КАК НАМ ЖИТЬ ВМЕСТЕ? Тогобицкий П.Б.

Что делать, если ты постоянно сталкиваешься с глупым или расчётливым оправданием зла? И не где-то в компании негодяев, а в церкви. Там, где ты ожидаешь встретить братьев, разделяющих не только твою веру в Бога, но и твои ценности, вдруг видишь ущербный взгляд на действительность. Впрочем, и сам ты в глазах многих оказываешься человеком с извращёнными представлениями. Подобные обвинения часто взаимны.

Думаете, это редкость? Считаете, что такое может произойти лишь в больной общине? Тогда просто расспросите окружающих, что они думают об острых политических вопросах. Я специально приведу несколько крайних формулировок, чтобы показать напряжение (хотя, возможно, кто-то предпочёл бы здесь некие «полутона»). Итак, что происходит в Беларуси: беззаконная попытка проигравшего выборы президента удержать власть с помощью насилия или беззаконный захват власти радикалами под контролем иностранных спецслужб? Как воспринимать отравление Навального: преступное применение российской властью боевого отравляющего вещества с целью устранить неугодного оппозиционера или провокация европейских государств против России? Что делает Россия на Донбассе: совершает военные преступления на территории чужого государства или поддерживает русских, угнетаемых преступными националистами? Что случилось с Крымом: произошел незаконный захват территории иного государства в нарушение всех международных норм или исполнилась законная воля местного населения? Подобных вопросов немало. Задавая их или высказывая своё мнение, вы можете встретить весьма эмоциональную реакцию.

Политическое напряжение не проблема лишь нашей страны и сегодняшнего дня. Бывали и периоды, когда политический выбор прямо становился вопросом жизни и смерти для многих людей. Например, как должны были реагировать христиане нацистской Германии на действия своего законного правителя – Гитлера: поддерживать, смиряться, игнорировать, бороться? Бывали и периоды, когда выбор политической позиции был не слишком опасен, как в девяностые годы в России. Но споры между христианами происходили всегда (как и в обществе в целом). Необязательно полемика ведётся на официальном уровне, и необязательно политические заявления вплетаются в проповедь. Но многие люди в церкви неспособны игнорировать вопросы справедливости или беззакония, национального величия или позора. Несогласия порождают конфликты и разочарования и в братьях, и в церкви. 

В целом, в христианских кругах вы легко найдёте сторонников следующих основных подходов к подобного рода болезненным проблемам.

1)    Христиане должны быть на стороне истины, справедливости, законности, даже когда власть совершает беззаконные действия. Призвание церкви – воплощать ценности Царства Божьего, признавая верховное господство Христа как царя. Участие в политической борьбе ради справедливости – проявление веры.

2)    Всё в этом мире испорчено грехом, и нет надежды на справедливость. Но при этом «всякая власть от Бога». Поэтому христиане должны быть послушны власти и активно поддерживать власть, даже если она и совершает преступления. Призыв к любому политическому сопротивлению (за исключением ситуаций, прямо связанных с вопросами веры) – грех и причина ненужных страданий.

3)    Мы ждём Царства Небесного, а «земля и все дела на ней сгорят». Нам вообще неважно, что происходит в земных царствах. Нам неинтересны вопросы выборов, политики, революций и страданий безбожных людей. Чем дальше мы будем от политики и от власти, тем лучше. Наша задача просто проповедовать покаяние всем одинаково, ждать пришествия Христа и стремиться к развитию духовности в себе и в общине.

Возможны многочисленные вариации, но эти точки зрения широко распространены. Если мы сравним их между собой, то легко поймём, что для сторонников каждой из них представители иных взглядов могут оказаться либо еретиками, либо глупцами, либо негодяями. Для того, кто считает, что христиане должны быть на стороне, борющейся за свободу, призывы к поддержке преступной власти – подлость. Для сосредоточенных на «духовности» и провластная позиция, и сопротивление власти – грех. И так далее.

Мне бы, может быть, и хотелось сказать, что представители каких-то подходов – ненастоящие христиане. Мне бы хотелось дистанцироваться от некоторых из них, особенно от крайних и агрессивно уверенных. Мне страшно и больно слышать некоторые их рассуждения. Но дело в том, что у меня нет основания сомневаться в подлинности их веры. При всей аморальности их политической позиции (с моей точки зрения) и при всей их уверенности в аморальности моей позиции, я не могу сказать, что другие не являются христианами. В иных вопросах они проявляют явную веру, верность и благочестие. И как к этому относиться?

Ситуации с Крымом, Донбассом, Беларусью сегодня (как и многие подобные или иные ситуации в прошлом) обнажает важную особенность церкви. Это вовсе не готовое сообщество идеальных (или почти идеальных) людей. Христос призывает к себе очень разных. Вот одна история из Евангелий:

И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2:13-17).

Необычного человека позвал за Собой Иисус – мытаря Левия. Во-первых, он представитель одной из самых позорных профессий. Сборщики налогов во времена римской оккупации не пользовались расположением народа. Работа на нечестивую власть, на захватчиков, плюс характерное жульничество и воровство отталкивало людей от них. Многие религиозные деятели в те времена воспринимали визит в дом мытаря поступком, делающим человека ритуально нечистым – подобно прикосновению к трупу. Но Иисус избирает Левия одним из Своих апостолов, идёт в его дом, общается там с другими мытарями.

Во-вторых, довольно примечательное имя – Левий. Сравнивая эту историю с описанием в Мф. 9:9, мы понимаем, что другое имя этого человека – Матфей. Иметь два имени было типично, но обычно это было еврейское имя и, например, греческое или римское. Здесь два еврейских. Такое могло случиться, если имя Левий – не столько имя собственное, сколько прозвище, указывающее на принадлежность к колену Левину. Если это так, то данный человек предатель вдвойне. Он не только стал мытарем, он ещё и предал своё призвание служить Богу. Но несмотря на это, Иисус зовёт его за Собой.

Переменил ли в тот же момент мытарь Левий свои политические взгляды? А другие ученики Иисуса? А Симон Зилот, ещё один из апостолов (Лк. 6:15; Дн. 1:13)? Термин «зилоты» описывал людей с националистическими настроениями, боровшимися за независимость Израиля от Рима. Чуть позже они сформировали политическую партию с таким названием. И хотя Симон, скорее всего, не был членом этой партии, за ним всё же закрепилось именно такое прозвище. Мы не знаем, как Левий Матфей и Симон Зилот смотрели друг на друга, какое будущее они предвкушали, пойдя за Иисусом. Но наивно думать, что они моментально стали единомышленниками. Постоянные нелепые поступки учеников, описанные в Евангелиях, показывают, что учились они не слишком быстро, и даже основам веры.

Привычность библейских текстов маскирует от нас напряженность. Дом, где собрались мытари и грешники, – а сегодня мы бы сказали бандиты, извращенцы, коррупционеры, жулики и воры, – место, шокирующее для книжников из партии фарисеев, и, возможно, не только для них. Туда пришёл Иисус с учениками. Церковь, рождающаяся из таких людей и в таких местах, не будет сообществом, где мы с радостью встретим полное единомыслие и взаимопонимание.

События в Украине или Беларуси не изменили что-то в церкви. Они просто ещё раз всколыхнули нас и мы вновь увидели, что в наших общинах собраны революционеры и консерваторы, идеалисты и циники, мечтатели и прагматики, космополиты и националисты, либертарианцы и империалисты. Там множество идеологий и их вариаций. Но все мы соединены Христом, дарованы Богом друг другу в качестве братьев и сестёр, призваны ко взаимной христианской любви. Какой потенциал для боли! Сколько возможностей буквально кричать другому о столь очевидных для тебя вещах, но так и не быть услышанным.

И что теперь? Убежать и создать маленькую общинку единомышленников? Или игнорировать проблему, сглаживать острые углы, молчать о том, что может вызвать споры? Спрятаться от действительности в религиозно-духовных упражнениях?

Слова Иисуса показывают иной путь и дают некоторую надежду: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Это высказывание позволяет взглянуть на церковь как на больницу. Здесь много хромых, слепых, парализованных, задыхающихся, истекающих кровью и гноем. Оказавшись с Иисусом, мы спасаемся в смысле возрождения для новой жизни. Но процесс спасения, когда Он приводит нас в соответствие с новой жизнью, будет протекать в течение всего нашего пребывания на земле. Мы больны, в том числе и империализмом, национализмом и многими другими страстями. Мы склонны втискивать христианские истины в наше политическое мировоззрение, не сильно заботясь об авторском смысле Писания. У нас много проблем и в иных сферах нашей жизни. Но Христос способен лечить Своих больных. В этом надежда!

Мытарь Левий не остался навсегда предателем своего народа и своего призвания. Мы его знаем как Матфея, одного из двенадцати апостолов Иисуса, автора Евангелия, очень значимого для понимания Христа как Того, в Ком исполнился Божий замысел спасения, явленный в еврейских Писаниях.

Братья рядом с нами, политические взгляды которых мы можем назвать нечестивыми, по милости Божьей не всегда будут такими, как сегодня. При этом стоит признать, что Бог может изменить также и меня, и вас, посчитав нечестивыми какие-то наши взгляды. Кто-то, возможно, всё же сохранит свои ложные представления при этой жизни, и лишь только после смерти будет преобразован Богом. Кто-то все-таки успеет измениться. Вместо одних будут приходить другие. Церковь, как живой организм из спасаемых и возрастающих, всегда будет оставаться местом споров, боли и разочарований, но также преображения и надежды.

Всё это вовсе не значит, что об острых вопросах нужно молчать. Я не имею в виду, что стоит сидеть и ждать, пока всё само как-то «рассосётся». Наоборот, именно Божье исцеляющее действие в Его больнице побуждает нас занять активную позицию. С Богом легче двигаться в правильную сторону, чем в неправильную, и помогать двигаться другим. Но для этого нам, прежде всего, нужно отказаться от иллюзии, что у нас всё хорошо, что мы все согласны и нам всё ясно.

Нужно читать и толковать Писание. Нужно отдавать себе отчёт, почему мы толкуем тексты так, а не иначе. Нужно учиться аккуратности. Нужно строить библейское и систематическое богословие. Нужно общаться с теми, кто делает это параллельно с нами, и учиться у тех, кто это делал до нас. Нужно серьезно относиться к тому, как наша вера соотносится с нашим взглядом на мир. И нужно стараться смотреть на мир не через призму идеологий и пропагандистских заявлений, а с максимально возможной честностью. Нужно избегать поспешных и примитивных решений. Нужно постараться понять тех, с кем мы не согласны, пусть даже мы и не примем их идеи и аргументы. Важно не позволить раздражению, страху или жажде комфорта закрыть нам глаза.

Также нужно осознать, что, например, в политическом богословии, как это ни странно, лично у нас слишком много неотвеченных, а часто и незаданных вопросов. Что такое власть? Где границы власти? Что делает власть властью, а не сборищем бандитов? Кого считать властью в период революций, переворотов, гражданских войн или иностранной оккупации? Что значит: «всякая власть от Бога»? Как это соотносится с властью тиранов или безумцев? Как относиться к библейским примерам неподчинения власти? Как соотносится система власти древнего мира (с суверенной властью царя) и современного мира (когда по закону верховной властью обладает народ)? Как связаны власть и закон? Как воспринимать ситуацию, когда органы власти прямо и преднамеренно нарушают закон? Какую ответственность несут сторонники власти за преступления этой власти? Что делать церкви, видящей преступления власти? Что делать церкви, видящей преступления против власти? Что должна делать церковь по отношению к пострадавшим от власти? Как подчиняться власти при несогласии с ней? Где границы подчинения? Что должно быть более ценным для власти: справедливость, законность, стабильность, национальное величие, богатство? Что делать, если ценности власти не совпадают с ценностями подвластных? Должны ли христиане стремиться влиять на власть? Могут ли христиане быть сотрудниками органов власти? Есть ли у христиан политические задачи в этом мире? Что они могут или не могут делать в сфере политики? Что значит, что Христос господствует? Как Его господство проявляется в деятельности церкви? И в дополнение к каждому вопросу: почему мы так считаем и на чём основана наша уверенность в своей правоте?

Я перечислил некоторые вопросы, потому что размышление над ними даёт почувствовать, что мы не всегда можем отделаться от проблемы, просто произнеся: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). Это истина. Но нужно понять, что это значит, как это применимо, как это связано с призванием христиан к деланию добра? Как это соотносится, например, с тем, что, согласно многочисленным свидетельствам, в том числе и наших братьев, в белорусском изоляторе на Окрестина пытают задержанных людей. Должны ли мы сказать тем, кто исполняет приказы о пытках: «Бейте сильнее, так вы исполните волю Бога»? Или мы должны сказать: «Прекратите, это преступление и грех перед Богом»? Я понимаю, что некоторые обвинят меня сейчас в некорректности формулировок, некоторые заявят, что на Окрестина никого и не били, а некоторые никогда не слышали об этом месте. Выбор богословской позиции сильно влияет на то, каким свидетельствам мы поверим, и на какие мы с готовностью закроем свои глаза. В любом случае, мы что-то, в конце концов, ответим о возможности пыток (а также революциях, аннексиях и других событиях), но рядом услышим голос брата, отвечающего совсем по-другому.

Что же делать? Мы, хромые и слепые пациенты Божьей больницы, навсегда дарованы Богом друг другу. Будем жить с этим, даже если и больно. Будем переживать и о жертвах власти, и о братьях-жертвах ложных идей. Будем стремиться к честности перед Богом. Будем, насколько получается, общаться, убеждать, учиться и учить. Будем молиться, ожидая Божьего действия. Иисус ведь действительно Господь. Он над всеми. От Него исцеление мира, церкви и сердца. От Него мудрость и для нашего участия в жизни друг друга и мира. Исцели и нас, Господи!

Ложные представления о природе церкви приводят к ложным ожиданиям и разочарованиям. Мы часто говорим о светлой стороне церковной реальности. Она удивительнейшее Божье творение, ежедневное Божье чудо в нашей жизни. Но, радуясь церкви и любя церковь, не стоит забывать и о тёмной, плотской стороне составляющих её людей. Лишь очень поверхностное чтение Нового Завета не позволит заметить, что боль непонимания была там с самого начала. Она есть и сейчас. Она будет до конца. Христос собрал вместе неуместных, раздражающих, больных людей со всей нашей глупостью и извращённостью восприятия, потому что именно таким Он и нужен. Это, конечно, не служит оправданием личного нечестивого поведения либо нечестивых слов. Но, понимая дело Христа, мы не приходим в полное отчаяние от того, что как искренние заблуждения, так и прагматичное оправдание зла всё же есть в церкви. Хотя и плачем об этом.

Данная заметка написана в стиле «ребята, давайте жить дружно». В ней нет ответа на вопрос о том, кто же по моему мнению прав в России, Беларуси или Украины. Отчасти это умолчание – результат некоторой самоцензуры, ставшей последнее время весьма востребованной. (При этом для одних такая самоцензура – мудрость, а для других – подлое оправдание зла через молчание о нём. Напряжение есть и здесь.) Надеюсь, нам в дальнейшем всё же удастся продолжить разговор о библейском богословии власти, чтобы было на чём строить ответственное поведение пред Богом. Но для меня действительно важно на этом этапе отметить следующее: (1) мы действительно разные в своих политико-религиозных представлениях; (2) взгляды, несовпадающие с нашими, легко воспринимаются как оправдание зла; (3) но мы собраны Богом вместе в одну церковь; (4) нам нужно не разругаться окончательно, но помочь себе и другим двигаться к более полному и точному осознанию Божьего призвания для нас; (5) нам может быть больно сейчас и ещё будет больно на этом пути, но Христос нас лечит. Так что надежда есть.

Похожие статьи

Comments are closed.