Нагорная проповедь. И.В. Шайфулин

Во все времена так называемая Нагорная проповедь Иисуса Христа справедливо привлекала к себе внимание людей, очень разных по своим убеждениям и религиозным взглядам. Правда, причины этого внимания были каждый раз свои. Одни искали в ней нравственный идеал, что-то вроде недостижимого абсолюта. Другие видели в ней просто набор моральных правил, некую универсальную конституцию, подходящую любому, независимо от мировоззрения. Третьи – провозглашение нового миропорядка взамен прежнего, противопоставление нового Закона Иисуса старому Закону Моисея. А некоторые вообще использовали ее как сборник особых «сакральных» текстов, которые нужно заучивать либо для демонстрации высокой духовности, либо для гарантированной связи с Богом, вроде молитвы «Отче наш».

Ни с одним из этих подходов невозможно согласиться – они или полностью искажают смысл и предназначение проповеди, или настолько упрощают ее замысел, что теряется основная идея и, следовательно, ее практическая значимость.

Конечно, целью Иисуса не было простое морализаторство. И это не был отвлеченный философский диспут об этике, о горизонтах неосуществимых нравственных идеалов. Также невозможно согласиться с тем, что Иисус что-то отменял или противопоставлял Себя заповедям Моисея, о чем Он Сам заявил вполне недвусмысленно (Мат. 5:17-18). Ритуализация же избранных мест из Нагорной проповеди вообще не имеет никакого смысла, как впрочем и любого другого библейского текста, что протестантам объяснять вроде не нужно, но часто, к сожалению, приходится.

В чем же значение Нагорной проповеди? Конечно, можно согласиться с общим определением, что это учение Иисуса. Но все же хотелось бы чего-то более конкретного. Если учение, то о чем, в чем его суть и в чем его важность?

Развернутый ответ на этот вопрос мы можем сформулировать в нескольких пунктах.

Во-первых, с самого начала Своего публичного служения Иисус продолжил проповедь Иоанна Крестителя о Царстве (ср. Мат. 3:2 и 4:17). И Нагорная проповедь – это как раз сосредоточие того, чему Он учил, когда провозглашал Царство, подробное объяснение этого заявления. Даже беглого взгляда на содержание проповеди достаточно, чтобы убедиться, как часто в проповеди указывается на Царство (например, 5:3, 10, 19, 6:10, 33, 7:21). В определенном смысле Нагорную проповедь (согласимся с этим не вполне корректным, но уже привычным наименованием) можно назвать мессианским манифестом Иисуса. И это манифест о Царстве.

Во-вторых, следует заметить, что основное внимание Иисуса в этот момент сосредоточено вовсе не на всем народе, который собрался послушать нового учителя. Конечно, народ, привлеченный исцелениями (Мат. 4:23-25), здесь присутствует, слушает наставление и даже определенным образом реагирует на слова Иисуса (Мат. 7:28), но Его внимание сосредоточено все же на учениках. Картина, которую рисует Матфей – это картина учителя и собранных вокруг Него учеников: Он сел, к Нему подошли ученики, и Иисус стал их учить (Мат. 5:1-2). Здесь те, кто посвятил себя следованию за Учителем, впервые в Евангелии называются учениками.

Таким образом, в Нагорной проповеди мы видим представление новой, особой группы людей, которые принимают Мессию и становятся участниками Небесного Царства, и к которым обращено это наставление о сути этого самого Царства. Так что проповедь Иисуса является рассуждениями об ученичестве: что значит быть учеником Иисуса Христа, что значит быть участником Царства (в скобках стоит отметить, что это не единственное наставление Иисуса по данной теме в Евангелии от Матфея, см. главы 10, 13, 18, 24-25).

В-третьих, ценность Нагорной проповеди в том, что это не просто пустое теоретизирование на заданную тему, оторванные от реальности размышления еще одного раввина. Это явный вызов существующей системе взглядов, исказившей понимание Бога и Его Закона, и требующий принятия решения.

Несмотря на могущество явленной в Иисусе Божьей силы, главным в Его служении было вовсе не количество исцелений и изгнанных демонов, а Его слова, учение, которое Он возвещал. Да, Иисус доказывал Свое право на мессианство с помощью невероятных дел, однако самым важным было другое. В Евангелии от Марка мы читаем, как Он Сам видел главную Свою задачу: «Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел» (Мар. 1:38). Современники Иисуса, свидетели Его служения трезво оценивали роль чудес и слов Иисуса. Как мы помним, Иисуса преследовали и, в конце концов, казнили вовсе не за то, что Он сделал (какие чудеса совершил, кому помог, кого исцелил, кого накормил), а именно за то, чему Он учил (например, Мат. 21:45-46, Иоан. 10:32). Тем более, что даже то, как Он учил также разительно отличалось от всех других законоучителей, о чем мы и читаем в Мат. 7:28-29: «И когда Иисус окончил эти слова, народ удивлялся учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».

Так что лучшее, что мы можем сделать, чтобы увидеть суть следования за Христом, это посвятить время серьезному изучению Нагорной проповеди. Она не только покажет нам качества ученика Иисуса и нормы благочестия, но и потребует признания Его власти и, следовательно, принятия определенных решений в нашей жизни.

В целом в Нагорной проповеди есть четыре основных темы, которые последовательно развиваются:

  • 5:3-16 – особенности ученика Христа (требования к участнику Царства)
  • 5:17-48 – исполнение Закона
  • 6:1-18 – благочестие (истина и заблуждения)
  • 6:19-34 – доверие Богу в материальной обеспеченности (деньги)

В главе 7 представлено заключение и с помощью четырех противопоставлений предложение слушателям выбора.

В дальнейшем мы постараемся обсудить основные вопросы этой проповеди.

Похожие статьи

Comments are closed.