Обзор Ветхого Завета, Рехвальд Герхард

В программу образования студентов Заочной формы обучения курс входит «Обзор Ветхого Завета». Курс преподаёт Рехвальд Герхард, доктор богословия в области Ветхого Завета. Это один из базовых предметов, на котором учащиеся изучают основные принципы, необходимые для изучения  и понимания ветхозаветных книг.

–              В чем заключается главная цель этого курса?

Информацию о вводных вопросах, касающихся книг Ветхого завета,  таких как авторство, дата и место написания  можно почерпнуть из множества существующей на сегодняшний день справочной литературы. Поэтому мы не уделяем этой теме много внимания. Но большее значение для нас имеют другие вопросы. Это вопросы богословия, место отдельных книг в каноне, каким образом каждая книга Ветхого Завета готовит читателя к принятию Нового Завета. Есть литература, откуда можно получить эти знания, но на русском языке её немного. В основном это литература на английском, немецком или французских языках. А поскольку обычному студенту эти труды недоступны, мне приходится выступать в качестве источника такой информации.

–              Каким образом понимание Ветхого завета помогает понять содержание Нового завета?

В текстах Нового завета большинство богословских и технических понятий не определяются. Новозаветные авторы исходят из предпосылки, что читатель уже знает их смысл. Например, когда Иисус обращается к самарянке (Иоан.4:22), Он говорит, что «спасение от иудеев».  Но в Новом Завете нигде не объясняется, кто такие иудеи, откуда они появились, почему от них спасение? Такую информацию мы можем взять только из Ветхого Завета. Ещё есть другие важные понятия, такие как «Жертвоприношение», «Закон». Но что они означают? Как мы можем дать ответ на такой первостепенный вопрос: «Кто такой Бог?» Значение всех этих понятий определено в Ветхом Завете. Авторы Нового завета предполагают, что их аудитория уже знакома с содержанием ветхозаветных книг, и на этом основании строят свою аргументацию. Именно поэтому мы не находим повторного определения большинства понятий, взятых из Ветхого завета. И именно для  того, чтобы мы могли понимать содержание Нового Завета, нам необходимо понимать ветхозаветную терминологию и идеи.

–              В церкви можно услышать такое мнение, что период Ветхого Завета это время закона и суда, а Новый завет это время благодати, прощения и любви Божией. Насколько оправдан такой взгляд. Существует ли взаимосвязь между Ветхим и Новым Заветами?

Самая главная связь в том, что содержание этих частей Писания повествует об одном и том же Боге. Бог является основой и для Нового, и для Ветхого Завета. Интересно наблюдать, как характер Бога, явленный в Ветхом Завете, проявляется в той же мере и в Новом Завете. Если же говорить о роли Закона, то без него не понятен смысл и значение смерти Иисуса Христа. Христос умер, по причине наказания, возложенного на Него. Но наказание имеет смысл лишь тогда, когда есть Закон, который его определяет и требует его исполнения. Если Закон не имеет значения, то и смерть Иисуса Христа теряет смысл. В высказывании, что Ветхий Завет это Закон, а Новый Завет это благодать есть своя правда, но она не отображает полноценно всю картину. Точно так же, как благодать есть в Ветхом Завете, так и в Новом Завете есть закон. Когда мы внимательно читаем тексты Ветхого и Нового заветов, то можем увидеть, что в них общего гораздо больше, чем каких-то противоречий.

–              Как мы должны использовать Новый завет для понимания Ветхого завета?

Вопрос стоит в том, что мы должны понимать? Для того чтобы понимать любой текст, надо знать язык, на котором он написан. С точки зрения понимания, если знаешь язык, то любой текст можно понять. Следующий вопрос в том, что нам нужно понимать? Если мы хотим понимать сущность Бога, то есть много текстов в Новом Завете, как и в Ветхом Завете, которые раскрывают нам характер Божий. Мы узнаем, что Господь избрал народ, что Он посылает Мессию, мы узнаем,  какова цель Божьих действий. О характере Бога и Его делах мы узнаем из ветхозаветных текстов, а Новый завет это продолжение того, что было записано ранее. Но ценность новозаветных текстов ещё в том, что в них даётся определение тех понятий и явлений, о которых не было ясного понимания в Ветхом Завете. Это центральные вопросы, связанные с темой спасения и с ролью Церкви. Эти понятия Новый Завет ясно определяет. Имея это знание, мы теперь можем увидеть, что в Ветхом Завете указывало на эти истины.

–              Ещё есть такой взгляд, что на тех, кто находится в церкви, распространяются принципы Евангелия. Те, кто вне церкви, находятся под действием законов Ветхого Завета. Можно ли согласиться с такой точкой зрения?

Такой взгляд основан на неверном понимании Писания. Если мы признаем власть Бога, то Его законы распространяются на всех. Если правила, установленные Богом, не распространяются на всех людей, тогда Он не Бог.

Также нужно определиться, для кого какие правила написаны. Не всякое повеление, встречаемое нами в Писании, касается всех. Когда мы читаем об Иисусе, то видим, как он  обращается к разным людям с различными повелениями. Также, например,  когда апостол Павел просит принести для него книги, то это не означает, что мы должны собирать литературу и ехать в Малую Азию. Поэтому мы должны понимать, что есть повеления, обращённые ко всем людям, а есть  просьбы, сказанные к некоторым людям в определённых обстоятельствах. Задача всякого читающего Библию понимать, какие слова к кому обращены. И уже на основании этого понимания определить, относятся они к нам или нет, должны ли мы их исполнять или нет.

Похожие статьи

Comments are closed.