Как Бог будет награждать верующих?

Каждый верующий ожидает встречи со Христом и обретения нового прославленного бессмертного тела. Трудясь во славу Христа здесь на земле и преодолевая различные трудности, отвержение и искушения, верующие порой задаются вопросом: «А как Бог оценит моё служение и жизнь?». Страшно прожить всю жизнь, ожидая похвалы от Бога, а получить в итоге порицание от Него. Впрочем, учение о судах Божьих — это не тайна за семью печатями, скрытая от взора христиан. Бог в Священном Писании открывает нам истину по этому вопросу. Более того, автор Послания к Евреям называет учение о воскресении мертвых и суде вечном одним из самого простого и фундаментального в христианском вероучении (Евр.6:1-2). В целом, можно сказать, что Бог будет судить верующих в соответствии с Евангелием, «по закону свободы» (Иак.2:12). Также очевидно, что в результате судилища Христова над верующими никто из них не погибнет. Это Иисус провозгласил совершенно определенно: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24). Встреча со Христом перед Его судилищем предполагает лишь последующее за этим обретение награды. Эта награда, в некоторой степени, будет соответствовать заслугам верующих перед Богом в их земной жизни и служении. Рассмотрим, какие принципы вознаграждения предлагает нам Евангелие.

1. Христос будет награждать справедливо.

Это основополагающий принцип, который подчеркивает Сам Господь: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Отк.22:12). Этот текст показывает, что между воздаянием, то есть наградой, и делами есть прямая связь. Именно дела каждого человека будут определять степень и содержание награды. Под делами в данном тексте нужно понимать все содержание жизни человека, а не только его действия. К этим делам нужно отнести и слова, и желания, и мотивы действий.

Павел, проповедуя афинянам, сказал: «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян.17:31).

Притча о минах (Лук.19:12-27) также показывает справедливость Бога вознаграждающего, и связь награды с делами. Рабы получили определенную сумму серебром, каждый по одной мине, и поручение: «употребляйте их в оборот, пока я возвращусь» (ст.13). Когда господин вернулся и потребовал отчет, у рабов был разный коммерческий успех. Один сказал: «Господин! мина твоя принесла десять мин». Другой: «Господин! мина твоя принесла пять мин». А один из рабов показал нулевой результат, просто вернув господину его мину. Господин дал каждому рабу столько городов в управление, сколько мин прибыли они ему представили. Один получил десять городов и большую похвалу, другой получил пять городов, а третий не получил ни одного. Здесь Христос проводит прямую параллель между заслугами и властью, которую будут иметь верующие в Его Царстве. Это справедливо!

У Бога нет лицеприятия! Об этом пишет Петр: «… вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам…» (1 Пет.1:17). Это означает, что у Бога нет любимчиков, и нет двойных стандартов. Даже Апостолы Христовы не являются исключением. Когда к Иисусу пришла мать Апостолов Иакова и Иоанна, и просила, чтобы они сели по правую и по левую сторону от Него в Царстве, то Иисус преподал им определенный урок (Мф.20:20-23). Иисус указал на жертвенность и посвящённость Богу в служении как на способ обретения высокого положения в Царстве Божьем. Когда же ученики согласились на такую жизнь, то Христос пообещал им, что предоставит возможность такой жизнью прожить. Но при этом Он не дал им обещания сесть по правую и по левую руку. Он указал им, что это зависит не от Его желания, но от Бога Отца. Этим Иисус показал, что даже личная привязанность и близость не гарантирует им поблажек или преимущества перед Судьей. Ко всем будут применены одни и те же требования. И эти требования будут справедливы. Дела христиан будут оценены и станут критерием вознаграждения.

Этот принцип показывает, что Бог будет судить в соответствии со Своими качествами, в данном случае со справедливостью.

2. Христос будет награждать щедро.

Об этом принципе говорят множество текстов. Один из основных – это притча Иисуса о хозяине виноградника, который несколько раз за день приглашал к себе работников (Мф.20:1-16). Когда рабочий день закончился, и они пришли получить плату за свой труд, то первыми плату получили те работники, которые начали работать в конце рабочего дня, проработав всего час. Они получили динарий. Это обычная плата за полный рабочий день. Другие работники, трудившиеся дольше, ожидали получить больше, но получили также по одному динарию. На их возмущение за такую «несправедливость», хозяин виноградника ответил: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Мф.20:13-15). Владелец виноградника в притче олицетворяет Бога, а работники – христиан. Эта история показывает, что любые обвинения Бога в несправедливости Его вознаграждения необоснованны. Однако справедливость — это не единственный критерий для вознаграждения. Еще один важный принцип – щедрость, обусловленная Божьей добротой. Возможно, что эта притча говорит лишь о том, что Бог богат, добр и щедр в отношении своих работников. Но, может быть, Иисус указал и на то, что Божья щедрость несколько сгладит различие между верующими в наградах. По крайней мере, длительность служения не станет решающим факторов при выдаче наград.

Другой урок Иисуса — это притча о минах (Лук.19:12-27). Она показывает щедрость Бога вознаграждающего. Рабы получили определенную сумму серебром, чтобы пустить её в оборот. Один сумел получить 10 мин прибыли, другой 5 мин, а третий вообще ничего не делал и, соответственно, ничего не заработал. Стоимость одной греческой мины (около 500 г серебра) во времена Иисуса составляла 100 римских динариев . Динарий был дневной платой наемного рабочего или римского воина. Таким образом, каждый раб, получив одну мину, имел в своем распоряжении сумму, равную четырехмесячной зарплате обычного рабочего . Чтобы лучше представить эту сумму, переведем её эквивалент в рубли. Если считать среднюю зарплату рабочего в Новосибирске в 15 тысяч рублей, то за четыре месяца получим сумму в 60 тысяч рублей. Как мы видим, это немаленькая сумма для простого рабочего, но и не слишком уж большая. Первый раб, использовав этот капитал, получил десятикратную прибыль, то есть около 600 тысяч рублей. Это довольно значительная сумма. Другой заработал вдвое меньше, но тоже имел успех. Он получил 300 тысяч рублей чистой прибылью. Хозяин оценил верность своих рабов и решил дать им награду. Учитывая, что начальный капитал, или контрольный пакет акций, полностью принадлежал господину, как и сами рабы, он вполне мог ограничиться похвалой. Если он был бы очень расположен к поощрению, то можно было бы ожидать вознаграждение в 10-50% от прибыли. Награда в 100% прибыли показалась бы любому неслыханной и чрезмерной. Что же мы видим в притче Иисуса? Господин отдал рабам весь начальный капитал – 1 мину, все 100% прибыли, сколько каждый заработал. И, в добавок, за каждую сумму, равную начальному капиталу, он дал им по одному городу во владение. Такая щедрость превосходит все ожидания. На первый взгляд, их награда даже не кажется справедливой. Более того, раб, сохранивший мину, был её лишен, а заработавший больше всех получил её в довесок. Даже слуги, видевшие это, возмутились: «Господин, у него есть десять мин» (Лук.19:25). Но господин провозгласил такой принцип: «Имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (ст.26). Этот принцип отражает одну из сторон Божьей щедрости.

Как понимать такое отношение? Лучшим объяснением, на наш взгляд, является оценка господином не собственно суммы прибыли, а верности, посвящения и исполнительности рабов. Он дал им поручение и оценил, как они его исполнили. Суммы были лишь внешним критерием, который позволил выявить их качества. Господин, получивший целое царство в управление, не слишком нуждался в нескольких десятках мин, заработанных его рабами. Ему нужны были верные и умелые слуги, которым он мог бы доверить города своего государства. Ценность вознаграждения определялась не только заслугами рабов, но, в большей степени, богатством господина. Так и мы получим неимоверно больше того, что действительно заслужили, делая добро, но в соответствии со своими делами.

О щедрости говорит и другой текст: «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор.4:17). Павел в этом тексте показывает несоразмерность страданий и славы. Откуда берется этот преизбыток, да еще и безмерный? Это дар Божьей щедрости!

Итак, принцип щедрости не нарушает принципа справедливости. Он многократно умножает награду в сравнении с заслугами. Этот принцип, как и предыдущий, основан на понимании Божьего характера. Бог добр и щедр, а потому Он и одаривает щедро. Лишь те из нас, кто ничего не сделал для Бога, не смогут воспользоваться Божьей щедростью в полной мере. Сколько не умножай «ничего», все равно «ничего» и получится.

3. Христос будет награждать по благодати.

Как мы уже говорили выше, награда обусловлена не только заслугами христиан, но еще в большей степени богатством наследия, которое они получат со Христом. Это показывает, что награда является больше даром благодати, чем заслуженным воздаянием. Особенно это важно, если говорить о таких наградах, как вечная жизнь и слава. Они исходят исключительно от Бога. Заслуги верующих возможны здесь лишь в силу действия той же Божьей благодати . Жан Кальвин пишет: «Бог принял нас по незаслуженной благости и оправдал нас, не вменяя нам грехи. Приняв же нас в благодать, Бог также по незаслуженной благосклонности принимает и наши дела. Отсюда и происходит награда» . Без Божьей благодати мы никогда не смогли бы получить ни спасение, ни награды. И то и другое невозможно было бы получить без Христа. Это не отрицает справедливости вознаграждения, не отрицает даже заслуг верующих, но показывает величие Божьей любви. Он приготовил награду, и Он её распределяет. Это, как и спасение, «не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:9). Не мы заработали наследие, а Христос. Мы никогда не смогли бы его заработать без Христа. Поэтому дела важны, и заслуги важны, но не они являются первопричиной вознаграждения.

Будущее несет нам не только спасение, как искупление и оправдание, но и вознаграждение, как часть спасения в широком смысле. Понимая это, Павел провозглашает: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф.2:4-7). Это богатство благости Божьей к нам и будет выражаться в щедром вознаграждении. Это в приобщение к Божьей жизни, славе, чести, праведности, власти и т.д.

4. Христос будет награждать со знанием.

Не окажется ли так, что Бог, награждая, что-то упустит или забудет? Или не пропустит ли Бог кого-то, раздавая награды? Ответ на этот вопрос для большинства христиан очевиден. Поскольку Писание говорит об этом, то и мы упомянем. Бог всеведущ и ничего не упустит! Этот принцип описан в нескольких текстах Нового Завета: «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.4:13). Еще: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5). «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим.14:12).

Еще лучше об этом говорится в Ветхом Завете. «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер.17:9,10). И еще один текст: «всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:14).

Все эти тексты говорят, что Богу всё открыто, он видит всё тайное и явное, хорошее и плохое. Ему известны все существа, все их дела и даже сердечные намерения. Все предстанут на суд, и всё будет оценено!

5. Христос будет награждать в соответствии с дарами.

Если мы честно посмотрим на церковь, то увидим, что христиане не одинаково одарены. Одни имеют лишь один дар, например, заботиться о столах, а другие могут проповедовать, собирать стадионы на евангелизациях или сочинять прекрасные песни во славу Божью. Одних Христос призвал к апостольскому служению или сделал пророками. Другие помогают пожилым братьям и сестрам копать грядки или разгружать уголь. Скажется ли это на будущем вознаграждении? Апостолам Он обещал двенадцать престолов и власть над избранным народом. Их имена будут написаны на двенадцати основаниях Нового Иерусалима. Что же достанется тем, чье служение не выглядело грандиозным и не привлекло тысячи душ в Царство Божье?

Бог на это отвечает следующее: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:48). В этом случае, одаренность еще не означает большую награду, но точно означает большую строгость на суде. С одной стороны, одаренность несет в себе определенный потенциал для обретения наград, с другой стороны предполагает большую ответственность перед Богом. Вероятно, более одаренные, но ленивые христиане получат намного меньшую награду, чем те, кто имел один небольшой дар, но служил им Богу от всего сердца. Так и мать Тереза имела небольшой дар, но так служила им Богу, что удостоилась почести уже на земле.

Иаков тоже пишет о строгости суда, которая больше в отношении тех, чьим служением является обучение: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак.3:1).
Итак, одаренность не является гарантией награды. Она накладывает ответственность тем большую, чем больше дар и служение для созидания церкви мы получаем от Бога. Поэтому не нужно завидовать тем, кто богато одарен. А если ты одарен – служи больше и жертвеннее остальных.

6. Христос будет награждать, учитывая наши мерки.

Бог, при оценке нашей жизни, будет учитывать и то, как мы оценивали других. Поэтому в Библии мы встречаем много призывов быть осторожными оценивая чужие поступки. Необходимо помнить, что «суждение и осуждение – близки» (Иов.36:17).

Христос прямо заявлял: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук.6:30-38). В Евангелии от Матфея сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф.7:1,2).

Между тем, с какой строгостью мы судим других, и тем, с какой строгостью Бог будет нас судить, есть прямая связь. Поэтому лучше снисходить друг ко другу в любви, но не одобрять при этом чужих грехов.
Напротив, наша щедрость в заботе о нуждах других верующих будет вознаграждена: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор.9:6).

Выводы

Рассматривая, как Бог будет награждать верующих, мы выделили несколько важных принципов:

  1. Бог будет награждать справедливо, без лицеприятия и двойных стандартов.

  2. Бог будет награждать с щедростью, которая многократно умножит награду в сравнении с заслугами.

  3. Бог будет награждать по благодати, даруя нам то, что мы сами заслужить не в состоянии.

  4. Бог будет награждать каждого христианина и оценивать каждое действие с полным знанием всех обстоятельств жизни.

  5. Бог будет награждать, более строго спрашивая с тех, кто имел больше возможностей для служения.

  6. Бог при награждении учтет, каким судом мы судили других.

В этих принципах виден прекрасный характер Бога и Его величие. Они ободряют верующих в их духовных устремлениях и борьбе с грехом. В них верующие могут находить утешение в часы утрат и скорбей. Знание о великой благодати Божьей во Христе Иисусе, обращенной к нам не только в этой жизни, но и в будущей, наполняет жизнь радостным ожиданием встречи с Богом.

Похожие статьи

Comments are closed.