Наследство на небесах. Кузнецов С.Г.

Однажды ученики спросили Иисуса:

Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

Иисус ответил:

— Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых

(Евангелие от Матфея 19:29-30).

Эти слова, вероятно, относятся только к Апостолам, потому что дальше Иисус продолжает и говорит о том, что будет дано всем, оставившим что-то ценное ради Иисуса: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Термин «наследие» достаточно часто употребляется по отношению к вечной жизни. Означает ли это, что наследие не имеет отношения к заслугам и образу жизни христианина? Если жизнь вечная – это дар Божий, который невозможно заслужить, то стоит ли рассматривать наследство как награду?

В своей притче о суде над всеми народами, где люди будут разделены на «овец» и «козлов» (Мф.25:31-46), Иисус оценивает людей по наличию у них дел милосердия. Те, кто совершал эти дела, получает «билет в жизнь вечную», а кто не совершал – «билет в погибель». Хотя этот текст относится не к церкви, а к людям, дожившим на земле до конца периода скорби, принципы спасения неизменны. Бог из этих людей одних спас, а других осудил не за их дела, но за их веру или неверие. И это проявилось в их поведении. Дела стали доказательством того, что они имели спасительную веру. Вера здесь предстает перед нами не просто мнением о Евангелии, а деятельной жизненной позицией.

В Евангелиях мы читаем историю о богатом юноше, который пришел к Иисусу. Он спросил: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк.10:17). Иисус в ответ предложил ему исполнять заповеди Божьи. Но в Своем ответе Господь перечислил только те шесть, которые регулировали отношения между людьми. Когда юноша объявил, что все их исполняет, Иисус предложил ему следующее: «Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк.10:21). Почему же Иисус не предложил юноше просто верить в Него, как в Мессию, продолжать исполнять заповеди и жить прежней жизнью?  Таким ответом Он показал, чего юноше недостает для спасения. Он указал ему на то, что в его жизни занимает место Бога, что является для него самым главным. Это было ответом на неисполнение самой первой заповеди: «Да не будет у тебя других богов» (Исх. 20:3).

Исполнение заповедей являлось выражением веры и показателем её истинности. Иисус не предлагал юноше спасаться делами, но призывал проявить веру на деле. Причем дело веры должно было полностью переменить образ жизни этого юноши. Продать всё имение, раздать его нищим и идти за Иисусом, да ещё и быть готовым за Него умереть? Кто способен на такой шаг? Только искренне верующий человек. Таковыми были Апостолы, и таким является Сам Иисус. Именно отсутствие должной веры привело юношу к печали и неверному выбору.

Притча о козлах и овцах и история богатого юноши хорошо показывают, какую роль играют дела в наследовании жизни вечной. Наследство обретается верой, но верой не умозрительной, а активной, выраженной в конкретных делах. Совершение дел веры отчасти является волеизъявлением человека, его свободным выбором быть послушным Богу. Именно эта активная позиция веры и приводит к обретению наследия. Все верующие получат наследие вечной жизни, но это не значит, что наследие – плата за их заслуги. О всеобщности наследования вечной жизни христианами говорит и Апостол Павел. Прощаясь с пресвитерами в Ефесе, он сказал: «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян.20:32). Также из этого текста видно, что наследие,  обретается через действие благодати и доступно всем христианам.

Однако, возникает еще один важный вопрос. Включает ли в себя наследие только факт обретения вечной жизни или что-то еще? Вопрос этот не настолько прост, как может показаться на первый взгляд. Для лучшего понимания проблемы рассмотрим несколько текстов.

Призыв в послании к Колоссянам гласит: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол.3:24). В данном тексте наследство явно является Божьим воздаянием за наше служение Христу. Слово a’ntapo/dosivς (антаподосис),  переведенное как «воздаяние», означает «воздаяние, отдача, возврат, расплата». Идея в том, что христианин работает на Христа и получает что-то в ответ. Это второй вид наследия – наследие с условиями. Нужно не только верить, но и научиться жить определенным образом, чтобы получить это. Что удивительно, христианину обещана не зарплата, а право на наследство. Чем же наследство отличается от зарплаты? Их отличает главный признак: оплата – это определенная договором сумма, а наследство – вся собственность её обладателя без остатка. В этом смысле наследие – описание всех благословений, которыми будут пользоваться христиане в Царстве Божьем. Учитывая непостижимое богатство Бога – обладателя наследия – это совершенно несоразмерная плата за служение. В чем же причина такой несоразмерности?

Чтобы верно понять этот текст, стоит посмотреть на него иначе, чем просто с позиции заслуг. Павел призывает христиан служить Богу не как наемники, а как наследники. Наемник не заинтересован в результате своего труда, а только в вознаграждении. Наследник же, напротив, может не ожидать сиюминутного вознаграждения, но трудится из любви к отцу, при этом увеличивая своё будущее наследство. Этот вывод очень важен для понимания сущности и заслуженности награды.

Итак, наследство – дар Божьей благодати для всех верующих. Этот дар включает в себя вечную жизнь, будущие благословения и обладание Царством. Верующие обретают наследие действенной верой, выражающейся в послушании, уповании и служении Богу. То, что этот дар всеобщий, не значит, что все христиане будут обладать им в равной степени. Мы видим, что есть два типа наследия в Новом Завете: всеобщее и особенное. Жизнь вечную получит каждый христианин, но некоторые аспекты наследия такие, как правление со Христом и похвала, имеют условия для обретения.  Нам стоит служить Богу с любовью детей, и Он даст нам наследство со Христом в Царстве Божьем.

Похожие статьи

Comments are closed.