Проповедь из 3-х пунктов, Осия 4:1-3, Рехвальд Герхард

«             Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. 2 Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. 3 За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут».

В книге пророка Осии, начиная с 4-й главы, мы встречаем пророчества, которые пророк провозглашал в течение почти сорока лет. Эти пророчества не имеют отдельной датировки. Они написаны в хронологическом порядке. Тематические намёки и обращение к отдельным группам слушателей позволяют определить время, когда эти пророческие речи звучали. Оно относится к периоду существования  Северного царства.

Пророчества не имеют чётких границ между собой. Часто одно плавно переходит в другое. Таким образом, эти многочисленные пророчества долгого периода служения Осии образуют одну единую весть. Несмотря на разновидность тем и речей пророка, призыв к Израильскому народу един: «Вернитесь назад к своему Богу!» (13:4).

В противовес к такому единству вести в совокупности высказываний пророк Осия ставит множество детальных структурных элементов. Один из них – повторяющий образец в виде мини-проповеди. На протяжении всех пророчеств (главы с 4-й по 13-ю) пророк строит свои пророчества наподобие проповеди из трёх пунктов.

Несколько таких троек образуют пророческую речь. В 4-й главе (ст. с 1 по 3) мы в первый раз встречаем такую структуру. Этот отрывок также открывает и первую пророческую речь, поэтому он и стоит в начале обращения к аудитории. Как положено в хорошей проповеди, пророк привлекает внимание слушателей. Заодно мы, как читатели, узнаем, каким образом и к кому обращена пророческая весть.

После этого элемента, хотя в других отрывках такое и не обязательно, следует трёхкратная речь. Вначале пророк в общих чертах возвещает упрёк или обличение (4:1). Вторым идёт доказательства, в чем состоит вина их поступок. Пророк сам отвечает на ожидаемые возражения обвиняемого. Когда грешник услышит обличение, вполне ожидаемо, что его первой реакцией будут встречные вопросы, такие как: «Это не так! А что мы сделали неправильно? Докажи, что мы худо поступали …» и т.п. Пророк не оставляет свою аудиторию в неведении.

Конкретные примеры доказывают правдивость обличения. Ещё они связывают обвинение с третьим элементом речи. В стихе 3-м теперь объявляется приговор. Аргументация плавно переходит от обличения через утверждение в конкретных примерах к наказанию. Таким образом, наказание оправдано и вытекает из обвинения. В данном тексте фраза «за то» ещё раз подчёркивает эту последовательность.

Касательно типичной проповеди можно заметить, что в плане отсутствует применение и призыв. Пророк Осия также знает о необходимости этих элементов. Главная тема книги пророка как раз выражает применение: «Покайтесь!» Он упоминает об этом в вводных главах (гл. 1 – 3) и в заключительной главе (гл. 14). В текущих пророчествах он только частично упоминает об этом. Таким образом, отдельные пророчества, состоящие из трёх частей, призваны обличить слушателей. Пророк Осия использует повторяющий образец проповеди из трёх пунктов, чтобы провозгласить обвинение и предоставить убедительные аргументы против греховного народа. Все эти отдельные пророчества сливаются в одно огромное обвинение. Такие веские доводы должны были показать израильскому народу, насколько он отступил от завета. С другой стороны, значимость и количество греха служат объяснением, почему Бог посылает такое суровое наказание.

Похожие статьи

Comments are closed.