Евангелие по Пророку Осии (Осия 1:9-10), Рехвальд Герхард

Служение пророка Осии было большим, чем просто провозглашением слов Господа. Пророк оказался глубоко вовлечён в свою пророческую деятельность. Его женитьба и дети стали носителями вести, которую Бог желал объявить народу.
Мы видим, что Бог дал повеление назвать трёх детей Осии и Гомерь пророческими именами. Таким образом, дети своими именами возвещали истину Бога и обличали людей вокруг себя. Первое имя осуждало народ Северного царства за грех, ставший причиной грядущего наказания (Осия 1:4). Второй ребёнок носил имя, возвещающее о наказании (стих 6). А имя третьего ребёнка говорило о вынесении окончательного приговора от Бога: «Не Мой народ», именно это и означает буквальный перевод имени «Лоамми».

Последующие слова Бога дают объяснение, как надо понимать последствия вынесенного приговора. Фраза «Я не буду вашим (Богом)» ссылается на обетования завета с Богом (Лев 26:12; Исх. 19:4-6). Как и синодальный перевод, еврейский текст не содержит слово «Богом». Текст просто говорит: «Я не буду вашим» или «Я не буду для вас». Глагол «буду» — это форма глагола «есть (быть)» в будущем времени, первом лице, единственном числе. В еврейском языке нет прямого грамматического маркера, указывающего на время глагола, лишь контекст определяет время. А в этом высказывании мы встречаем глагол «есть» в форме первого лица, единственного числа: «И Я не ‘Я – есмь’ для вас».

Имя «Я – есмь» это прямая цитата из текста, где описано, как Бог открылся под этим именем Моисею (Исх. 3, 14). Здесь в книге Осии Бог отказывается от того самого обращения, с которым Он однажды сначала призвал народ, а затем совершил их избавление из рабства.

Если Бог больше не «Сущий» для Израиля, то это означает, что народ потеряет все. Бог «Сущий» или «Я-Есмь» вывел их из рабства, Он сделал их Своим народом (Исх. 19:4-6), Он дал им закон, дал им землю, чтобы народ мог служить Ему. Теперь же само имя сына пророка Осии провозглашает, что всему этому приходит конец.

Вместе с будущим народ также потеряет настоящее, и даже прошлое. Они являются народом Божиим и всё их существование связано с Богом, что отображено даже в их названии «Израиль». Если же теперь Господь больше для них не «Сущий», тогда Он и не существует для них, и никогда не существовал. Тогда кто вывел их из рабства? Кто дал им закон? В чем призвание этого народа? Всё эти вопросы остаются без ответа, потому что они стали  «Лоамми» – «Не Мой народ».

Такое наказание страшнее, чем смерть. Это полное их уничтожение: нет будущего, нет настоящего, нет и прошлого. А если нет прошлого, то нет и надежды на покаяние или восстановление.

Три имени детей пророка Осии показывают, как нарастает суровость суда, приготовленного Богом для народа. В 9-м стихе Бог возвещает самое мрачное будущее. Весть о том, что Бог больше не является богом для Израиля, означает потерю религии и божества. Народ потеряет основу своей истории, основу всего своего существования. Оказавшись без Бога, теряя  будущее, настоящее и прошлое, Израиль становится народом как будто никогда не существовавшим.

Имеет ли Бог право поступать так? Бог спас свой народ и заключил с ним завет под именем «Я – есмь». Если Бог теперь отказывается от этого имени, не поступает ли Он неверно? Суровые обстоятельства требует радикальных мер. Такое крайнее действие Бога, когда Он даже от Самого Себя отказывается (не буду «Я есмь»), говорит о чрезвычайно безвыходном положении народа по причине собственных грехов. Преступления и отступление народа оказались настолько разрушительными и так глубоко укоренились в нем, что уже не остаётся места для восстановления. Сожаление и раскаяние уже ничего не изменят. Бог наведёт смерть, чтобы все начать с чистого листа.

И тут, в этой мёртвой точке стоит союз «но» (стих 10), на котором совершается очень резкий поворот. Параллелизм со стихом 5-м в выражении «и будет» усиливает противопоставление. Стих 5-й говорит о погибели и о конце народа, а стихи 10-11 объявляют весть о будущем спасении и восстановлении. От греха (1, 2 + 4) через приговор и суд (1, 4 + 5 + 9) речь переходит к надежде. Бог доведёт Свой суд до конца, но через суд Бог приведёт к новому началу.



Суд в стихе 9 намекает на Завет у горы Синай через упоминание имени Бога (Исх. 3). А благая весть в стихе 10-м привязывает восстановление к завету с Авраамом (ср. Бытие 22:17). Бог возвращается к более раннему моменту времени, чем тот, когда возник корень греха, в котором народ теперь живёт. Народ отступил от Синайского завета, поэтому этот старый (ветхий!) завет уже не обновляется.

Бог также не намерен просто так исправить ошибки неверных Израильтян. Восстановление заключается не в призыве к рассудительности. Ссылка на завет с Авраамом говорит о верности Бога Своему обетованию. Как Господь обещал произвести великий народ, так Он и исполнит. Но Бог не намерен продолжать или восстанавливать лжерелигию Иеровоама. Господь исполнит Своё обетование, но уже в новом, неизвестном ранее качестве: «И там, где говорили им: “вы не Мой народ”, будут говорить им: “вы сыны Бога живого”».

Суд совершился: «им говорили», — это прошедшее время, оно говорит об уже случившемся, об исполнившемся суде. Тем же образом, как суд стал реальным событием в прошлом, так же и будущие отношения сыновства станут реальным новым качеством, которое Бог даст. Суд и последующее обетование новых отношений обусловливают друг друга. Без суда нет светлого будущего.

Раньше они были только народом, но новое начало, ставшее возможным благодаря суду, указывает на другое качество. Теперь они – «сыны». Там, где раньше принадлежность Богу определялась культурными ценностями (народ Божий), теперь становится отношениями с Богом, родственной связью – сыновством.

Книга пророка Осии раскрывает, что единственный выход из греха – смерть. То, что для человека тупик и безысходность, для Бога является единственным радикальным, но, в итоге, спасительным средством. Бог ведёт грешника до точки невозврата. Затем, где дальше нет выхода для человека, Бог преодолевает смерть и даёт новое начало, но уже  как Своим сынам.

Вот то место, которое Никодим должен был вспомнить (Иоан. 3:10), но и не только он один.  

Похожие статьи

Comments are closed.