Молитва «из глубины», Виноградов Д.В.

На страницах Священного Писания мы встречаемся с историей, которая произошла в жизни пророка Ионы. Иона был призван Господом проповедовать в Ниневии, потому что Господь определил меру беззаконий этого города и решил произвести Свой суд. О Божьем суде можно узнать из слов Ионы, когда он проповедовал в Ниневии и говорил : «еще сорок дней и Ниневия  будет разрушена!» (Иона 3:4). Но прежде чем исполнить волю Бога, Иона оказался в безвыходной ситуации – во чреве рыбы.  При прочтении молитвы пророка возникает  несколько важных вопросов, над которыми стоит задуматься.

Иона провел во чреве кита (или рыбы) три дня и три ночи. Об этом говорит не только одноименная книга, но Сам Христос подтверждает, что «Иона был во чреве кита три дня и три ночи» (Матф.12:40). Сложно сказать, что чувствовал и думал пророк в этих обстоятельствах. Читая его молитву, можно увидеть его выразил отношение к Господу, оценку своего состояния и уверенность в спасении. И тут возникает вопрос: что дало Ионе уверенность в том, что Бог услышал его и обязательно спасет? Являются ли его слова выражением надежды или же его слова обоснованы какими-то свидетельствами, которые он получил от Бога?

В чем актуальность этого вопроса? Дело в том, что каждый верующий оказывается или может оказаться в ситуации, которая для него выглядит безвыходной или безнадежной. Болезнь, трудности, переживания зачастую могут привести к отчаянию, даже к потере веры. И тогда возникает вопрос: откуда черпать силы, как перенести всё, с чем пришлось столкнуться? Как в трудностях обрести твердую уверенность в Божьем милосердии и спасении, и не тешить себя ложными надеждами?

Итак, как же Иона сам оценивал свое положение? Он принимает свое нахождение в море как прямое вмешательство Бога. Он молится, исповедует свою веру: «Ты вверг меня  в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною».  Интересно, что он не упрекает Бога в несправедливости или жестокости. Иона видел как моряки старались пристать к берегу и спасти себя и его, но они не могли преодолеть силу шторма. Можно сказать, что Бог не оставил Ионе выбора, кроме как быть брошенным в море. Оказавшись в воде, имел ли он надежду на спасение? Неизвестно, как далеко пророк был от суши и умел ли он плавать. Когда он говорит: «потоки окружили меня… все воды и волны проходили надо мною», то это может относится не к тому моменту, когда он был во чреве кита, а когда он непосредственно находился в воде. Находясь в рыбе, он не мог быть уверенным в том, как глубоко находилась рыба, ведь она могла быть и на поверхности. Таким образом, оказавшись в море, он начал тонуть. Но и эта ситуация была предусмотрена Богом. Мы читаем: «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня  и три ночи». В целом, читая эту книгу, начинаешь понимать, что Богу важно не только достижение цели в масштабах целого города, но и в масштабах одного конкретного человека. Если бы единственной целью Господа была проповедь в Ниневии о грядущем суде, Он послал бы того, кто беспрекословно исполнит Его приказ. Но, избрав Иону, Он знал, как тот поступит и какое у него сердце. Этим избранием Он желал изменить пророка. Бог ожидает добрых дел от Своих детей, от служителей Христовых, но для Него не менее важно состояние их сердец. Господь прославляется через того, у кого сокрушенное и смиренное сердце.

Далее, у Ионы появляется время, чтобы обдумать свое положение. Как он оценивает свое состояние? Он говорит себе самому: «отринут я от очей Твоих». Слово «отринут» несколько раз используется в Писании. Например, в Быт.3:24 написано, что Адам был извергнут или «отринут» из сада Едемского. То есть Бог поставил преграду, которую Адам не смог преодолеть. То же самое сказано о евреях, когда они были изгнаны или «отринуты» египтянами, когда выходили из Египта (Исх.12:39). Быть отринутым означает быть изгнанным без возможности самостоятельно вернуться. Когда Иона оказался в море, а затем во чреве рыбы, он имел все основания считать, что он отвергнут Богом. Это для Ионы было равносильно погибели. У него не было никакой возможности спастись самостоятельно.

Но затем что-то изменилось. У него появилась надежда, уверенность, что он не только не погибнет, но даже увидит Божий храм. Что же случилось?

В ст.7 мы читаем: «Когда изнемогла во мне душа моя, я  вспомнил о Господе, и молитва моя  дошла до Тебя , до храма святаго Твоего». Иона ослабел телом и душой, и именно тогда он обратился, возопил к Богу. Он говорит: «Я вспомнил о Господе». Можно найти в Писании те отрывки, где написано, что Бог вспомнил о Своем народе. С одной стороны, Бог всегда помнил о Своем народе, даже в минуты тяжкого отступления. С другой стороны, эта фраза говорит об особенных действиях Бога, когда Он посылал избавление Своему народу. Народ обращался к Богу с покаянием и в ответ Он являл Свое милосердие. Народ вспоминал о Боге и Он вспоминал о них. Также и Иона изменил свое отношение к Господу, обратился к Нему с другим сердцем. Интересно, что он назвал Его Милосердным. Он мог назвать Его справедливым Судьей, поскольку Бог определил Свой суд над Ниневией. Он мог назвать Его Вседержителем или Всемогущим Богом, ведь Он управляет стихией, видит каждого, даже на глубине моря. Но Иона увидел милость Бога к себе и поэтому назвал Его Милосердным.

В чем же проявилась милость Божья к пророку? Он не был наказан моряками за то, что из-за него они оказались в опасности. Он не утонул, когда был брошен в море. Он не умер мучительной смертью во чреве рыбы. Последнее было, наверное, самым явным доказательством милости Бога. Он оставался живым в рыбе 3 дня. В тех обстоятельствах, когда его жизнь должна была сразу прекратиться, он жил, думал и мог обратиться к Господу.

Ведутся дебаты о том, возможно ли человеку оставаться живым в чреве рыбы на протяжении трех дней. Есть разные точки зрения о том, что это за рыба (или кит) и как трактовать эту историю в целом. Но к этому событию нельзя относиться как к обычному явлению.  В Евангелии Иисус Христос говорит, что «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи«, а потом Он воскреснет. Воскресение Христа — это чудо, результат сверхъестественного Божьего вмешательства. Никто не воскрес подобным образом. Любое другое воскрешение было результатом Божьего действия. Поэтому и пребывание Ионы  в чреве рыбы — это результат непосредственного Божьего вмешательства. Если мы верим, что Христос воскрес на третий день, то также должны верить, что и Иона был живым в рыбе три дня и три ночи. Можно заключить, что когда Иона, увидел как Бог сверхъестественным образом сохраняет его жизнь, он обрел надежду на спасение. Это понимание изменило его сердце, дало уверенность в избавлении, веру в то, что Бог не оставил его. Божье вмешательство  наполнило его радостью, а его уста хвалой Господу. Это дало ему силы и стремление исполнить Его волю.

Эта история учит нас замечать Божье действие в нашей жизни. Когда наши планы и ожидания не осуществляются, это может привести нас в уныние. И Бог это знает. Он лишает нас всякой возможности, надежды обрести спасение своими усилиями. Он ожидает, когда мы обратим внимание и заметим Его милость к нам. Возможно, мы до конца не поймем Его план  и намерения. Осуществление Божьих намерений всецело зависит от Господа. Но при этом, Он действует через тех, кто готов смириться перед Ним, покориться Ему, довериться. Этого доверия Он ожидает от Своих детей. Оно — источник радости. Оно дает силу и способности исполнить Его волю. Когда мы осознаем, что Он близко и заботиться о нас, это наполняет нашу жизнь смыслом. Это позволяет нам называть Бога Милосердным Отцом и вместе с Ионой воздать Ему хвалу.

Похожие статьи

Comments are closed.