе, но из данного пункта, рассматриваемого нами документа, видно, что отношения Председателя Союза Евангельских Христиан Ивана Степановича Проханова и руководства Союза евангельских христиан-баптистов были очень не простыми. По всей вероятности, они накалились еще больше, из-за чего съезд 1917-го года во Владикавказе меняет название союза с «Евангельские христиане-баптисты», принятое в 1903-м году на съезде в г.Царицыне, на название «баптисты», причем за это проголосовало большинство (67 голосов, против 12)[19]. Нужно отметить, что И. С. Проханов в 1906-м году на съезде (годовом собрании) евангельских христиан-баптистов в Ростове-на-Дону был избран членом правления Союза[20].  Этот факт объясняет напряженное отношение Правления Союза евангельских-христиан баптистов к деятельности И. С. Проханова по созданию Союза евангельских христиан.

Следующий вопрос касался журнала «Баптист», издаваемого Союзом евангельских христиан-баптистов с 1907-го года. В 1913-м году журнал не издавался, а в 1914-м году журнал издавался в г. Баку, и главным редактором был В.В. Иванов. Определение говорит «Решено продолжить издание союзного журнала «Баптист» на 1915-й г., поручив Правлению озаботиться изысканием средств для этой цели, не затрагивая миссионерской кассы, и привлечением сотрудников». Как известно, журнал так и не удалось издать. Причиной послужила вероисповедная политика Российского Правительства во время Первой мировой войны. На съезде во Владикавказе в 1917-м году на вопрос М. Д. Тимошенко о том, почему умер журнал «Баптист»? Д. И. Мазаев ответил: «Журнал умер вследствие перехода под редакторство В. В. Иванова, который, не желая давать ему на просмотр статьи, поместил возмутительную статью о «трясунстве», после чего от журнала все отвернулись, и он закончил своё существование»[21]. Съезд 1917-го года поручил Д. И. Мазаеву возобновить издание журнала «Баптист», что и было выполнено.

Съезд поручает Правлению приглашать благовестников в зависимости от средств союзной кассы и, руководствуясь при избрании их на служение выработанными на этот счет правилами прошлогодних съездов. Съезд находит также допустимым, чтобы в деле благовестия принимали участие и братья из числа союзного правления. На ранних съездах благовестников или миссионеров избирал непосредственно сам съезд, и отчитывались благовестники непосредственно съезду. С организацией Миссионерского общества в июне 1907-го года этот порядок был нарушен, и миссионеры перешли в ведения данного общества. Из переписки руководителей союза видно, что Д. И. Мазаев и другие братья не были довольны организацией отдельного Миссионерского общества. Н. В. Одинцов, присутствуя на заседании собрания членов Миссионерского общества  летом 1907-го года в г. Балашове Саратовской губернии, пишет И. П. Кушнерову: «Первый опыт деятельности Миссионерского о-ва не могу назвать удачным: наличный состав кассы оказался плачевным (около 5000 руб.), выбор благовестников почти случайный, умственно-духовный уровень избранных на служение не высок. Оказались и ещё кое-какие дефекты. Грустно! Запоздание Мазаева – ловкий политический маневр. Честь ему и слава! Я преклоняюсь перед его стратегией»[22]. Из этого письма видно, что Д. И. Мазаев не поддерживал идею миссионерской деятельности вне союза баптистов. Съезду в г.Москве в 1911-м году были представлены отчеты 29-ти благовестников[23].  В 1914-м году Правление Союза вновь берет миссионерскую работу в свои руки.

Следующим вопросом было издание собственного сборника гимнов. Это решение принимали предыдущие съезды. Определение гласило так: «По вопросу издания сборника духовных песен-гимнов для употребления в богослужебных собраниях наших общин Съезд выразил пожелание, чтобы избранная для этой цели на Московском съезде комиссия как можно скорее приступила к осуществлению, наименовав сборник «Голосом Веры». К участию в этой работе комиссии приглашены братья: Г.Г., Т.Г. и В.Г. Мамонтовы, на что ими выражено полное согласие». Нам известно, что сборник удалось составить и издать только после окончания Гражданской войны.

Десятым вопросом съезда был вопрос о районах. Предыдущий съезд в г.Москве в 1911-м году постановил, по предложению И. А. Голяева, распределить все общины Европейской России на районы, «в которых следует поставить пресвитеров от союза, под наблюдением которых находились бы  эти районы»[24]. Тимошенко пишет: «Многие говорят об этом, причем выясняется значение «старшего пресвитера», и съезд постановляет открыть таковые районы»[25].  Съезд 1914-го года всесторонне и обстоятельно обсудил вопрос о деятельности районов. Было постановлено: «Принимая во внимание прискорбные практические результаты районной деятельности, и в целях сохранения единства народа Божия во исполнении Воли Его на земле, как на небе, обратится к братьям с увещанием прекратить вражду во имя Господа и ради мира в Церкви, продолжая великое и Святое дело распространения Царства Божия и спасения погибших грешников, в полном единении со всеми святыми и верными в Христе Иисусе, в союзе любви, взаимного доверия и мира». На сегодняшний день мы не можем точно сказать, что именно повлияло на такое решение. Известно, что Д. И. Мазаев был в 1911-м году категорически против такого решения[26]. На съезде 1917-го года было решено: «Признать отделами уже существующие Сибирский и Дальневосточный, и один общий союза в России без районов»[27]. Таким образом мы видим, что никаких «старших пресвитеров» в Союзе баптистов, по существу, не было, эксперимент деления на районы со «старшими пресвитерами» во главе, предложенный на съезде 1911-го года, фактически был прекращён на съезде 1914-го года.

В 11-м разделе  сказано:«Съезд находит необходимым напомнить всем предстоятелям Церквей Христовых об их священной обязанности поощрять членов церкви «к любви и добрым делам», увещевая тех из них, кто не участвует к великому вреду души своей в богослужебных собраниях церкви, в Св. Вечери и в пожертвованиях на дело Божие». 

  Съезд закончился общей молитвой.


7-8 декабря 1914-го года  состоялось заседания правления Союза[28], где, как отмечалось выше, В. В. Иванов сложил с себя звание члена правления, а на его место вступил В. Г.Мамонтов. Было решено: «Пригласить с одобрения и согласия общин, в зависимости от средств союзной кассы, для служения в качестве благовестников: 6 братьев годовых, 16 полугодовых, 11 двухмесячных, 3 по усмотрению председателя и 2 без определений срока».

Таким образом, прошел неизвестный исследователям до недавнего времени съезд евангельских христиан-баптистов.

Анализируя  «Определение Заседаний годового собрания представителей общин Евангельских христиан-баптистов, происходивших от 30 ноября по 3 декабря 1914 г.[29]», можно придти к следующим выводам:

  • Не смотря на очень тяжелую политическую ситуацию, и на критику руководящих братьев Союза баптистов, работа  велась, и структуры Союза, хоть с большим трудом, но функционировали.
  • Союз пытался адаптироваться к новым условиям работы, о чем говорит сам факт проведения нелегального съезда, подобно тому, как проводились съезды Союза баптистов в конце XIX столетия.
  • Руководство Союза баптистов сменилось не на съезде 1917-го года во Владикавказе, а на съезде 1914-го года.  Такая же ситуация произошла и с делением страны на районы. Попытка такого деления была предпринята съездом 1911-го года, но остановлена в 1914-го году, а не в 1917-м как считалось ранее. Исключением стали лишь Сибирь и Дальний Восток, что и подтвердил съезд 1917-го года.
  • Служение «Старшего пресвитера», принятое съездом 1911-го года, фактически не было внедрено в Союзе баптистов и упразднено в 1914-м году.

Найденный нами документ проливает свет на один из сложных и мало изученных исторических периодов евангельских христиан-баптистов России.

Архивные источники используемы в статье:

  1. Газета День от  30.10.1914  – РГИА Ф821 Д298 Л325
  2. Отчет правления Союза русских баптистов съезду баптистов в Москве с 25 сентября по 5 октября 1911 года  – АГМИР, К1.О8.Д32..Л205-205об.
  3. Отчет Правления Союза Русских баптистов, Съезду в Москве с 25 сентября по 5 октября 1911 г. Балашов: Паровая типография Л. Пухановского и Д. Крыжко  – АГМИР, К1. О8. Д.32. Л.198-204
  4. Первый свободный съезд русских Баптистов всей России в г. Владикавказе с 20 по 27 апреля 1917 г.  – Частная коллекция автора
  5. Письмо Н. В. Одинцова И. П. Кушнерову  –  АГМИР К1,. О.8, Д.33. Л.3об
  6. Протокол заседания годового собрания представителей общин русских Евангельских христиан-баптистов, происходивших в мае 1906 года в городе Ростов-на-Дону. –  Тип. Ф. Павлова в Ростове-на-Дону. – Частная коллекция автора

Список литературы

  1. Дик И. У колыбели братства –  Samenkorn 2017
  2. История Евангельских христиан-баптистов в СССР – М: ВСЕХБ
  3. Нагирняк А. П. Баптисткий Соломон Дей Иванович Мазаев// А. Нагирняк Подвижники веры – Киев 2014 с.19-21
  4. Первый свободный съезд баптистов. // Журнал «Слово истины» №1, 1917
  5. Протокол IV Всероссийского съезда Евангельских христиан баптистов с 1-го по 9-е сентября 1910 г. в С.-Петербурге –  СПБ: Типография Книгоиздательства Полезной литературы. Вас. Остров 24 л. Д.11  – 1910 г.
  6. Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917) –  СПБ: Библия для всех. 1999 г.
  7. Санников С. В. Двадцать веков христианства т.2 –  Одесса – СПБ, 2001
  8. Санников С. В. Популярная история христианства. – Киев: Саммит-книга, 2011. 
  9. Тимошенко М. Съезд баптистов в Москве. // Журнал «Баптист» г. 1911 №46

[1] Дик И. У колыбели братства –  Samenkorn 2017 с.75

[2] История Евангельских христиан-баптистов в СССР – М: ВСЕХБ,. 1889, с.511

[3] Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917) –  СПБ: Библия для всех. 1999 г. с. 340

[4] АГМИР К1.О8.Д32

[5] Протокол IV Всероссийского съезда Евангельских христиан баптистов с 1-го по 9-е сентября 1910 г. в С.-Петербурге –  СПБ Типография Книгоиздательства Полезной литературы. Вас. Остров 24 л. Д.11 1910 г.

[6] Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917) – СПБ:  Библия для всех. 1999 г. – с. 272

[7] Санников С. В. Популярная история христианства. – Киев: Саммит-книга, 2011. – с.416. Санников С. В. Двадцать веков христианства т.2 –  Одесса – СПБ, 2001,  – с.519

[8] Первый свободный съезд баптистов. // Журнал «Слово истины» №1, 1917, – с.14-15

[9] Там же. С.14

[10] Там же С.15

[11] АГМИР, К1.О8.Д32..Л205-205об.

[12] Нагирняк А. П. Баптисткий Соломон Дей Иванович Мазаев// А. Нагирняк Подвижники веры – Киев 2014 с.19-21

[13] Там же

[14] РГИА Ф821 Д298 Лист 325 Газета «День» 30.10.1914

[15] Санников С. В. Популярная история христианства. – Киев: Саммит-книга, 2011. – С.416

[16] Первый свободный съезд русских Баптистов всей России в г. Владикавказе с 20 по 27 апреля 1917 г.

[17] Пункт 13 определения

[18] Первый свободный съезд русских Баптистов всей России в г. Владикавказе с 20 по 27 апреля 1917 г.- с.13

[19] Там же с.11

[20] Протокол заседания годового собрания представителей общин русских Евангельских христиан-баптистов, происходивших в мае 1906 года в городе Ростов-на-Дону. – Тип. Ф. Павлова в Ростове-на-Дону. С.4

[21] Первый свободный съезд русских Баптистов всей России в г. Владикавказе с 20 по 27 апреля 1917 г.» с.13

[22] АГМИР К1,. О.8, Д.33. Л.3об

[23] Отчет Правления Союза Русских баптистов  Съезду в Москве с 25 сентября по 5 октября 1911 г.» – Балашов: Паровая типография Л. Пухановского и Д. Крыжко

[24] Тимошенко М. Съезд баптистов в Москве. // Журнал «Баптист» г. 1911 №46 –  с. 367

[25] Там же

[26] Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917) – СПБ: Библия для всех. 1999 г. – с. 274

[27] Первый свободный съезд русских Баптистов всей России в г. Владикавказе с 20 по 27 апреля 1917 г. – с.13-14

[28]АГМИР, К1.О8.Д32..Л205об 

[29] АГМИР, К1.О8.Д32..Л205-205об.

Comments are closed.