Краткое изложение библейского богословия в Кодексе Святости, Рехвальд Герхард

Вторая часть книги Левит (главы 17-27) отличается от ритуальных предписаний первой части (главы 1-16) своей центральной темой о святости. Отсюда эта часть Писания получила свое название: «Кодекс Святости». Она содержит нравственные предписания и законы об отделении и о праздниках. Её важная отличительная черта – это повторение ключевой фразы «Я Свят».

В пяти разделах (17; 18-20; 21-22; 23-24; 25-27) Кодекс Святости представляет собой богословский документ о различных аспектах самого важного свойства Бога – Его святости. Центральное место этого понятия заметно даже в литературной структуре текста. Принцип его устройства основан не на заповедях. Различные аспекты святости, связанные с тематикой сборника законов, лишь обращают особенное внимание на человеческую сторону завета. Исключительность Бога – основная идея и основополагающее понятие при описании святости. Оно выражено такой структурой, в которой различные стороны святости Господа управляют различными разделами и соответствующими законами. В этой структуре также показана ответственность и тех, кто представляет его святость.

Порядок разделов, сам по себе, формирует библейское богословие святости. При этом, каждый раздел посвящен различному аспекту святости. В то время как первые два раздела посвящены более общим вопросам, последние обращают внимание на применение и мотивацию.

Неудивительно, что наиболее значимой темой исключительности является тема первого раздела (глава 17). Кодекс Святости подчеркивает центральное место и исключительность Бога, Его заповедей, Его требований и Его прав. Святость означает, что Бог – это центр. Все остальное ориентировано по направлению к этому центру, и из этого центра всё исходит.

Следующий раздел (главы 18-20) расширяет тему святости от узкого контекста ритуалов ко всем сторонам жизни. Показана актуальность святости для личности, и ее реализация во всех делах повседневной жизни и во взаимоотношениях. Этот раздел занимает центральное место, потому что он описывает самое сердце святости. Акцент смещается от святости, как отделения через святость в межличностных отношениях, к святости в поклонении истинному Богу. В этом разделе особо подчеркивается функция заповедей и значение земли, как средства реализации святости. Минкофф суммирует значение святости:

«Скорее, это процесс превращения всех аспектов жизни, включая личный и социальный, в ответ на более высокий идеал. Подразумевается, что иудаизм – это не просто религия. Это проект для особого сообщества».
Дина Минкофф, «Кедуша, святость и этика», Еврейская Библия, Квартал, 29, 1 апреля 2001 г.

Это находит свое отражение и в Новозаветных писаниях Павла, когда он пишет о спасительном действии Бога, о благодати и освящении.

В следующем разделе (главы 21-22) рассматриваются два небольших, но, тем не менее, важных аспекта святости. Святость предназначена не для личной выгоды. Святость – это дар и призвание. Она возлагает на освященных ответственность за окружающих через исполнение соответствующих требований. Бог обеспечивает святость Своему народу для общения с Ним, но она должна воспроизводиться сама собой. Святость тех, кто уже призван, это дар, призванный привлечь других к близости с Богом.

До этого момента Левит проявляет святость в основном в двух направлениях. С одной стороны, святость – это исключительность Бога, Который отделяет призванного для того, чтобы соединить его с Самим Собой. С другой стороны, святость – это требование прийти и оставаться в этом сообществе. Бог не только требует святости, Он также и обеспечивает ее тем, кого Он призвал. Святость становится ответственностью за святой образ жизни.

После описания основных аспектов святости, следует раздел (22-23) о верности и преданности. Святость, о которой идет речь, предназначена для практического воплощения в жизни. Это должно подтверждаться и в размышлениях. В этом заключается цель праздников. Святость этих событий состоит в том, чтобы отделить себя от работы обычного дня для размышления и сосредоточения на общении с Богом. Глава 24 приводит краткое изложение «Кодекса Святости». Подобным образом, в главе 23 через праздники суммируются аспекты святости. Праздники завершают богословский цикл. Все начинается с учения об исключительности Бога. Следующие два раздела обращают внимание всего народа на более общие темы. Наконец, глава 24 завершает этот цикл и возвращает слушателя к центральной идее об  исключительности Бога, именно этому посвящены праздники.

Последний раздел (24-27) говорит об еще одном аспекте святости, о котором частично упоминается  в предыдущих частях. В этом отрывке основной акцент делается на вере и преданности как на выражении внутреннего духовного отношения к выполнению условий святости.

Заключение

Конечно, очевидно, что главной темой книги Левит является святость. Но эта книга делает больше, чем просто прикрепляет ярлык «святость» к различным предметам. Очень сложная структура Кодекса Святости делит «заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синае» (27:34), на пять секций. Эти заповеди являются строительными камнями прекрасной, литературной композиции, дающей определения святости и направления ее применения.

Кодекс Святости открывает намерение Бога быть ближе к Его народу. Святость – это условие и способ, как для достижения, так и для пребывания в этой близости. Она, прежде всего, проявляется в исключительности Бога. Бог отделен от всего. Это отделение является причиной для поклонения. Поклонение означает приближение к Богу, а это, в свою очередь, требует святости от поклоняющихся. Поэтому святость это  также и требование, предъявляемое к сообществу. Бог – единственный источник святости, и только Он знает, как вести святую жизнь. Господь дает правила и определяет возможности для их соблюдения. Средствами для их исполнения являются ритуал, закон и земля. Послушание и правильное поведения в этих областях, о чем и говорит закон, приводят людей к святости и позволяют им пребывать в ней.

Таким образом, святость – это не только дар от Бога, но и обязанность заботиться о нем. Точно так же, как Бог заботится о святости Своего народа, так и народ должен беспокоиться о святости в своей жизни и в своих отношениях. Библейское богословие Кодекса Святости изображает Бога отделяющим людей для Себя, чтобы быть их Богом. Святость – это больше, чем состояние. Бог активно вовлечен в этот процесс. Он является её источником, определяет её правила, предоставляет обстоятельства и средства, чтобы практиковать её. Святость – это отношения и образ жизни.

Похожие статьи

Comments are closed.