Интервью: Сергей Кузнецов о педагогике и истории Ветхого Завета

На прошедшей сессии заочного отделения с 14 по 24 ноября студенты прослушали ряд предметов, в числе которых была История ветхозаветных времен (для студентов 2 курса) и педагогика (4 курс). Преподаватель семинарии Сергей Геннадьевич Кузнецов рассказал о своих предметах и особенностях их изучения.

— На какие моменты стоит обращать внимание при изучении истории Ветхого Завета?

Моя основная задача заключалась в том, чтобы показать главные исторические события, основной исторический фон библейских событий. И я сосредотачивался на событиях Исхода, поскольку это ключевое событие Ветхого Завета. Большая часть времени была посвящена тому, что Бог вообще в истории средиземноморья делал, как подготавливал исход евреев, и как это, собственно, происходило.

Но тут есть свой целый набор трудностей. Во-первых, письменных источников древних очень немного, их интерпретируют очень по-разному. Во-вторых, светская история противоречит очень явно библейской. И, в-третьих, даже среди христиан по истории есть очень серьезные противоречия. Если брать только дату исхода, то есть точка зрения, что он был в 15 веке; есть точка зрения как в фильме «Исход. Цари и боги», что это был 13 век при Рамзесе II. Где-то две недели назад я увидел еще одну точку зрения, что археологи нашли какой-то обелиск, на котором описаны события, очень похожие на десять казней, но там аж 25 век до Рождества Христова. Огромный спектр мнений. И у каждой точки зрения есть свои аргументы. И вообще с датировками сложно в Ветхом Завете. Чем ближе к новозаветным временам, тем больше уже источников. Допустим, Ассирийская империя и Нововавилонская – это уже достаточно документированные источники, здесь проще. Я пытался показать эту историю до падения вавилонской империи.

 — К чему же обращаться при таком обилии источников с разной информацией?

Когда я строил свой курс, то я лично обращался к тому, что нам ранее преподавали в семинарии, на материалы от прежнего преподавателя, достаточно подробный конспект с датами и событиями. В-третьих, есть исследования по христианской археологии, есть специальные книги и сайты в интернете, хоть их немного на русском языке. Например, по поводу исхода есть исследование о раскопках Иерихона, на основании которых археологи пришли к однозначному мнению, что он был разрушен около 1400 года до н.э., значит, исход был прежде, а это 15 век. Кроме того, нужно смотреть на библейские данные, которые есть, насколько они соответствуют. Насколько я помню, написано, храм когда Соломон построил, строительство было закончено через 480 лет после исхода. Это тоже показывает правильную дату. Так же я пользовался материалами по египтологии, я брал там не даты, а события, события описаны у всех примерно одинаково, а даты в разных школах египтологии разные. Иногда помогают какие-то астрономические явления, например, известно, что при таком-то фараоне было такое-то астрономическое явление – и можно дату посчитать с точностью до года.

— Как строился ваш курс по педагогике?

По педагогике задача была показать основные идеи преподавания или воспитания. Поскольку часов было совсем немного, часть предмета я сделал академической, а другую часть – практической. В практической части я сосредоточился на дискуссионной форме обучения. Я показал разные формы обучения, какие есть, а поскольку с дискуссиями чаще всего самые большие проблемы (это, как правило, занятия на группах), я об этом как-то и говорил.  Потому что я до этого много лет преподавал в библейской лиге на семинарах миссионерам, встречался со очень многими пасторами и видел, что в церквях пытаются организовывать домашние группы, и, как правило, они через полгода, через год разваливаются все. Я спрашивал, как они все это делали, и видел, что лидеры в общем-то были неподготовлены, они не знали, как организовывать собрания групп, как подготавливать урок и как решать проблемы. Естественно, все рассыпалось. Я этот опыт и попытался показать, это полезно студентам, и сам я этим уже 22 года христианской жизни занимаюсь, это мое самое длительное служение.

— Какие верные принципы ведения дискуссии можно выделить?

Во-первых, важно, чтобы дискуссия была подготовлена, чтобы были заранее сформулированы вопросы, и эти вопросы вели к определенной цели. Тот, кто ведет дискуссию, должен четко выстроить вот эту линию вопросов, чтобы прийти к тому выводу, который предполагается. Во-вторых, нужно, чтобы участвовала вся группа. Все присутствующие должны быть максимально вовлечены, а чтобы вовлекать максимально, нужно уметь отвечать на неправильное поведение. И нужно не самому отвечать на все вопросы, а чтобы участники группы в конце сами могли сказать, как поступать, что нужно делать, зачем это вообще нужно делать. Достаточно простые принципы, они звучат просто, но на практике так не всегда.

— Какие основные ошибки допускаются при организации новых групп?

Основные ошибки такие, во-первых, формальный подход. Решили, надо делать группы. Назначили, что вот этот будет лидером. Расписали всех членов церкви по группам, разделили, начали собираться – нету ни идеи, ни плана, ни лидерского общения, ни обучения преподавателей. Начинается на энтузиазме, энтузиазм быстро заканчивается, и никто не понимает, как это правильно делать. Очень часто, сталкиваясь с неумением вести дискуссию, разрешать конфликты возникающие, ко второму-третьему занятию ведущий переходит к монологу, как к проповеди. И это становится неинтересным и неэффективным.

Таким образом, не подготовили преподавателей, и нет церковной структуры, которая бы это поддерживала, то есть, как правило, нет собраний лидеров малых групп, где они могли бы обсуждать вопросы и подбадривать друг друга. В свободное плавание отпускают, и все умирает.

Само слово «педагогика» обозначает светскую дисциплину. Меняются ли принципы педагогики в христианской среде?

Меняются. Даже если смотреть на христианскую педагогику, ориентированную на психологию. К примеру, есть книга «Созданы, чтобы учиться», там на одном уровне стоит Писание и потребности людей, то есть смещается серьезно акцент на человекоцентризм. Человек в центре, и Писание обслуживает человека и формирует в общем-то вопросы, задачи и т.д. В христианской педагогике в чистом виде Писание является основанием, и все жизненные вопросы предлагают лишь темы, на которые Писание отвечает, несмотря на то, что потребности и взгляды меняются, понимание потребностей меняется. Но Писание все равно дает ответ и является авторитетом, то есть человек не формирует авторитет. В этом, наверное, фундаментальная разница между педагогикой светской и христианской.

И второе, в христианской педагогике мы говорим все-таки о действии Святого Духа, без которого ни обучение, ни изменение жизни не происходит. Педагогика светская основана на психологии, где изначально есть убеждение, что человек сам по себе хороший. Это сразу другая платформа. Предлагается выявить лучшее в человеке и закрыть глаза на худшее.

Похожие статьи

Comments are closed.