Использование принципов логики в служении, Дмитриев Анатолий

Дмитриев Анатолий преподает в семинарии Логику. Он приехал из Санкт-Петербурга, где совершает служение в Центральной церкви на Поклонной горе.

“Согласно требованиям Министерства образования в учебной программе любого высшего учебного заведения должен быть предмет «Основы логики». Учащиеся должны ознакомиться с основными принципами логического мышления, с законами логики, уметь строить свои рассуждения логически. Студенты семинарии – это, в основном, служители церквей. Им важно научиться в процессе душепопечения, в наставничестве или в проповеди приводить свои аргументы корректно, чтобы их слова были логическим следствием текстов Священного Писания. Ну и, конечно, это важно в апологетике при общении с неверующими людьми. Логика позволяет общаться на поле, куда с радостью приходит светские люди. То есть, если их приглашать на встречи для обсуждения вопросов из Писания, то им бывает некомфортно. Если же приглашаем туда, где обсуждаем разные вопросы на основе логических рассуждений, то это встречи, куда они с радостью приходят. Здесь уже можно строить отношения.

–              Мы, будучи верующими людьми, соглашаемся, что Библия – это духовная книга. Возможно ли нам, используя человеческие законы логики, понять то, что Бог открывает нам в Писании?

Конечно же Писание, как данное от Бога откровение о Его замысле и повелениях обладает высочайшим авторитетом и он превыше авторитета логики человека, её аргументов и концепций. Логика – это плод  человеческих умозаключений в поиске аксиом и принципов мышления. Бог может открывать Свою волю, не аргументировать её, она сама по себе обладает наивысшим авторитетом. Но мы понимаем, что когда авторы Священного Писания записывали текст, Бог через них создавал текст Библии, но они хотели быть понятыми, во-первых, своими современниками, а во-вторых, для всех читающих записанный текст. И в этом смысле мы можем увидеть логические рассуждения авторов Писания: Пятикнижия, малых и больших Пророков, Поэтических книг и книг Нового Завета. В каждой из этих частей Писания присутствуют логические построения, которые можно понимать.

–              Когда мы говорим о человеке, то можем с уверенностью сказать, что он обладает определенной логикой. Можно ли то же сказать о Боге, что Он обладает понятной логикой или же это выше нашего понимания?

Бог суверенен и творит всё, что хочет. Он не обязан объяснять никому, что и почему Он делает. Всё, что мы имеем, это выражение Его желания объяснить нам какие-то вещи, которые Он счел нужными для нас открыть.  И самое главное, конечно, это замысел спасения. Даже на примере этого мы видим, что замысел и желание Бога не всегда поддаются объяснению человеческой логики. Откуда это желание создать человека, желание спасти его? Но когда мы говорим об объяснении Богом замысла спасения, даже в контексте Нового Завета, зачастую Иисус и апостолы употребляют аргументы, взятые из юриспруденции, например, о рабстве или о свободе.  И это аргументы, понятные их современникам, и они были логическими.  Поэтому, когда Бог желает быть понятым, Он говорит с нами на нашем языке. Его речь во многом соответствует законам логики человеческого языка.

–              Хотя Бог говорит с нами на понятном языке, мы встречаем в Писании идеи, звучащие противоречиво. Если у человеческой логики какие-то ограничения или недостатки? Или же логики достаточно, чтобы понимать все, что записано в Библии?

Конечно же, есть некоторые ограничения. Прежде всего, сталкиваясь с трудными текстами в Писании, нам нужно задаться вопросом,  действительно ли я хорошо исследовал трудный текст? На многие вопросы, выглядящие для нас противоречиво, есть ответы, потому что многие мудрые братья до нас изучали Библию и дали понятный ответ. С другой стороны, есть ещё и вопросы без ответа. Для их поиска нужно время и, если Господь продлит нашу жизнь, то ответы будут найдены в ближайшем будущем. Можно увидеть на протяжении истории как происходило изучение библейского текста. Было время, когда ответов на некоторые вопросы сначала не было, а затем было предложено аргументированное их решение. Подобно этому мы можем допустить, что сейчас пока нет ответов на некоторые вопросы, но они будут найдены в будущем. Но это не значит, что у Бога этих ответов нет. Но нужно признать честно, что на какие-то свои вопросы мы не сможем получить ответ. Бог счел для нас нужным их не сообщать. Это выражение Его воли, и Он нам сообщил лишь то, что посчитал необходимым.

–              Какие основные принципы логики мы должны применять в своей христианской жизни?

Принципы логики актуальны как для богословских рассуждений, так и в церковной практике. Эти принципы очень важны в общении с окружающими нас людьми. Одно из важных правил логики заключается в том, чтобы при использовании одних и тех же слов с собеседником мы подразумевали одни и те же понятия. Это так называемый закон тождества: если мы произносим определенный термин, то должны придерживаться его значения на протяжении всего нашего рассуждения. Это учит нас общаться и проверять, правильно ли мы понимаем друг с друга. Здесь приходиться учиться с любовью и смирением общаться даже о простых вещах. Важно также уметь задавать собеседнику вопросы, правильно ли мы понимаем его. Если возникает недопонимание, можно попробовать объяснить свои мысли другими словами, понятными другому. Правильная коммуникация решает множество вопросов. Второй совет: в молитве перед Богом со смирением просить Его помощи, чтобы корректно разговаривать и использовать слова, быть готовым объяснить свои мысли, снисходя на уровень понимания нашего собеседника. Хороший проповедник должен уметь ясно излагать свои мысли, избегать двузначности в выражении своих идей, стремиться быть понятым своей аудиторией.  

Похожие статьи

Comments are closed.