“Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений”. Рехвальд Герхард

В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: “пойдём и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; 2 оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его. 3 Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придёт к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю”.
4 Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. 5 Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. 6 Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.

ОСИЯ 6:1-6

Бог много раз различными путями призывает Свой народ к покаянию. Израильский народ потерял своё благополучие, потерял свою территорию, хотя неоднократно слышал предупреждения через пророков. Но он так и не обратился к своему Богу.

Теперь же все попытки народа найти помощь собственными силами оказались тщетными. Вдруг просыпается понимание, что нужно вернуться к Богу (6:1). Это происходит именно тогда, когда раны стали уже смертельными (6:2). Два дня – это тот период, когда мёртвое тело начинается разлагаться. И только тогда в человеке возникло стремление обратиться туда, откуда он отпал. Опция «Бог» возникает, когда уже все остальные возможности исчерпаны, когда уже истрачены все силы.

Как будто в подтверждение серьёзности своего намерения люди дают обет Богу («мы будем жить пред лицом Его»). Они уже поняли, что Бог их наказал. Они уже поняли, что Бог их судил.

Но Бог не отвечает им милосердием. Там, где народ ищет верности Бога, подобной верности зари в каждое утро, Бог обличает их в неверности, подобной утреннему туману. Там, где народ ищет оживления как от дождя, Бог оценивает их стремление обманчивым, как быстро исчезающая роса (6:3-4).

Почему Бог так сурово отвергает доброе намерение народа покаяться? Третий стих открывает представление народа о Боге и ожидания от Него. Первое разоблачение звучит во фразе «будем стремиться познать». Они не утверждают, что будут познавать. Они как будто ощущают, что это, наверное, будет трудно, может быть, силы им не хватит. «Будем стремиться» говорит о человеческих возможностях. Люди, как и прежне, надеются на свои силы. Вместо того чтобы уповать на Бога, они думают, что сами смогут достичь познания и общения с Богом. Но как раз за эту самонадеянность Бог их и наказал.

Рассмотрим людскую надежду на фоне этого. В признании своего наказания (Он уязвил; поразил) они надеются на действие Бога. Но в слова «оживит» и «восставит» они подразумевают, что Бог не допустит смерть. Перед тем, как они умрут, Бог оживит и восставит их. Но это было бы равно продолжению прежней жизни, что, в свою очередь, исключает перемену. Даже их прославление Бога раскрывает самоуверенность вместо доверия Богу. Они называют Бога «утренней зарей». После тёмной ночи утренняя заря даёт новую надежду и утешение. Это было бы красивым описанием характера Бога. Но на фоне самонадеянности предыдущих высказываний эта фраза теряет свою красоту. Утренняя заря имеет постоянство, каждый день солнце снова всходит. Они обещают стремление, и поэтому Бог обязан дать им оживление, как дождь орошает землю.

Бог разоблачает обманчивые слова народа. Бог многократно и многообразно говорил через пророков. Он обличил их и возвестил им наказание (6:5). Таким образом, Бог хотел, чтобы их жертвоприношение перестало быть лишь внешним обрядом. Бог желает, чтобы значение жертвы воплотилось в поведении (6:6). Мирная жертва должна выражать истинный мир и взаимопонимание (Лев. 22, 29).  Такой она будет, если в жизни людей пребывает верность. То, что Бог говорит в стихах 4 и 6 о  благочестии, – или другими словами преданность, лояльность, милость, доброта, – все это следствие верности. Но без боговедения благочестие – пустое. Боговедение связывается с жертвой всесожжения. Это главная жертва, которую приносили вместе с другими жертвами (Лев. 5:7). Через жертву всесожжения человек приобретает благоволение перед Богом (Лев. 1: 4), а эта жертва как раз исключает самонадеянность. Жертва всесожжение утверждает, что человеку надеться не на что, кроме как на одного Бога.

Похожие статьи

Comments are closed.