Зачем баптистам изучать православное богословие? Тогобицкий П.Б.

В нашей баптистской Cеминарии есть курс по истории и богословию Русской Православной Церкви. На первый взгляд это может показаться странным: зачем баптистам изучать иную христианскую конфессию? Но есть, по крайней мере, три причины, почему для нас это важно. Первая заключается в том, что мы живём и несём своё служение в стране, где Православие присутствует уже больше тысячи лет, и окружающая нас культура во многом сформирована Православной Церковью. Поэтому, если мы желаем лучше понимать, например, идеологию «русского мира» или другие значимые общественные явления, нам зачастую проще в них разобраться, рассматривая их становление, в том числе и в контексте православного богословия и практики. Нам важно видеть, какое влияние оказывает Православная Церковь на народное сознание, на формирование современных идеологий, на принятие мифов и ценностей, существующих в российском обществе. Весьма полезно хорошо понимать реальных людей, среди которых мы живём, и которым мы служим, а не закрывать глаза на действительность. Также нам стоит сознавать, как окружающее общество и культура, в том числе и культура православная, влияют на нас самих. Важно спрашивать себя, откуда берутся отстаиваемые нами богословские идеи и ценности. Мы смотрим на жизнь в свете Божьего откровения, или мы пытаемся поудобнее втиснуть это откровение в современные реалии России? Изучение истории Церкви вообще, в том числе и истории того, как взаимодействовали между собой на протяжении веков Православная Церковь, византийское или российское общество и государственные структуры, весьма полезно для осмысленного служения миру.

Вторая причина уделить внимание Православию заключается в том, что мы, протестанты, время от времени сталкиваемся со всевозможными обвинениями и претензиями. Нам постоянно задают вопрос: почему вы не православные? Так уж сложилось, что от гражданина империи (византийской или российской) ожидалось, что он должен был быть частью имперской церкви. Поэтому выбор иного взгляда на Бога, не связанного национальными границами и местными культурами, в нашей стране и по сей день часто вызывает подозрение. Так что мы постоянно вынуждены защищать свою веру перед лицом недоброжелательных православных оппонентов. Когда происходит такой апологический спор, важно иметь представление о взглядах собеседника. Случается, что протестанты весьма смутно себе представляют, во что верят православные (как и наоборот). Где-то мы что-то посмотрели или прочитали, с кем-то столкнулись, и теперь на основании разрозненных деталей составили себе некую картину Православия. Но она часто оказывается далёкой от реальности. В таком случае у нас порой происходит «разговор слепого с глухим». По этой причине, прежде чем что-то объяснять или доказывать, нам нужно стремиться понять, как собеседник воспринимает наши слова, что для него являлось бы серьёзными аргументами, а что – лишь знаком глубокого невежества с нашей стороны. Знание реального православного богословия оказывается здесь весьма полезным. Например, мы всё время ссылаемся на Библию и постоянно задаём вопрос: а где в Библии про это написано? Если не знать о значимости Предания в Православии и о том, какую роль в их богословии играет коллективный опыт Православной Церкви, прохладная реакция собеседника на библейские тексты будет сбивать нас столку. Важно понять, что мы имеем дело с иной богословской парадигмой. Даже привычные слова, такие как «благодать» или «возрождение», мы и православные часто употребляем в весьма разном смысле. Так что стоит разговаривать не с плодом нашего воображения, но с реальным человеком, и слушая, что говорит он сам, и понимая, какая система взглядов стоит за его словами. Поэтому нам полезно иметь более-менее целостное, а не фрагментарное представление о Православии.

Третья причина внимания к православному учению, хотя и неочевидная, чрезвычайно важна. Когда мы знакомимся со взглядами людей, несогласных с нами, это для нас может стать поводом для переоценки собственных представлений. Нам важно осмыслить, во что именно мы верим, и почему мы в это верим. До тех пор, пока мы вращаемся среди людей и книг близких нам по богословию, обычно мы не задаём себе вопросов об основаниях нашей убеждённости в той или иной доктрине. Мы хорошо понимаем других представителей протестантского богословия, и если у нас и есть разногласия, то зачастую лишь по второстепенным вопросам. Поэтому у нас не возникает стимула для более глубокого осмысления собственного вероучения. Однако, когда мы начинаем знакомиться с теми, кто с нашими представлениями в корне не согласен, это становится возможностью для где-то углубления, а где-то и переосмысления собственного мировоззрения.

Приведу одну иллюстрацию. Когда мы говорим о процессе спасения, то обычно описываем его примерно следующим образом: мы все согрешили и из-за нашего греха виновны и обречены на вечные страдания, и сами ничего не можем с этим поделать; но Бог в Своей любви возложил вину за наши грехи на Своего Сына, Иисуса Христа, Который умер за преступления людей на кресте; таким образом, если мы покаемся и уверуем в Него, Он простит нам наши грехи и дарует нам Христову праведность; в результате мы обретём спасение и вечную радостную жизнь с Богом. Думаю, что большинство протестантов согласится с таким описанием, пусть и с некоторыми оговорками. Обычно мы именно так всё это себе представляем, в согласии обсуждаем нюансы этого между собой, рассказываем об этом другим и готовы процитировать многие тексты Писания в поддержку такой точки зрения. При этом мы не замечаем, что далеко не для всех данная картина спасения выглядит убедительно. Если рассказать о ней православному человеку, то он, вероятно, задаст несколько вполне резонных вопросов. Например, он может сказать, что наше описание спасения похоже на следующую ситуацию: «после того, как кто-то поссорился с соседом, он убил своего собственного сына, а затем сказал соседу, что больше на него не обижается». (Конечно же, критика может содержать и более развернутое и аргументированное выражение несогласия.) Обычно мы тут же начинаем возмущаться, заявлять, что всё совсем иначе, цитировать разные стихи из Библии. Но что именно иначе? Нам настойчиво задают вопрос о том, почему мы решили, что один может быть справедливо наказан за грехи другого (пусть даже он и сам согласен на это)? Почему в нашем рассказе Бог выглядит столь неправосудным, что Ему лишь бы кого-нибудь наказать? Или Он обманывает Себя? В чём Богу польза или удовольствие, когда заведомый праведник страдает вместо заведомого грешника? Мы можем отмахнуться от таких вопросов, отделавшись парой цитат из Писания, говорящих о заместительной жертве. Часто так и делаем. Ещё мы можем к этому добавить какие-то явные или не мысленные проклятия в адрес православных либо атеистов, не готовых соглашаться с библейской картиной спасения. Но что если наш рассказ о спасении действительно неполный, и в нём отсутствуют важные детали? Что если диалог с Православием – это призыв глубже осмыслить собственное учение?

Решение вопроса о заместительной жертве не является проблемой для протестантизма в целом, хотя многим в протестантизме это решение неизвестно, так как у них не было повода им поинтересоваться. Ответ был ясно сформулирован сотни лет назад на заре Реформации. Он заключается в следующем: смерть Христа за наши грехи и вменение нам праведности – это не бессмысленное «перекладывание» чего-то Богом; Христос подлинно соединил верующих с Собой, так что, говоря словами апостолов Иоанна и Павла, мы оказались «во Христе»; когда Он умер, это отразилось и на нас, соединённых с Ним, и стало причиной уничтожения греха и прекращения старой жизни; когда Он воскрес, это отразилось и на нас, соединённых с Ним, и стало причиной получения нам новой жизни и обретения гражданства в Его Царстве. Таким образом, рассказывая о спасении, важно указать, что Бог соединяет нас с Собою и именно так спасает. Сегодня доктрина о соединении со Христом (в богословской литературе чаще употребляется термин «союз со Христом»), бывшая ключевой для раннего протестантизма, оказалась подзабыта, вышла из фокуса нашего внимания. Но без неё наш рассказ о спасении порой оказывается неполным или не вполне точным. Как это ни странно, мы можем поблагодарить православных за то, что они своими вопросами помогают нам осмыслить суть нашей веры и вспомнить наше протестантское наследие. Также есть множество и других вопросов: об откровении, Церкви, Царстве, духовной жизни и т.п., которые нам тоже было бы полезно услышать и осмыслить.

В процессе нашего становления как служителей мы не призваны замкнуться в скорлупе собственных любимых идей, закрыться от тех, кто бросает вызов нашему вероучению или нашей практике, и общаться исключительно с единомышленниками. Мы призваны трезво смотреть на окружающих нас людей, на самих себя и на своё собственное вероучение. Потому-то нам, как баптистам, полезно изучать в том числе и богословие и историю Русской Православной Церкви. 




Похожие статьи

Comments are closed.