Спасающая вера, сопровождаемая делами веры, Иак. 2:14-26, Синяков Олег

Иаков в своём послании во 2-й главе стих 14 с помощью риторического вопроса, обозначает тему следующего наставления. По всей видимости, его беспокоила самоуверенность некоторых людей о своей вере, они думали, что у них все в порядке, они спасены. Однако Иаков хочет показать бесполезность веры, о которой провозглашается, но такая вера не подтверждена делами веры. По сути, такая вера не спасает. Следовательно, это очень и очень серьёзный вопрос. И действительно, Иисус говорил о многих, кто придёт на суд, будучи глубоко уверенным, что они войдут в Царство, а вместо этого они услышат: «Отойдите от Меня», Матф. 7:21-23. Но Иаков на этом не успокаивается и в центре хиазма в ст.19 показывает опорную истину – вера без дел подобна бесовской вере, – так он усиливает свой вызов слушателям. Его рассуждения состоят из трёх этапов: в начале и в конце он противопоставляет два примера – вера без дел и вера с делами, – а в середине раскрывает принцип взаимосвязи веры и дел. На каждом этапе рассуждения Иаков даёт оценку вере без дел. В начале и в конце он повторяет «вера без дел мертва», а в середине (ст.20) обозначает её как бесполезную веру! Итак, этапы рассуждения Иакова на тему спасающей веры:

1.   Пример веры без дел, ст.15-17;

2.   Взаимосвязь веры и дел, ст.18-20;

3.   Пример веры с делами, ст.21-26.

Рассмотрим эти этапы подробно.

Пример веры без дел, ст.15-17.

Как мы уже говорили, все двенадцать наставлений послания связаны между собой, хотя и стоят обособлено, не имея строгой тематической структуры. Для того чтобы показать бесполезность веры без дел Иаков вновь вспоминает богатых людей, не проявляющих милосердия к своим собратьям. Этим приёмом Иаков добивается одновременно двух целей. Он показывает пример бесполезности заявлений, не подтверждённых конкретными делами: «”Идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела, что пользы?». В то же время он побуждает своих богатых слушателей задуматься над собственной верой, жива ли она? Венчает же этот этап рассуждения первое из трёх «вера без дел мертва». Что здесь Иаков подразумевает под верой? В данном случае он имеет в виду, что человек считает себя последователем истины, что он поклоняется истинному Богу, поэтому результатом его жизни должна стать вечная жизнь, спасение. Однако Иаков отрезвляет своих слушателей и раскрывает самообман, в котором может пребывать человек. Если нет дел веры, то она мёртвая, не принесёт пользы, она не спасёт. Искреннее милосердие к нуждающимся это хороший критерий для проверки и нашей веры. Он показывает, есть ли в наших делах веры любовь.

Взаимосвязь веры и дел, ст.18-20.

В ст.18 представлен разговор Иакова с воображаемым оппонентом. «Если мне кто-то скажет,- говорит Иаков, – “Ты имеешь веру”, то я отвечу: “А я имею дела”». То есть это не просто заявление, что имею веру, но я заявляю, что моя вера подтверждена делами. Потом Иаков ставит в тупик своего оппонента: «Покажи мне веру твою без дел твоих». И оппонент молчит, т.к. нечего показать. Иаков продолжает: «А я покажу тебе веру мою из дел моих». Почему Иаков вместо фразы «я имею дела» неестественно говорит «а я имею дела», как бы противопоставляя себя  кому-то? Ст.19 даёт подсказку. Иаков оппонирует людям, считающим себя истинными верующими, они веруют, что Бог един. Речь идёт о людях, отделяющих себя от всей массы людей, конечно же, язычников, у кого много богов. По сути, это все те же самоправедные «фарисеи» или как Иоанн назвал их в своём евангелии «иудеи». Их обличал Иисус, они мнили себя духовными гигантами и хвалились своим верным исповеданием, что в противоположность язычникам находятся в истине. Поэтому их слова: «Ты имеешь веру», – это не просто воображаемый аргумент, а настоящее утверждение гордого самоправедного и религиозного человека, он говорит высокомерно: «Ну да, ты имеешь истинную веру». Иаков ставит их на место. Он заявляет, что не рассматривает веру также как и они. Для него вера проявляется в реальных любви и послушании. Он позорит их веру, приведя в молчание просьбой показать их веру без дел. В ст.19 он доводит этот позор до кульминации, называя их веру бесовской. Не так ли говорил и Иисус о самоправедных иудеях: «Ваш отец дьявол” (Иоан. 8:44). Вот он корень мёртвой веры – люди не рождены от Бога, и это проявляется в пустом и самоправедном исповедании, гордо называемым истинной верой. В ст.20 Иаков подводит итог. Во-первых, таких людей он называет «неосновательными», дословно лишёнными интеллектуальной, моральной или духовной ценности, пустыми, без содержания, без всякой основы, без истины, без силы. Во-вторых, он заявляет, что «вера без дел мертва», дословно непродуктивна, бесполезна, другими словами, не может спасти. И действительно, это очень актуальная ситуация. Порой люди рассуждают о высоких вещах, причисляют себя к какому-то богословию или к служителям, считают себя истинными верующими. Однако их практическая жизнь без любви и послушания Слову свидетельствует об их мёртвости. Таким образом, эти люди обманывают самих себя, будто они имеют спасение.

Пример веры с делами, ст.21-26.

Далее Иаков приводит два примера настоящей веры, подкреплённой делами.

ПРИМЕР АВРААМА.


В ст.21 показано, каким делом Авраам проявил свою веру. Он явил послушание Бога вопреки кажущемуся логическому несоответствию между Божьим обетованием об Исааке и Божьим повелением принести его в жертву, и вопреки своей личной привязанности и любви к Исааку. Истинная вера всегда включает в себя послушание Божьим повелениям, несмотря на разные нестыковки, непонимание, жертвы и т.п. В ст.22 показан механизм взаимодействия веры и дел. Человек делает дела на основании веры, а уже сделанные дела свидетельствуют об усовершенствовании веры. Так было с Авраамом. Он верил, что Бог обещал Исаака как обетованного сына, значит, рассуждал он, Бог, если нужно, воскресит его (Евр. 11:19). Когда же он почти исполнил повеление, Бог остановил его. Исаак остался жив, а Бог дал ему другую жертву, овна. После всего Бог обновляет Своё благословение Аврааму. Так будет и у нас. Мы будем делать, движимые верою, а когда сделаем, наша вера станет больше. А в ст.23 размышления о вере возвращаются в плоскость спасения души. Иаков показывает, что истинная вера Авраама вменилась ему в праведность. Так происходит и с нами. Мы лишь тогда объявляемся Богом праведными, когда наша вера истинная, т.е. мы верим, и у этой веры проявляются дела.

ПРИМЕР РААВ

Очень интересен пример Раав. Ей не было дано никакого повеления. В чем же тогда её дело веры? Более того, её поступок был предательством по отношению к другим гражданам города. Дело веры Раав в том, что она действовала в соответствии с Божьим откровением. Своими устами она говорит, что знает о решении Бога предать город Иерихон евреям. Поэтому последующие её действия продиктованы этим откровением. Таким образом она и спаслась. Дело веры кроме любви и послушания, это ещё и умение оценивать реальность через призму Божьего откровения, а не то, что о ней внушают люди или как её ты чувствуешь сам.

В заключении Иаков повторяет своё утверждение о мёртвой вере. Итак, важно проверить себя, есть ли в моей жизни дела веры: любовь, послушание Слову, оценка реальности через Божье откровение? Если же наша вера и праведность лишь в громких заявлениях, лишь в приверженности какой-то системе богословия, лишь в совершении служения или обрядов, то грош цена им, а нам нужно рождение свыше!

Похожие статьи

Comments are closed.