Когда нет утешения …, Плач Иеремии 1:16. Рехвальд Герхард

В течение сорока лет пророк Иеремия ревностно проповедовал и увещевал народ вернуться в заветное общение с Богом. Но проповедь пророка осталась без отклика. В конце концов, происходит то, о чем Иеремия и пророчествовал: Божий суд совершается над Иерусалимом и над всем Иудейским царством.

Иеремия плачет о горе, которое постигло Иерусалим. Храм разрушен, царь и народ уведены в плен, Иерусалим лежит в развалинах. Иеремия сетует о результате и последствиях исполнения того пророчества, которое он сам возвещал. В словах пророка отражены весь ужас и скорбь от разрушения Иерусалима смешанные с горечью сорокалетнего пророческого бремени.

Первая глава Книги Плач Иеремии описывает вопль города Иерусалима: «Горько плачет он» (1:2). В этом тексте четыре раза повторяются слова о том, что у города «нет утешителя» (1:2, 9, 17, 21). А на самом пике горьких слез более широко раскрывается печаль об этом утешителе:

«Об этом плачу я; око мое, око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою» (Плач Иеремии 1:16).

Посредством гиперболы («…изливает воды») пророк выражает отчаянную печаль и скорбь. Случившее горе оставляет скорбящего один на один со своей печалью. Он больше уже не может утешаться никакой надеждой, уже не может надеяться на то, что когда он поплачет, всё снова будет хорошо. Ему больше нет надежды. Поэтому его слезам нет конца, он сокрушается в отчаянии, безнадежности и одиночестве.

Но в этом самом темном месте, где хуже уже некуда, сверкает луч надежды. Вместо слов о том, что утешителя не существует («нет утешителя»), сетование допускает возможность его существования («далеко от меня утешитель»). Утешитель не рядом, а далеко от него. Хотя утешитель и продолжает отсутствовать, но, по крайнее мере, он теперь появился в поле зрения. Высказывание: «нет утешителя», оставляет скорбящего в одиночестве с самим собой. Но утешитель, который далеко, представляет хоть какое-то утешение. Пусть оно и незначительное, но, в целом, состояние сдвинулось с мертвой точки.

Этот движение, через напоминание об утешителе,  является началом обращения и восстановления. Возможно, скорбящий пока этого еще и не понимает, поскольку этому мешают все его переживания. Эта истина об утешителе обращает наше внимание на некоторые важные моменты. Во-первых, она указывает на тот самый грех, за который свершился суд над народом. Во-вторых, если в этом и есть главная причина суда, тогда эти слова действительно истина, потому что это истина от Бога. И именно таким образом Бог посредством суда обличает народ за то, что не признали Его обличение. И, как следствие, эта истина, то есть согласие с ней, и есть главная цель всего происходящего.

Главная черта характера утешителя описана как свойство «оживить душу». В это качество отождествляет утешителя с Богом. Бог дает жизнь, и утешитель дает жизнь. Теперь остается самое главное, признать то, чего еще нет. Утешитель далеко, и он «оживил бы душу». Этими словами плачущий признаёт, что его душа еще не оживлена, а наоборот, она нуждается в этом оживлении. Это осознание отражает несколько основных аспектов покаяния. Во-первых, надо понимать свою духовную мертвенность. Во-вторых, надо видеть свою нужду и зависимость от животворящей силы Бога. И последний элемент покаяния, это возвращение и восстановление общения с Богом. Об этом говорят слова, что утешитель «далеко от меня».  Они допускают возможность того, что он может быть и близко. Это понимание подразумевает необходимость преодолеть расстояние, чтобы оживить душу.

У Иерусалима и его жителей раньше была какая-то религиозная жизнь, еще в те старые добрые времена до нападения врагов. И хотя пророки в последнее время, особенно Иеремия, предупреждали их об опасности, но они пренебрегали их словами и довольствовались тем образом жизни, который сами себе выбрали. И именно в этом образе религиозной и бытовой жизни Бог был далеко от них. Тот, кто смог бы оживить их души, был вытеснен.

Теперь же Бог посредством суда убирает из жизни всё, что вытесняло Его и препятствовало приближению народа к Нему. После того, как они потеряли всё, к ним возвращается осознание, что в старом образе жизни не было жизни, не было оживления души. Их утешитель был далек от них.

Когда человек ведет беспечный образ жизни и пренебрегает общением с Богом, Бог дает ему предупреждения через Свое слово. Бог напоминает нам о состоянии нашей души. Когда мы почувствуем, что утешения не хватает, когда поймем, что Бог как будто далек от нас, это верный знак того, что пора вернуться к Тому, Кто хочет оживить нашу душу.

Похожие статьи

Comments are closed.