Когда общество определяет общение – церковь как община. Герхард Рехвальд

Бог создал человека для общения. Но грех испортил поведение человека и правила человеческих взаимоотношений. Человек лишился понимания верного общения в принципе (см. Рим. 1:21-23).

 Во все времена человек имел свое понимание религиозного общения. Во всех религиях и культурах всегда существовало свое представление о том, какой верный вид у культовой общины, и каким образом правильно устроить общение с божествами.

Когда благая весть проникает в поместную культуру, образ христианской общиной, которая образуется, никогда не начинается с чистого листа. Хотя люди каются и начинают новую духовную жизнь, они все-таки приносит с собой культурный балласт. Преображаются, в первую очередь, такие культурные и нравственные черты, которые наиболее контрастируют с библейским учением в отрицательном ключе. Некоторые крайности и особенности могут попасть под библейское обличение. Но общепринятые закономерности общины, то есть правила того, как иметь общение, редко подвергается библейской проверке.

Библейским авторам этот вопрос знаком. Поэтому Павел пишет церквям в Ефесе и в окрестностях. Многие новообращенные церквей Ефеса являлись выходцами из языческих культов. Когда они уверовали, они получили спасение (Еф. 2:5). А теперь Павел в послании рисует перед верующим величающую картину церкви. Именно для того, чтобы бывшие язычники, которые раньше знали только общину языческого храма, теперь получили верное представление нового общения во Христе. 

Павел пишет для аудитории в греко-римской культуре и учит их о Церкви Иисуса Христа. Здесь сталкиваются два понимания того, как установить религиозную общину и как иметь общение в ней. В целом мировоззрение греко-римского мира имело точки соприкосновения с и учением Павла, но все между ними преобладали различия. 

Павел дает основательное определение назначению церкви. Первые верующие в Ефесе – и не только там – чувствовали себя, как на ярмарке религий. Разные культы предлагали свои религиозные услуги, храмы приглашали испытать духовные переживания, и даже обыкновенные общества ремесленников или разного рода любителей собирались, чтобы восстанавливать мистические сцены из жизни божественных покровителей. Это изобилие религиозных возможностей могло бы произвести впечатление соперничества религий, в которых община верующих выглядела бы одним из многих других претендентов. Но Павел ясно показал нечто совсем иное. Апостол Павел в начале послания, как вводное утверждение (1:20-23), в середине послания, как подтверждение своего служение (3:20) и в конце, как призыв к духовной брани, показывает, что церковь – другого происхождения. Церковь – это далеко не ещё одна община среди прочих. Поскольку Глава церкви – Иисус Христос, поэтому и церковь стоит над всеми общинами и обществами.

Соперничество храмов, культов, религий и социально-религиозных обществ образовалось не на пустом месте, как будто само по себе. За предложением всегда стоит спрос. Появляются различные причины, побуждающие присоединиться к какой-то общине. В греческом многобожии каждый культ и каждое божество имело свою область покровительства. Здесь каждое ремесло или деловая отрасль находила себе благословляющего и сохраняющего идола. Культы и общества предлагали желаемые услуги, чтобы утихомирить гнев богини и направить поток удачи в нужное русло. Сверх того, культы и общества управляли общественной жизнью. Они строили здания и проводили городские праздники. Они являлись важным фактором в деловой и политической жизни города и региона. Членство в обществе, т.е. выбор правильного общества – было жизненноважным решением.

В такой культуре не трудно представить себя рядовым членом церкви, который мыслит в том же русле. Проповедь Евангелия легко могла бы стать совместимой с предложениями или услугами других религий. Каждый культ как будто специализируется в какой-то области. Как будто Христос дает спасение, а соседний храм – успех в работе. Греческое мировоззрение как раз и предпочитало такое синкретическое понимание.

Аргументы Павла как раз и направлены против понимания церкви как социально-религиозного сообщества. Павел защищает церковь от идеи соперничества. И он предупреждает верующих о потребительском отношении, которое ожидает от церкви исполнение услуг для корыстных целей. «Христос превыше» (1:21) исключает любое соперничество с Христом.

Не только прямое упоминание, но и многие намеки на языческое поклонение, показывают, что Послание к Ефесянам обращено к читателям из язычников. Хотя их учили христианским основам, они выросли, имея совсем иное понимание того, как действует община поклонников. Внутри они всё ещё оставались людьми с языческим мировоззрением. Соответственно, они понимали религиозное общение по образу языческого храма.

Павел закладывает тематическую линию всего письма уже во вводной части. Называя Бога Отцом, апостол устанавливает тесную связь в общине верующих и показывает, таким образом, основательное отличие от прагматической ассоциации или служения в языческом храме. Это ярко проявилось ещё и в том, что семья высоко уважалась в этой культуре. Периодическое повторение формулы «во Христе» во всех важных вопросах углубляет это значение. Эти слова указывают на средство, с помощью которого единство достигается, и на сферу, где оно проявляется. Церковь есть Тело Христово. А если «во Христе», тогда это указывает на определенное место: в церкви.

В отличие от языческих культов хвала и поклонение (1:3-14) не являются средствами, чтобы получить помощь от божеств. Отношения с Богом в церкви основываются на благодарении и размышлении о прошлом и будущем, т.е. на эсхатологических размышленияхо делах Божиих. Здесь Павел кардинально меняет понимание поклонения в сердце язычников. Этим управляется теперь любое дальнейшее обсуждение церкви.

Распоряжение тайнами, взятое из-под контроля любопытного человека, который думал, что может проникнуть в эти тайны, теперь передано в руки Бога, Который открывает их и дает к ним доступ. И опять место, где это происходит – церковь. В отличие от мистических культов и ассоциаций, церковь не просто социальное сообщество. Тема, на которую Павел уже намекал, когда он упоминал об отцовстве Бога, продолжает усиливаться, как дальнейшая ключевая тема: Церковь является общиной нравственного преображения.

Оба главных описания церкви начинаются с фразы о росте (2:21; 4:15). В то время как описание церкви, как тела, обращается к философскому фону членов церкви, мотив храма относится к прошлому религиозному опыту верующих из язычников. Нравственное преобразование играло только ограниченную роль в философии в общем и не имело места в языческом богослужении. В Церкви Христовой оно становится ключевой целью.

Это понятие Павел повторяет несколько раз, например, в обсуждении в третьей главе о “внутреннем человеке” (стих 16) и “укорененные и утвержденные в любви” (стих 18). Увещевательная вторая половина письма полна прямыми указами о нравственном преображении. Многие из них как раз и являются реакцией на плохое поведение, которое имеет свое происхождение в греко-римской религии. В противовес этому Павел показывает образец нового христианского поведения. Там, где в прежние времена господствовала языческая система убеждений, теперь во Христе вводится новый образ жизни.

Павел учит церковные общины, где большинство членов вышли из язычников. Он разоблачил их неверное представление о поклонении, общении и образе поведения, которые образовались на основе греко-римского понимания. Павел не ограничил себя богословскими размышлениями. Он обличает неверное поведение и показывает верный новый образ жизни во Христе. Средство и место для выполнения нового образа – это церковь.

Похожие статьи

Comments are closed.