Контроль над языком, Иак. 3:1-12, Синяков Олег

В 1-м стихе 3-й главы послания Иакова обозначена тема следующей за части наставления – учительство. Казалось бы, что такая тема должна быть обращена только к служителям церкви. Однако в то время наблюдалась картина, когда иудеи прилагали немало усилий, чтобы учить других. Похожую мысль выразил Павел в Послании к Римлянам, когда написал, что иудеи считают себя учителями невежд (Рим. 2:20). Подобное происходило и во времена Иисуса. Тогда Он даже осуждал иудеев за неверное миссионерство (Матф. 23:15).

Учительство связано с языком. Здесь обозначена опасность, о которой Иаков говорит в центре хиазма, расположенного в ст.7-8а: грешный язык укротить практически невозможно. Именно по этой причине Иаков и восклицает в ст.1 «мы подвергнемся большему осуждению». Другими словами, мы, зная истину и наставляя в ней других, произносим много греховных фраз своим языком. Коль скоро произойдет суд над тем, что и как мы говорили, то мы действительно можем оказаться достойными большого осуждения, поскольку в нашей речи смешиваются и истина, и зло греховного языка. Когда Иаков делает призыв: «Не многие делайтесь учителями», – вряд ли он хочет, чтобы кто-то перестал проповедовать истину. Учитывая последующее повествование, речь, скорее всего, идёт о том, что к учительству нужно подходит с точки зрения святости языка. Он призывает тем более очищать свой язык, чем более мы задействованы в учительстве. И делает он это, приводя три факта о языке: его силу, его опасность и его двойственность. Он рассчитывает, что в процессе восприятия этих трёх особенностей у слушателей сформируется стойкая убеждённость в том, что нельзя одним и тем же языком проповедовать истину и изрыгать зло. Именно поэтому верующие должны научиться контролировать свою речь. Думаю, эти истины касаются не только учителей, но и всех христиан. У всех язык должен быть святым, а у тех, кто учит особенно. Итак, рассмотрим подробней три факта о языке.

СИЛА ЯЗЫКА, Иак. 3:2-5.

В ст.2 Иаков указывает на силу в борьбе с грехом. Если человек научился укрощать язык, то он сможет укрощать и все тело. То есть укротить язык гораздо сложнее, чем все тело, в нем заключается большая сила. Человек, взявший под контроль язык, становится способным контролировать и все тело. Иначе говоря, если мы справились с языком, то нам под силу и грехи, связанные с телом, а они нам обычно кажутся самыми неукротимыми. Также в этом стихе ясно показано, что Иаков подразумевает под языком – это наша речь (причём и слова, и мысли). Сам язык, как орган тела, выступает здесь лишь инструментом нашей речи. Интересно, что Иаков не использует прямое слово «согрешает», а дословно пишет «спотыкается», что указывает в большей мере  на непреднамеренные грехи в нашей речи. То есть он говорит о тех моментах, когда мы что-либо говорим и у нас естественным образом, как бы на автомате, выходят  неугодные Богу слова. Спектр этих слов очень широк. Слово «много» дословно означает «во многом». Сюда можно отнести богословские неточности в высказываниях, осуждение других людей, лживые детали, добавленные, чтобы приукрасить наши слова, самохвальство, слова, сказанные в гневе или со злостью и т.д. Затем Иаков использует три метафоры, подтверждающие идею о силе языка: руль корабля, удила для коней и искра. Все эти три вещи малы по сравнению с тем, чем они управляют и к каким результатам они приводят. Это усиливает понимание той истины, насколько значима речь в духовной жизни человека. Это, в свою очередь, побуждает нас серьёзней относиться к призыву Иакова контролировать свой язык. Ключ к этому контролю мы находим в 1:19 – быть скорым на слышание. Мы должны постоянно и последовательно приводить свой язык в соответствие с Писанием, прибегая к помощи силы Божьей благодати, данной нам при рождении свыше (Иак. 1:18). 

ОПАСНОСТЬ ЯЗЫКА, Иак. 3:6-8.

Заявив о силе языка, Иаков продолжает метафору об огне, показывает греховные характеристики языка, а вместе с тем и корень проблемы – его неукротимость. В выражении «прикраса неправды» стоит греческое слово «kosmos», которое можно перевести как «мир» или «украшение». Иаков во всем своём послании использует его в значении «мир». Однако в контексте данного наставления, где показано смешение истины и лжи, учительства о Боге и уничижения сотворённых по образу Божию, скорее всего, слово «kosmos» несёт значение «украшение». То есть наша речь способна так завуалировать и закрасить всякую неправедность, что она уже не выглядит слишком плохой. Следующая характеристика языка заключается в том, что он оскверняет все тело. Это образное выражение указывает на то, что язык не просто присоединён к телу, а, находясь внутри его, соприкасается со всем телом. Так и наша речь соприкасается со всем нашим существом, посредством чего зло от него переходит на всего человека. Не об этом ли говорил Иисус: «исходящее из человека, оскверняет человека» (Марк. 7:20).

Далее Иаков говорит, что «язык воспаляет круг жизни». Очень похоже, что он использует концепцию Соломона из книги Екклесиаста о цикличном существовании людей на земле. Так Иаков показывает, что греховный язык не только оскверняет самого человека, но и наполняет огнём его существование на земле, причём уже в социальном масштабе. И действительно, к каким ужасным последствиям в отношениях между людьми может привести греховный язык.

Последнюю характеристику языка мы находим в ст.6 – «будучи сам воспаляем от геенны». Геенна в Новом Завете это синоним озера огненного, ада, места, приготовленного для дьявола и ангелов его. Получается, что источником греховного языка является дьявол. Он  возбуждает похоти внутри человека. Они, превращаясь в слова, оскверняют самого человека и его окружение. Слово «геенна» интересно также и тем, что его происхождение связано с местом, где располагалась Иерусалимская свалка. Она была в долине сыновей Енномовых и появилась на осквернённом поле, где когда-то приносили человеческие жертвы лжебогам. На этой свалке постоянно поддерживался огонь. Иудеи сделали слово «геенна» синонимом ада. Иаков использует этот образ, чтобы показать весь губительный ужас языка: «воспаляем от геенны».

Во второй половине ст.8 Иаков продолжает давать характеристики языка. «Это – неудержимое зло»,- говорит он, дословно «неугомонное зло». Это зло, которое хотя и берут под контроль, но время от времени оно способно вырываться и творить ужас вокруг себя. Такую картину мы, собственно, и можем замечать в своей жизни.

И последняя характеристика языка, приводимая Иаковом,  «он исполнен смертоносного яда». Нас не нужно, наверное, долго убеждать в том, что «смерть… во власти языка» (Пр. 18:22).

Все эти характеристики приводят Иакова к убеждению о неукротимости языка в ст.7-8а, что и является центром хиазма всего наставления. Он показывает контраст между способностью человека укрощать животный мир, тех существ, которые, казалось бы, физически сильней человека, и неспособностью укротить маленькую часть своего тела – язык. По сути, Иаков хочет подвести своих слушателей к истинному поведению относительно  языка – укрощать его. Христианин должен контролировать свой язык с помощью Писания, быть внимательным к тому, что он говорит, как он говорит, для чего он что-то говорит.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЯЗЫКА, Иак. 3:9-12.

В заключении Иаков приходит к выводу о недолжной двойственности языка. В ст.9 выражено контрастное противопоставление. С одной стороны верующий человек славит своего Творца, а с другой теми же устами злословит Его, когда проклинает людей, сотворённых по подобию Бога. Вывод в ст.10 напрашивается сам собой – «не должно так быть». Для усиления этой мысли приведены две метафоры, одна об источнике с двумя типами воды и вторая о деревьях, приносящих не свойственные им плоды. Суть этих метафор проста.  Мы должны изливать из своих уст лишь ту воду, которую предназначил нам Бог. Мы должны приносить плод в соответствии с тем, ради чего мы были сотворены. А именно, мы должны провозглашать благословения не только Богу, но и сотворённым по Его подобию людям. Мы призваны приносить плод в виде слов, соответствующих Писанию. Глагол «не может» указывает на противоестественность приведённых утверждений об источнике и о дереве. Однако с языком почему-то получается по-другому. Причина этого в обольщении от дьявола и в остатках греха, живущего внутри верующего человека. Поэтому истинный путь христианина заключается в укрощении своего языка.

Похожие статьи

Comments are closed.