Литература мудрости и поэзии Ветхого Завета, Стариков Вячеслав, интервью

С 19 по 23 октября в семинарии прошел курс по книге Иисуса Навина для студентов очной формы обучения и для студентов магистратуры. Курс преподавал Стариков Вячеслав Вячеславович, доктор богословия, пастор церкви в г.Соликамске, в Пермском крае.

–           В чем особенности курса, который Вы преподаете?

Курс называется «Литература мудрости и поэзии Ветхого Завета». Этот предмет направлен на изучение этого жанра, который очень распространён в ветхозаветной литературе. Мы рассматриваем 6 книг, где он представлен: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесиаста, Песнь Песней и Плач Иеремии. Наш акцент не на экспозиции этих книг, сколько на стремлении правильно понять, почему они написаны так, как они предложены в Писании. Мы видим, что это не просто проза, но это особая форма текста, связанная именно с литературой мудрости. В ней есть чёткие, явно просматриваемые элементы, такие как параллелизм, образность, краткость и лаконичность. Эти четыре фактора делают такую литературу, с одной стороны, очень экспрессивной, воздействуя на наше сознание оборотами речи, записанными в ней. С другой стороны, они бываю также очень сложными для понимания.


–           Студенты семинарии это действующие служители. Как понимание литературы мудрости и поэзии Ветхого Завета поможет им духовно возрастать и содействовать духовному росту церквей, где они трудятся?


Прежде всего, понимание жанровых отличий помогает в личном изучении и чтении  Священного Писания. Это позволяет стать более способным реально разобраться в том, о чем говорит тот или иной текст, притча, псалом. Поэтому этот навык изучения Слова Божьего очень полезен и должен распространяется за границы семинарии. Нужно людей осведомлять об особенностях жанров в Писании. Например, если мы встречаем повествование в книге Бытие, то оно легко воспринимается, то когда мы читаем псалом, описывающий ту или иную ситуацию, о которой речь идёт в другой части Священного Писания, то он воспринимается совершенно иначе. Причина этого в том, что в поэзии преследуется другая цель. Обычно цель прозы передать определённую информацию, чтобы человек узнал некоторые факты, а задача поэзии повлиять на эмоциональное состояние человека. Все книги Библии предлагают нам важное знание, но цели каждой из них различаются. Если читать Псалтирь подобно тому, как мы читаем газеты, или новостную ленту, то будем разочарованы тем, что не будем знать, как применять полученные знания. Наши ожидания не оправдаются. Мы надеемся получить просто информацию, но библейский текст построен так, чтобы повлиять на нас, чтобы мы начали эмоционально переживать истины, записанные в нем.

–           Каждая из перечисленных нами книг имеет свои особенности. Но есть ли какие-то общие для всех них темы?

Литература мудрости имеет конкретные задачи. Например, помимо обычных наставлений книга Притчей Соломона направляет человека  к пониманию, что жизнь каждого живущего упорядочена, она подчинена правилам и законам, установленными Господом. Эта книга начинается со слов: «Начало мудрости – страх Господень». Наше послушание начинается только, когда ты действительно примиряешься с Богом. Только тогда мы способны построить свою жизнь мудро, правильно. Книга Екклесиаста и книга Иова обращают наше внимание на те исключения из правил, с которыми мы встречаемся в нашей жизни. В чем проблема несправедливых страданий, как, например, в книге Иова? Если он праведен, то почему его постигли бедствия? Может, Бог несправедлив? Он сам доказывает свою правоту, хотя даже его друзья не поддерживают и не понимают его. У его собеседников очень упрощённая концепция отношений Бога и человека, а в реальности она гораздо сложнее. Существуют невидимые реалии, и они открываются нам в начале книги Иов. О них не было известно самому Иову, но события в его жизни прямое их следствие.

Таким образом, книги литературы мудрости стараются дать решение сложных вопросов жизни. Они раскрывают перед нами непостижимые тайны, хотя некоторые из них так и остаются закрытыми. Человек может узнать, что нужно делать. Ему нужно бояться Бога, быть с Ним в правильных отношениях.

 В книгах поэтических показан пример правильного выражения эмоций. Это и псалмы хвалы, и псалмы покаяния. Есть и псалмы страданий, где мы слышим вопль, крик о помощи. Эти тексты являются образцом хорошо структурированного, прекрасного, сдержанного выражения чувств человека. Эмоции присутствуют в нашей жизни, но они должны иметь верное направление. Все псалмы обращены к Богу. Поэтому человек со своей любовью, со  своей радостью и печалью призван идти к Всевышнему.

Ещё у нас есть две контрастные книги, Песни песней и Плач Иеремии. Первая из них выражает торжество и радость отношений, ведущих к браку, а затем и присутствующих между мужем и женой. Плач Иеремии это выражение скорби о том, что Бог исполнил слова о  наказании Своего народа, о чем Он неоднократно предупреждал заранее. Бог верен и поэтому осуществил, что обещал. Иерусалим был разрушен, о чем плачет пророк. Иеремия даёт нам пример правильного выражение своей скорби, наполнявшей его сердце и сердца израильского народа. Но, несмотря на то, что Бог так строго наказал Свой народ и отправил их в плен, центром этой книги является надежда. Бог верен наказать, Он также верен и восстановить народ.

Эти книги направлены на то, чтобы сориентировать человека перед миром, который очень часто необъясним и загадочен. Ответ на все вопросы: «Уповай на Господа! Бойся  Бога!» Бог в Своём ведении и мудрости всё приведёт на суд, все вопросы разрешит. Это случится не в этой реальности. Здесь нам не стоит ожидать решения всех вопросов и всех тайн. Как и апостол Павел говорит, что мы сейчас знаем только отчасти. Но настанет момент, когда нам Богом все будет открыто, будет дано решение наших вопросов. Нам не нужно так сильно мучиться в этом мире, если мы будем доверять Господу. Вся литература мудрости и поэзии это призыв к доверию Богу,  послушанию Его воде и как это доверие и послушание должно выражаться среди радости и страданий.

Похожие статьи

Comments are closed.