ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ПОСЛАНИЯ ИАКОВА, Синяков О.В.

Иаков преследует простую и ясную цель: обращение читателей от ложного пути религиозности к истинному пути христианской веры. Наилучшим образом это видно в заключении Послания Иакова 5:19-20:

«Братия! Если кто из вас уклонится от истины,
и          обратит кто его, пусть тот знает,
что     обративший грешника
от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов».

Обратите внимание на хиастическую структуру, сохранившуюся даже в Синодальном переводе. В начале говорится о пути истины, в конце – о пути лжи, а в сердцевину Иаков помещает обращение, тем самым ставя на нем акцент. Поскольку речь идет о двух путях, то обращение подразумевает оставление ложного пути и принятие истинного, причем не просто принятие, а исполнение.

Все Послание по случайному совпадению (или неслучайному, учитывая, что Иаков еврей) состоит из двенадцати блоков, что соответствует числительному в Прологе: «двенадцати коленам». Первые одиннадцать блоков имеют каждый свою тему, и эти темы излагаются не последовательно, а независимо друг от друга, хотя и имеют связующие идеи. Именно такая тематическая специфика объясняет трудность для комментаторов прийти к более или менее единообразной тематической структуре послания. Последний же блок является сборником кратких наставлений. Каждый блок (кроме последнего) начинается или с риторического вопроса, обозначающего тему наставления, или с прямого повеления, касающегося данной темы, причем это оформлено в виде короткого высказывания, что уподобляет их притчам Соломона, недаром Послание Иакова называют Притчами Нового Завета. Также, это высказывание является призывом к обращению от лжи к истине в конкретном вопросе. Далее, после такого высказывания каждое наставление, кроме последнего, построено по хиастической трехчастной структуре, что ожидаемо от еврейского автора. В центре хиазма, чаще всего провозглашается некая опорная истина, позволяющая провести водораздел между ложным путем и путем истины. Все это наглядно можно увидеть ниже, где приводится структура Послания.

Первое наставление касается испытания нашей веры. Оно задает тон проверки веры всему Посланию, то есть Иаков намерен исследовать истинная ли вера у его слушателей. Начало и концовка его письма много говорят о молитве (1:5-8; 5:13-18). Это инклюзия (скобки), показывающая важность молитвы для истинной веры.  Можно сказать, что молитва, это родная сестра веры, которая никогда не оставляет ее. Быть верующим – значит молиться. Еще одна инклюзия – это братство (1:1; 5:19-20). Иаков ставит себя на один уровень со своими слушателями и обозначает, что как он дает им сейчас наставление, так и они должны наставлять друг друга. Речь идет о братских отношениях, вектор которых направлен к Богу, и о практической праведности перед Ним. Это не просто братство, а братство идущих путем истины. И, кстати, на протяжении всего Послания Иаков использует именно это обращение: «Братья

Есть еще один структурный элемент в Послании – Иак. 1:19. В этом стихе показывается два вида греховной реакции: слова и гнев. Показана также правильная реакция: слушание Слова. Все наставления, приводимые Иаковом, разоблачают идущего ложным путем человека именно по этим двум реакциям: или у человека греховные слова, или греховные эмоции. Вместо них Иаков увещевает обратиться к тому, что говорит Слово. Это показывает, что обнаружение ложного пути осуществляется с помощью анализа нашей эмоциональной реакции на ситуацию, а также с помощью анализа того, что мы говорим в этой ситуации. Если наша реакция расходится со Словом, мы на ложном пути и нам нужно обратиться к истине.

Структура частей послания в виде таблицы:
Наставление Греховная реакция словом Греховная реакция гневом Обратись к Слову
1:2-12 радость противоположна мягкой степени гнева – огорчению «С великой радостью принимайте…»
1:13-18 говорили, что Бог их искушает «… никто не говори: Бог меня искушает»
1:19-27 реагировали неверными словами реагировали гневом «… всякий человек да будет скор на слышание»
2:1-13 говорили где кому сесть «… имейте веру…, не взирая на лица»
2:14-26 говорили бедным идти греться и питаться «… вера без дел мертва»
3:1-12 учили тех, кого считали невеждами «… не многие делайтесь учителями»
3:13-18 зависть и сварливость «Мудр ли и разумен, кто из вас, докажи это…»
4:1-12 злословие гнев, перерастающий в конфликт «… покоритесь Богу… не злословьте друг друга»
4:13-17 высокомерное высказывание планов «если угодно будет Господу»
5:1-6 ложные заявления на суде «… богатые, плачьте и рыдайте…»
5:7-11 сетовали на притеснителей «… будьте долготерпеливы до пришествия Господня»

Похожие статьи

Comments are closed.