История евангельского движения в России, Синичкин А.В. , интервью

С 16-го по 20-е января 2023 г. студенты очной формы обучения Новосибирской Библейской Богословской Семинарии прослушали курс по истории евангельского движения в России. Курс преподавал Синичкин А.В. – пресвитер церкви на Поклонной горе города Санкт-Петербурга.

            В Семинарии я преподаю курс «История евангельского движения в России». Евангельские христиане и баптисты изначально были самостоятельными течениями, поэтому мы рассматриваем их по отдельности. Уже гораздо позже они объединились в один союз. Этот курс начинается с рассмотрения общей истории баптизма, начиная с периода Реформации. Наша цель проанализировать, какими были предпосылки возникновения баптизма, какую роль в этом сыграла Реформация. Затем мы рассматриваем период, когда евангельское движение стало появляться в России. Мы задаемся вопросами, почему в XIX веке возникли первые церкви баптистов?  Под каким влиянием и как они формировались? Каким образом Евангелие пришло в Россию? Как затем сформировался Союз евангельских христиан и баптистов? Как возникло миссионерское движение, и каким оно было в нашей стране? Также мы говорим о евангельском движении в период Второй мировой войны.

            Есть несколько особенностей христианского движения в России, на которые мы обращаем свое внимание. Строго говоря, баптистов в России не стоит относить к протестантам, которые, зачастую, были радикалами и за это часто подвергались преследованию.

            Прежде всего, нужно отметить, что евангельские и баптистские церкви в России возникали в пяти регионах практически одновременно и почти независимо друг от друга. Период их сближения и консолидации занял примерно 15 лет. В итоге это движение привело к возникновению Союза евангельских христиан и баптистов, который продолжал преобразовываться под влиянием как внешних факторов, так и ради стремления достичь единства среди церквей. Евангельские церкви располагались на обширной территории. Они состояли из представителей разных сословий, разной культуры, были многонациональны. Среди них были и гонимые молокане, и бывшие крепостные, и дворянство. Им приходилось уживаться друг с другом, и решать насущные вопросы. Более того, у каждого движения были разные пути возникновения и формирования. Они долгое время лишь взаимодействовали друг с другом, пока в течении 60-70 лет не срослись в одно движение. На этом пути не все было просто.

                                    Существовали различные преграды, которые было необходимо преодолеть на пути к единству. Это и противоречия менталитетов, разное мировоззрение, разные взгляды на то, как должно быть организовано евангельское движение и по каким принципам существовать. Баптисты ратовали за чисто баптистский подход, но при этом были разные баптисты. Среди них были выходцы из молокан, из немцев. Также были баптисты образца Фетлера, на кого повлияли английские баптисты. Еще было движения Альянса – это евангельское движение, где не было жесткой внутренней дисциплины или определенного порядка. Эти разные движения, как в котле, о чем писал Проханов, перемалывались и притирались друг к другу. В итоге образовалось братство евангельских христиан и баптистов. Все это происходило под влиянием репрессий, в период смены власти. Тогда же случились революции, а затем и войны сначала гражданская, потом Отечественная. Именно поэтому наше братство отличается от всех западных братств.    Евангельское движение в России достаточно молодое. Если баптизму, как таковому, 400 лет, то нам всего 150 лет. Мы сейчас переживаем то, что баптизм переживал еще в 18 – в начале 19 века. Имеется в виду либеральные веяния, поиск себя, кризис богословия. Но нам проще, так как у нас уже есть возможность обратиться к опыту наших западных братьев, хотя и их опыт нужно осмыслить. Даже сейчас внутри нашего братства есть разные течения. В этом смысле мы, с одной стороны, отстаем, а с другой стороны идем своим путем. 

                        Кроме того, мы не только можем учиться у других баптистов, но у нас самих есть хорошие вещи, чему они могут  научиться у нас. Это и верность, и стойкость, и твердость убеждений, возникших благодаря тому, что нам пришлось перенести. Надо понимать, что из 150-ти лет нашего существования, более 100 мы были гонимым братством, мы жили в условиях репрессий. Лишь последние 30-40 лет мы живем в условиях относительной свободы. По этой причине разные формы евангельских альянсов у нас не приживаются. Евангельский альянс, подобный   движению пашковцев, способен существовать лишь в условиях относительной демократии и свободы,  но он с трудом выживает в условиях тоталитарной репрессивной системы. Чтобы люди могли сохранить свою веру, они должны думать иначе, их  мышление формируется по-другому. Сам Пашков опередил свою эпоху. Мы, многие, сейчас на него оглядываемся. Но нужно понимать, что к моменту образования Альянса в Европе уже прошло почти 300 лет после Реформации. У нас её даже не было, а незадолго до появления евангельского движения в России была лишь отмена крепостного права. У нас также был целый ряд фальстартов. Было очень мощное развитие в период между двумя революциями: 1905 г. и 1917 г. Тогда был по-особенному заметен подъем евангельского  движения. После гражданской войны можно было видеть результат этого развития. Мы тогда смогли поймать эту волну и достаточно эффективно развиваться. После войны была заметна стагнация, на что также повлияла изоляция от международного христианского влияния. В этом тоже есть свои положительные и отрицательные стороны. Затем в стране началась Перестройка, в период которой началась огромная миграция, которая существенно изменила наши церкви. Затем, в конце 90-х, к нам хлынула волна различных богословских идей. И если западный мир переживал этот наплыв в течении 400 лет, то нам пришлось это испытать в течении 10-лет. К нам пришли самые разные богословские школы. Получилось так, что в церквях оказались вместе служители с самыми разными убеждениями и идеями, иногда несовместимыми  друг с другом. Все тогда хотели учиться и поэтому учились, где было только возможно. Но даже и сегодня у нас в братстве похожая ситуация. Все это определенный кризис, это вызов, а всякий вызов – это хорошо, потому что побуждает нас искать решение проблем. Поэтому сейчас, исходя из анализа истории, мы также находимся на пороге определенной смены парадигмы. На сегодня существует два вызова – это богословие и этика. У нас идет процесс формирования богословия. Богословие, появившееся в эпоху гонений – оно доморощенное,  полуправославное. Сейчас мы формируем свое богословие, осмысливая наследие Реформации. Мы не можем его просто принять как данность. Поэтому внутри наших церквей есть самые различные мнения. Мы можем услышать с кафедры взаимоисключающие проповеди. Нам необходимо сформировать библейское богословие.

                                    Второй вопрос касается этики. Мы были очень сильны своей этикой, что отмечалось на Западе. К сожалению, смена поколений, смена богословия разрушило этику в наших церквях. Мы сейчас возвращаемся к этике, осмысливая, что хорошо, а что плохо. Мы наблюдаем проблемы в церквях. Это и разводы, и вопросы финансовой дисциплины, и кредиты, и выбор профессии. Все это воплощение нашего богословия. Раньше, во времена Сталина, Хрущева, Брежнева, были понятные границы. Какой ты есть, так ты и живешь. Твоя вера неразрывно отображалась на твоей профессии и образе жизни.  Сегодня многое неясно. Вдруг оказывается, что наши братья работают в очень «интересных»,  сомнительных и неожиданных местах. Вызовы последнего времени, недавние события заставляют нас задуматься о том, во что мы верим.

                        Еще один важный вопрос касается миссионерской деятельности. Нам нужно определиться, как ее вести, какие приемы использовать. В первые 50 лет  у нас было хорошо отлаженное миссионерское движение. Братья выработали слаженную стратегию, и она работала очень хорошо. Баптистов к 1927 году насчитывалось около 700000 в двух союза, тогда было примерно 5000 церквей. Такая единая стратегия работала даже в эпоху гонений.  Но сегодня у нас нет стратегии, и каждый делает то, что считает правильным. Хотя это и не обязательно плохо, но нам, в любом случае, нужно многое переосмыслить и вернуться к определенной испытанной методологии и видению. Наши условия сегодня очень похожи на то, что было в период революций. Если выбрать верное направление, то можно достичь хороших результатов. Именно для этого нам необходимо анализировать наш исторический опыт и делать правильные выводы.

Похожие статьи

Comments are closed.