Крещение Иисуса Христа (Мат. 3:13-17), Федоткин Максим

Праздник крещения Иисуса Христа, обычно отмечаемый нами в январе, связан с важным моментом в жизни нашего Спасителя. В чём же значимость этого события? Почему христиане отмечают его как праздник? Чтобы понять это, давайте обратимся к тексту из Евангелия от Матфея 3:13-17.

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

В этом событии участвовали две личности: Иоанн Креститель и наш Спаситель – Иисус Христос. Их жизни связаны друг с другом буквально с самого рождения, но встретились они лишь в момент крещения Иисуса. Какова же роль каждого из них в крещении Господа? Почему один крестил, а Другой – пришёл креститься?

Время, в которое происходили описываемые события, было трудным для еврейского народа. Израиль находился под гнётом Римской империи, ожидая, когда наступит время исполнения сказанного Богом Своему народу обещания: придёт Мессия, Который установит Божье царство на земле, покарает всех язычников и исполнит все обещания, данные Богом Аврааму. Согласно пророчеству Даниила о семидесяти седьминах это время вот-вот должно было наступить (Дан. 9:24-27). Появление Иоанна Крестителя многие люди восприняли в качестве исполнения пророчеств Исайи и Малахии, предсказывавших приход Илии перед установлением Божьего царства (Ис. 40:3-5, Мал. 3:1).

Внешний вид Иоанна описан в нескольких Евангелиях. Он носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс. Питался Креститель акридами (съедобная разновидность саранчи) и диким медом. Такой внешний вид напоминал людям ветхозаветных пророков, а более всего самого известного среди них пророка Илию. В 4-м Цар. 1:8 можно прочитать описание Илии. Царь Охозия посылает своих слуг вопросить идолов о своем выздоровлении. Навстречу им Бог посылает Илию. Слуги царя встречаются с пророком, а затем возвращаются к царю с вестью от него. Когда царь спрашивает о внешнем виде этого человека Божьего, слуги отвечают: «человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим». Из сказанного царь понял, что это был Илия Фесвитянин. Если мы сравним описание внешнего вида пророка Илии и Иоанна Крестителя, то заметим их поразительное сходство. Оба одеты в одежду с волосами, оба носят кожаный пояс. Поэтому неудивительно, что многие спрашивали Иоанна, не он ли Илия.

Как мы знаем из Евангелий, Иоанн отвечал, что он не Илия, но его задача – приготовить народ к пришествию Мессии. И это приготовление происходило через крещение покаяния, совершаемое Иоанном в Иордане. Слово «покаяние» буквально означает «изменение мышления». В чём же еврейскому народу нужно было покаяться? В чём ему нужно было изменить мышление?

Израильтяне думали, что праведность можно достичь, исполняя закон, совершая добрые дела. Но истинная Божья праведность таким способом не достигается. Чтобы приобрести Божью праведность, нужно стать как Авраам. Он поверил Богу и был оправдан по этой своей вере. Евреям нужно было перестать думать, что принадлежность к потомкам Авраама и соблюдение закона гарантирует им место в Божьем Царстве. Вместо этого они должны были признать себя преступниками закона и перейти от веры в собственные силы к вере в Бога, с надеждой и желанием  Его праведности. Крещение, совершаемое Иоанном Крестителем, символизировало это изменение мышления. Поэтому Иоанн крестил не всех, но требовал от приходящих к нему людей «сотворить достойный плод покаяния» (Мат. 3:8).

Итак, приготовление народа к пришествию Мессии было первой целью служения Иоанна Крестителя. Вторая же цель описана в Ин. 1:33-34:

33 … Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Таким образом, второй целью служения Иоанна было указать на Сына Божьего, на «Агнца, берущего на себя грех мира» (Ин. 1:29). И пока Христос не пришёл креститься, Иоанн достигал первой цели. Когда же пришёл креститься Иисус, Креститель указал на Него и тем самым исполнил свою миссию. Теперь стало понятно, почему Иоанн крестил. А что же насчет Иисуса? Зачем Ему нужно было креститься?

С момента крещения начинается служение Иисуса Христа. Можно даже сказать, что с этого момента Он открывается людям как Мессия, как Царь, пришедший избавить Свой народ. В этой связи интересен диалог между Иоанном и Иисусом перед крещением:

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Действительно, кому нужно каяться, Иоанну или Иисусу Христу? Кто больше, крестящий в воде или крестящий Духом Святым и огнем? Очевидно, что последний. Тогда становится понятным некоторое сомнение Иоанна относительно смысла крещения Иисуса. Но Спаситель даёт ему всего лишь один аргумент, разрешающий все сомнения Крестителя: «так надлежит исполнить нам всякую праведность». Слово, переведенное у нас как «правда», на языке оригинала означает «праведность». Какую же праведность исполнили Иоанн и Иисус во время крещения?

Фраза «исполнить праведность» означает исполнить то, что требуется, что соответствует воле Божьей. Она описывает поведение, которого Бог ожидает от верных Ему людей. Если говорить о крещении Иоанна, то вполне можно предположить, что крещение являлось «праведным» делом для любого человека, верящего в Бога и в приход Мессии. Но Иисус сказал нечто иное. В Его фразе есть слово «нам». Еще раз, Иисус не сказал: «так надлежит исполнить всякую праведность». Он сказал: «так надлежит исполнить НАМ всякую праведность». Слово «нам» указывает на то, что Иисус думает о чем-то конкретном относительно Своей роли и роли Иоанна Крестителя, а не об общем принципе. Иными словами, Иисус как бы говорит: «Бог хочет, чтобы ты крестил Меня». Как мы уже поняли, для Иоанна это была возможность исполнить свою миссию. Для Христа же это способ отождествить Себя со своими последователями.

Во-первых, крестившись от Иоанна, Иисус фактически становится его последователем. Следовательно, Его дальнейшее служение имеет преемственность служения Иоанна Крестителя. И, действительно, мы видим, что проповедь Иоанна далее звучит уже из уст Иисуса и Его учеников: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Во-вторых, крестившись от Иоанна, Иисус отождествляет Себя с теми, кто тоже крестился в Иордане, а значит, они  желают новых отношений с Богом. Об этих новых отношениях с Богом Христос и будет говорить далее в течение Своего служения.

В-третьих, Христос собирается взять на Себя немощи и болезни людей (Мат. 8:17), «отдать Свою душу для искупления многих» (Мат. 20:28), а в конечном счете пролить Свою кровь за грехи людей (Мат. 26:28). Иными словами, Он займет их место на кресте, станет их представителем на суде и вместо них примет наказание. А для этого Он должен отождествить Себя с ними.

Всё, сказанное выше, напоминает описание Божьего Раба у пророка Исайи 53:11:

11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

Раб всегда исполняет волю своего господина. И Иисус, воплотившись, занял место Божьего Раба, Который должен умереть за Божий народ. Поэтому Ему и необходимо принять крещение от Иоанна для отождествления Себя с Божьим народом, а затем даровать им Свою праведность, взяв на Себя вину за их грехи.

Однако это только первая причина необходимости крещения Иисуса. Вторая причина становится понятной в ст.16-17.

После крещения на Иисуса в телесном виде в виде голубя сходит Дух Святой, и звучит голос с неба, говоря:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Сошествие Духа Божьего напоминает известные мессианские пророчества Исаии, где говорится, что Бог положит Свой Дух на Своего избранного слугу (Ис. 11:2; 42:1; 61:1). Это не означает, что Иисус до этих событий был без Духа Святого, так как сам Матфей приписывает Его рождение действию того же Духа от Бога (Мат. 1:18, 20). Но когда Дух Святой «сошёл на Него» и теперь пребывает на Нем, Иисус явно готов и способен взять на себя Свою мессианскую миссию. И это – вторая причина крещения Иисуса.

Голос с неба позволяет нам понять то, как Бог смотрит на Иисуса. После принятия Иисусом крещения от Иоанна в качестве исполнения воли Божией для Себя, слова свыше показывают как Божье удовлетворение послушанием Иисуса, так и, что более важно, уникальные отношения Христа с Богом как с Отцом. Здесь мы видим Троицу во всем Её великолепии: Отец на небесах благословляет Сына, Сын крестится, Дух Святой сходит на Сына в виде голубя.

Это небесное откровение лишает читателей Евангелия и нас с вами любого оправдания непринятия Иисуса в качестве Сына Божьего, воплотившегося ради нашего спасения. Именно так будет позиционировать Себя Иисус в Своем служении. Он – Сын Божий, Он – Мессия. И это хорошо видно из последующего за крещением искушения от дьявола, когда Божий противник произносит: «Если Ты Сын Божий, то …» (Мат. 4:3, 6).

Поэтому лучшее, что мы можем сделать в день воспоминания Крещения Господня, это, конечно же, не ныряние в прорубь и освящение воды, а признание Иисуса Христа Богом и своим Спасителем, посвятив Ему всю свою жизни.

Поэтому давайте прославлять Христа за Его спасение, посвятив Ему всю свою жизнь.

Похожие статьи

Comments are closed.