Миссиология и миссия церкви, Андрей Кравцев, интервью

Семинарию с дружеским визитом посетили Андрей и Альбина Кравцевы.  Они проживают в г. Нальчик, Кабардино-Балкария. Андрей работает  в  Северо-Кавказском библейском институте. Он преподает предметы, связанные с миссиологией: Миссиология, Ислам, Благовестие в Исламе, а также Герменевтику. В церкви он занимается служением “Миссионерская мобилизация”. Участники этого служения помогают миссионерам, приезжающими на Кавказ с целью остаться надолго. Им нужна помощь в поиске работы, в обустройстве на месте. Поселяясь в разных районах, они строят отношения с окружающими людьми и сеют Божье Слово. 

«Благодаря участию в миссионерском движении, в благовестии народам Кавказа, я стал уделять особенное внимание вопросам развития миссии: Что необходимо для успешного благовестия? Какие факторы при этом необходимо учитывать? и многие другие. У нас есть миссионерский совет, в который входят также представители миссии ОМ.

В чем же заключается суть предмета Миссиология? Большинство христиан видят его основную задачу лишь в мотивации к благовестию. Один мой коллега усомнился в необходимости преподавания Миссиологии, поскольку и так все знают, что нужно благовествовать. Такой комментарий как раз и показывает типичное отношение к Миссиологии: зажечь людей и дать им какие-то практические советы. Но что же такое Миссиология на самом деле? Есть такое определение: “Миссиология – это систематическое изучение всех аспектов миссии”. Что относится к этим аспектам? Миссиология изучает миссию Бога в свете Писания, в истории Церкви и в условиях современных социальных, политических и культурных контекстов с целью содействовать церкви в исполнении ее миссионерского поручения. Таким образом, первостепенное значение имеет миссия Бога, то есть, что Бог делает в этом мире, и это намного больше того, к чему призвана Церковь в мире. Бог управляет всеми процессами в этом мире, как политическими, так и социальными, и экономическими. Он направляет этот мир к определенной цели. Писание начинается словами о том, что Бог сотворил этот мир, и заканчивается описанием новой земли и нового неба. Между двумя этими актами творения осуществляется программа искупления. 

Если взглянуть на историю, то в разные периоды были разные представления, в чем заключается миссия церкви. Это были и какие-то социальные программы, и борьба за справедливость, и смена политических режимов, но, в конечном счете, важно услышать то, что говорит Бог. Если мы поймем голос Бога, то сможем понять, в  чем состоит призвание Церкви. Откуда же берется материал для понимания целей миссии? Есть три основных источника. Во-первых, это Писание. Второе, это исторический опыт Церкви, мы не первые люди, занимающиеся миссией. За много лет существования христианства уже накопился немалый опыт в этой сфере. Есть как позитивные примеры, так и отрицательные. В свете этой информации мы сможем лучше понимать Писание. Третье, это современные социально-политические и культурные контексты. Мы пытаемся ответить на вопрос, как сегодня должна выглядеть миссия в окружающем ее мире? И тогда мы должны понимать, что миссия в России будет отличаться от миссии в Нигерии или в Южной Корее. Важно учитывать культурные аспекты, поскольку необходима контекстуализация Евангелия. У миссиологии практическая цель: выполнение миссионерского поручения Христа. Для достижения этой цели мы должны брать информацию из перечисленных выше источников, при этом Писание должно играть первостепенную роль.

Церковь исполняет эту задачу в соприкосновении с этим миром. Методология и принципы миссии вырабатываются на основании изучения Писания диахронически и синхронически. Диахронически означает рассмотрение исторического развития Божьего откровения, через время. Оно начинается с исследования богословия библейских авторов и в результате мы вырабатываем библейское богословие. Мы видим, как Божье откровение разворачивается в истории, начиная от обетований, данных Адаму и Еве, и их реализации в воплощении Божьего Сына. Когда мы изучаем Божье окровение синхронически, тогда мы изучаем его доктринально. Мы уже не смотрим на откровение как на процесс, но задаем вопрос, что Библия в целом говорит о характере Бога, о спасении, о церкви, о человеке, о грехе, о последнем времени. И здесь мы вырабатываем систематическое богословие. Такой же подход мы используем, изучая человеческий контекст. Прежде всего, мы изучаем, как миссия осуществлялась церковью на протяжении всей истории, начиная от самого Христа, Его апостолов, а затем на протяжении последующих веков. Можно увидеть, как христианство распространялось сначала в Палестине, затем в греческом и римском мире, далее по всей Европе, как оно проникало и на другие континенты. Также миссиология изучает различные сферы деятельности человека, формирующие современное общество. Эти сферы изучают различные науки, такие как культурология, антропология культуры, социология, психология, экономика. Конечно, в этом исследовании нужно быть очень осторожными и учитывать испорченность человеческой природы. Но результаты исследования ученых в этих сферах могут оказаться бесценными. Например, совершая миссионерскую деятельность в странах Африки, мы используем опыт антропологов, поскольку они могут сказать, кто и какие люди живут на той или иной территории, как формируются их взаимоотношения. Таким образом, миссиология черпает информацию из всех доступных источников и должна быть знакома с трудностями и вопросами, поднимаемыми перечисленными выше науками. Конечно, невозможно глубоко разобраться со всеми вопросами, но необходимо быть знакомыми с основными понятиями. В конечном счете, миссиология стремится систематизировать знания, полученные путем изучения Писания, истории и общества, чтобы интегрировать их в служение миссии.

Какие актуальные задачи стоят перед миссиологией сегодня?

Первое, миссия должна исходить из наиболее полного понимания Писания и признания его первостепенного авторитета. Некоторые говорят, что Библия говорит о миссии лишь в некоторых текстах. Миссиологи категорически с этим не согласны. Они говорят, если миссиология – это изучение миссии Бога, то мы должны изучать все Писание, чтобы понять, что Бог делает в мире, в чем заключается Его цель для человечества. К сожалению, во многих учебниках по миссии или разделах, посвященных этой теме, рассматриваются лишь некоторые тексты Писания, где прямо говорится о благовестии. Исключением является книга Кристофера Райта «Миссия Бога». В ней как раз и рассматривается вопрос миссии от книги Бытие до книги Откровение. Нужно научиться читать Библию глазами миссионера. К любому тексту Писания мы можем задать вопрос, как в нем открывается миссия Бога, какова Его цель по отношению к человеку. Кроме того, мы должны помнить, что богословие такого библейского автора как апостол Павел вытекало из его миссии. Он благовествовал Евангелие, основывал церкви, а затем шел в другое место, но слыша о трудностях и проблемах в появившихся общинах, он писал наставление, чтобы верующие могли устоять в вере под натиском внешнего влияния и в свете внутренних проблем.

Второе, церковь исполняет свою миссию не только в том, что отправляет миссионеров в другие страны. Её миссия заключается в том, чтобы быть свидетелями о Христе дома, на работе, то есть среди того окружения, в котором находятся христиане. Когда человек приходит ко Христу с покаянием, он решает вопрос своих отношений с Богом. Он получает прощение грехов, рождение свыше. Вопрос спасения и вечной жизни для него становится решенным, но перед ним возникает следующий вопрос: а что теперь ему делать с остальной жизнью? И Бог призывает его быть участником того труда, который Он совершает в этом мире. Кто-то, действительно, с теми дарами и способностями, какими он наделен, должен поехать миссионером в Китай; но для другого призванием станет стать лучшим мужем и отцом, или же изменить своё отношение к работе, к сотрудникам, став свидетелем о Христе.

Таким образом, церковь призвана быть участницей Божьей миссии на земле. Она должна понимать, что Бог делает в этом мире, понимая Его цели через изучение всего Писания, активно участвовать в распространении Благой вести там, где Бог определяет ей место, а также реагировать на нужды и проблемы общества, исходя из своего призвания».

Comments are closed.