Уроки Реформации, Хохлов Игорь, интервью

На этой неделе со студентами очной формы обучения обсуждаем историю Реформации. Это важный период в истории церкви, занимающий промежуточную позицию между периодом от момента возникновения церкви до средневековья и периодом, относящимся к истории современной церкви. Поэтому, с одной стороны, мы наблюдаем множество феноменов, связанных со средневековой церковью. Здесь мы видим различные виды жестокого отношения к людям, на жизнь церкви влияла мрачная атмосфера той эпохи. А с другой стороны, можно заметить некоторые тенденции, свойственные современному христианству. Поэтому этот период можно считать таким уникальным. Церковь находилась на рубеже смены эпох.

Что же послужило толчком к началу Реформации? Этому вопросу мы посвятили целый день. Было множество предпосылок для возникновения Реформации, было немало предшественников, внёсших свой вклад. Но, конечно же, одной из ключевых причин была жажда людей по Слову Божьему. К сожалению, Священное Писание было недоступно для большинства населения. Люди считали себя верующими, но их представление об Евангелии было искажённым. Поэтому верующие, ищущие Христа, желающие отношений с Богом, стремились возвратиться к библейскому учению. Они пытались избавиться от наслоений, возникших за весь период существования христианской церкви.

                В принципе христианская церковь смогла вернуть себе Писание. Было сделано несколько переводов Библии на национальные языки, богослужение перешло на понятный язык. Таким образом, Писание стало более доступным. Теперь его могли читать обычные люди и толковать его. Но была и обратная сторона этого процесса. Если ранее Писание толковали лишь образованные люди или священство, то теперь этим стал заниматься более широкий круг людей. Это породило множество разных версий христианского учения. И хотя Евангелие вернулось обратно в массы, но было нарушено формальное единство христианского мира. Так возникли различные христианские течения и протестантские церкви.

                Отношения между ними были достаточно сложными и напряжёнными Лидеры Реформации делали попытки к объединению, стремились прийти к согласию в каких-то ключевых вопросах. Было несколько встреч, где обсуждались темы, вызывавшие разногласие. Но некоторые вопросы, в частности вопрос о Причастии и участии в Вечере Господней, мешали объединению сторонников Реформации. По каким-то вопросам удавалось прийти к общему пониманию, но другие так и остались нерешёнными. Поэтому лидеры пошли каждый своим путём.

                Какие уроки мы можем и должны взять от изучения истории Реформации? Прежде всего, изменилась роль служителей в церкви. Это одно из важных достижений Реформации, произошедшее не только в среде протестантских церквей, но даже и в католической церкви. Понимание роли священства стало другим. Теперь это не было просто продвижением по карьерной лестнице, как это обычно происходит в светском мире. Священнослужитель должен был понимать своё служение, как некое духовное призвание. И это также важно и для служителей наших церквей сегодня. Нужно воспринимать своё служение, проповедника или пресвитера, не как карьерный рост, не как усилия в достижении каких-то полномочий, почёта или статуса, но, прежде всего, воспринимать себя как слугу. Господь призвал нас служить людям, а не стремиться к власти и доминирующему положению в церкви. И именно Реформация помогала переосмыслить роль священника, уже не как чиновника или высокого должного лица ради получения личной выгоды, а как служителя Христова.

                Ещё один важный урок мы берём из истории Реформации. Мы видим, что лидеры Реформации, такие как Мартин Лютер, Жан Кальвин и др., в большинстве своём были пастырями. Они всегда учитывали способность своей паствы воспринимать что-то новое, способность принимать какие-то изменения.  И если люди были не готовы к переменам, то они были готовы подождать, продолжив процесс преобразования. Они не стремились к каким-то радикальным изменениям, могущим причинить духовный вред многим людям. Они старались совершать свою работу постепенно, поэтапно, не торопясь. Это также важно для нас сегодня как для служителей. Мы зачастую хотим быстрых перемен в церкви и не всегда учитываем чувства верующих, их церковный опыт, то, что они могут воспринять нововведения очень болезненно. Нам нужно иметь пастырское сердце и подход, чтобы необходимые перемены проводить постепенно, быть более мягкими и гибкими.

                На начало Реформации и на последующие события также повлияли вера и духовное образование основных её деятелей. Я часто замечаю такую практику, что люди в церкви критикую христианское образования и духовные учебные заведения. Но если мы посмотрим на историю Церкви, да и на примеры из Священного Писания, то увидим, что основные глобальные деяния совершали именно образованные люди. Можно вспомнить, что апостол Павел был одним из самых образованных людей. Он написал большую часть посланий Нового Завета, в сравнении с другими новозаветными авторами. Реформацию осуществляли такие образованные служители как Мартин Лютер, который был доктором богословия, Жан Кальвин. Просто невозможно отвергнуть потребность в учёбе, в совершенствовании своих знаний. Но с другой стороны, мы видим, что одного духовного образования недостаточно. Любой христианин, тем более служитель церкви, нуждается в духовном росте, в личном познании Бога, в опыте хождения с Ним. Поэтому важно соблюдать баланс, чтобы иметь знания и качественное христианское образование с одной стороны, а с другой – практиковать свою веру в делах. Только так две эти составляющие помогут созидать церковь. В противном случае, когда перевешивает богословие, то появляется радикализм, жёсткость в отношениях с людьми, когда перевешивает личный опыт и переживания, то это приводит к чрезмерным компромиссам, к пренебрежению истиной, к возникновению опасных учений и ересей.

Похожие статьи

Comments are closed.