Экспозиция книги пророка Малахии, Жук Филипп

Курс, который я преподаю, называется «Экспозиция книги пророка Малахии». Цель предмета в том, чтобы показать студентам историю написания книги. Мы отвечаем на вопросы о том, как и кем, книга была написана. Мы изучаем текст этой ветхозаветной книги, рассматривая её содержание и структуру. Также мы обсуждаем вопросы толкования библейского текста. Нам важно увидеть роль книги пророка Малахии в корпусе книг Ветхого Завета и её значение в каноне Библии. Ещё мы проходим некоторые азы библейского богословия. На примере этой книги я показываю развитие некоторых тем Писания от Бытия до Малахии. Особое внимание мы уделяем тому, каким образом каждый, изученный нами отрывок, можно применить в церковном служении. Мы составляем примерный план-конспект проповеди, который потом можем использовать. В нем мы уделяем место и толкованию текста, и практическому применению в своей жизни.

Когда передо мной встал вопрос о том, какую книгу преподавать, я решил, что это будет одна из книг Ветхого Завета. При этом я испытываю страх перед текстами Ветхого Завета. Ещё во время обучения в семинарии я всячески избегал проповедовать на ветхозаветные тексты. Мне было трудно, когда у нас был курс гомилетики по Ветхому Завету, поскольку я не любил проповедовать на отрывки из Ветхого Завета. Я боялся, что наговорю много лишнего или неверно истолкую ветхозаветный текст. Но все же я выбрал для преподавания книгу пророка Малахии, так как решил, что нужно преодолевать свой страх перед Писанием. Мне очень понравилось изучать эту книгу. Сначала я преподавал экспозицию книги пророка Малахии, затем пророка Иоиля, теперь ещё и книгу пророка Михея.

Теперь я вижу, что эти книги имеют практическое значение для церкви сегодня. В послании к Тимофею сказано, что все Писание «богодухновенно и полезно для научения». У самого Тимофея не было полного канона Писания, только книги Ветхого Завета, поэтому вопрос богодухновенности книг Священного Писания в послании Павла, прежде всего, относится к ветхозаветным книгам. Любой текст Библии полезен для верующего, остаётся лишь применить верную герменевтику и определиться с правильным применением текста. Именно поэтому на наших уроках в конце изучения каждого отрывка мы обсуждаем, каким должно быть его применение, а какое применение будет неверным.

Основная тема книги в том, что Израиль во время отсутствия Неемии погряз в грехах. Народ состоял из «возрождённых», «невозрождённых» и тех, чья вера оказалась нетвёрдой. «Невозрождённые» начали откровенно грешить. Верующие начали сомневаться в Божьей справедливости, поскольку увидели распространение греха после отъезда Неемии. Те, кто только считал себя верующим, показали своё истинное лицо. Бог через пророка Малахию обличает народ и призывает вернуться к исполнению условий Завета, вернуться к вере, покаяться в своих грехах.

Я использую слово «возрождённый» в кавычках. Я понимаю, что о терминах не спорят, о терминах договаривается. Из Нового Завета ясно, что подлинное возрождение стало возможным только благодаря воскресению Иисуса Христа после событий в День Пятидесятницы. Но все же некое сопутствующее освещающее действие Духа Святого уже было и в Ветхом Завете. И  это я называю «возрождением».

Изучение книги пророка Малахии повлияло на меня лично. Когда я готовился проповедовать на текст о материальном служении, текст Писания обличил меня. И об этом я даже сказал во время проповеди перед церковью. В целом вопрос заключается не только в десятине. Чтобы понять идею о десятине, мне пришлось разобраться, что об этом сказано во Второзаконии. Я увидел, что есть разные десятины. Одна десятина идёт на содержание левитов и храма, другие десятины предназначены  для праздников, ещё есть десятина для помощи нуждающимся. Ценности, о которых нам говорит Бог, заключаются в том, чтобы люди заботились о храме и о левитах. Еще Господь призывает Свой народ пребывать в койнонии. И здесь я снова использую новозаветный термин. Это слово кажется анахронизмом, но я использую его намеренно, потому что подобное общение уже было в Ветхом Завете. Это и общение, и разделение пищи, но всё это происходило перед лицом Бога. Центральной личностью, с которой были связаны три главных праздника Израиля, на которые нужно было откладывать десятину, был Сам Бог-ЯХВЕ, Искупитель, выведший их из Египта. Также материальное служение было направлено на заботу о бедных. Ещё одной важной частью материального служения, была забота о служителях храма. От них зависело, каким будет поклонение Богу в храме. Эти принципы имеют практическое значение и для нас сегодня. Это относится не только к десятине, которую мы опускаем в церковную сокровищницу. Это наше сознательное решение тратить свои средства на койнонию, на общение с другими верующими. Это может быть общий стол на малой группе, это и какой-то церковный праздник, такой как Пасха, Рождество или Жатва. Это также и любое общение в церкви, например, в воскресенье. У нас после каждого воскресного богослужения полноценный обед для всей церкви. И теперь я намеренно трачу деньги, чтобы купить что-нибудь к церковному общению. Еще в книге Малахии есть учение о браке. Это тема важна для нас сегодня и имеет свое практическое применение.

Похожие статьи

Comments are closed.