Курс “Библиология”, Шайфулин И.В.

Преподаватель семинарии Шайфулин Игорь Витальевич преподает курс «Библиология» студентам Заочной формы обучения. Он рассказал нам о содержании этого предмета и о его значении для церковного служения.
Курс «Библиология» это один из разделов
курса «Систематическое богословие», но в нашей программе мы вынесли его в самое
начало обучения, чтобы заложить основание для всех остальных предметов. Курс
Библиологии – это рассмотрение того, что мы считаем Писанием, как мы должны
относиться к Писанию, какими качествами обладает Писание. Это то, на чем мы
основываем свое учение, свою жизнь и свои убеждения. Именно по этой причине
курс «Библиология» студенты должны пройти в начале своего обучения.
В рамках этого курса мы проходим следующие разделы. Это учение об откровении, что мы считаем достоверным, актуальным откровением на сегодняшний день. Мы рассматриваем, как откровение передавалось в разные времена, какими качествами оно обладало, и как мы можем их сегодня оценить. Далее мы говорим о корпусе Писания. Здесь мы рассматриваем вопросы создания канона Ветхого и Нового заветов. Мы стараемся понять, какие процессы Бог использовал, чтобы сформировать этот корпус книг, которые мы считаем богодухновенным, непогрешимым и безошибочным Божьим словом или Писанием. Далее мы говорим о переводах Библии. Задаемся вопросом о том, возможен ли перевод Библии сегодня? Как мы должны относиться к текстам Писания на оригинальных языках, а также к текстам, переведенным на другие языки. Возможны ли в переводах ошибки, и как мы к ним должны относиться. Затем мы рассматриваем доктрину о достоверности и сохранности священных текстов. Как Писание, созданное за тысячи лет до нашего поколения, дошло до нас. Осталось ли оно неизменным, какие процессы и механизмы Бог использовал, чтобы мы сегодня могли быть уверены, что обладаем оригинальным текстом. Еще в доктрине сохранности Писания обсуждается вопрос нашей ответственности как проповедников и служителей в провозглашении и передаче текстов Библии.
– Насколько
темы, обсуждаемые Вами в рамках этого курса, актуальны для братьев в совершаемом
ими служении?
Этот курс очень практичен. Мы
декларируем свою веру, утвержденную на Писании, поэтому мы должны знать
характер Писания, о котором мы говорим. Кроме того, мы должны знать историю
создания Священных текстов. Есть также множество других практических вопросов. Мы
сталкиваемся с разными сложными текстами, в которых, например, есть проблемы
согласования. Если мы сравниваем книги Царств и книги Паралипоменон, то в
некоторых случаях мы встречаем различия в описании одних и тех же событий.
Пример тому, сколько было стойл для лошадей у Соломона: сорок тысяч или четыре?
Или во 2-й книге Царств говорится о том, что события, связанные с восстанием
Авессалома, произошли «через 40 лет». В синодальном переводе добавлено: «через
40 лет после воцарения Давида», но это слова, добавленные переводчиками. Но в
этом случае возможен перевод не «сорок», а «четыре» года. Возникает множество
подобных вопросов, и люди в церкви задают вопросы: что с этим делать, как
понимать эти разночтения? Есть также проблемы согласования Евангелий, так
называемая «Синоптическая» проблема. Сколько было исцеленных в Иерихоне или
каким был порядок событий во время Страстной недели? Когда засохла смоковница?
Или когда происходило событие, связанное с очищением Храма? На эти вопросы
нужно иметь ответы, ясные, аргументированные и понятные. Это вопросы церковной
жизни. Еще один вопрос, чрезвычайно важный, на мой взгляд, это вопрос наличия
или отсутствия ошибок в Писании? Как мы должны относиться к этой проблеме,
которая в нашем братстве становится особенно актуальной сегодня? К сожалению,
не все сегодня готовы согласиться с доктриной безошибочности Писания. Мы должны
утверждать эту доктрину, несмотря на наличие сложных текстов и сложных вопросов
в отношении толкования Священного Писания.
– Какие вопросы чаще всего беспокоят студентов?
Вопросов возникает множество, они, чаще всего, возникают в процессе
обсуждения, когда мне приходится обнажать некоторые проблемы. Это происходит,
когда мы говорим, например, о сложных текстах. К ним относится вопрос больших
чисел в Ветхом Завете, или как- будто в тексте есть некоторые ошибки или
неточности. И когда я обсуждаю эти тексты со студентами, у них возникает
множество вопросов о том, что теперь с этим делать? Обычно вопросы чаще вызываю
я, чем они возникают у братьев. Я думаю, что это хороший процесс обучения,
когда мы, изучая ту или иную тему, задаем вопросы, чтобы находить адекватные и
справедливые ответы. Такой полемический способ преподавания, с моей точки
зрения, оставляет более сильный след и лучше запоминается.
– Вы обсуждаете множество различных вопросов, связанных с правильным отношением к Писанию. Как их обсуждение помогает духовно возрастать братьям как проповедникам и служителям?
Это дает нам твердую уверенность в тексте Библии. Вопрос безошибочности является источником уверенности в том, что мы можем полностью положиться на текст Писания. Это помогает нам не сомневаться, побуждает не искать легкого пути, обходя сложные отрывки. Это предостерегает нас от того, чтобы относиться к Библии поверхностно, не обращая внимания на какие-то детали. Мы декларируем и остаемся верными доктрине о безошибочности Писания. Так мы свою жизнь, свое мнение, свои взгляды подчиняем тексту. И я думаю, что это очень важно, и на этом необходимо стоять.