Интервью: М.В. Иванов “Богословие должно стать проактивным”

С 11 по 15 апреля студенты магистерской программы семинарии могли прослушать курс лекций М.В. Иванова, посвященный развитию богословия ЕХБ. Михаил Вячеславович несет служение руководителя отдела богословия и катехизации РС ЕХБ. В интервью корреспонденту НББС он поделился своим мнением о современных тенденциях и роли богословия в жизни христианина.

– Михаил Вячеславович, расскажите немного о вашем курсе.

У меня курс по перспективам развития богословия современных евангельских христиан-баптистов, говорим о том, куда развиваться. Потому что любое учебное заведение готовит кадры для того, чтобы они что-то делали. Семинария – это учебное заведение, следовательно, готовит будущих богословов, как бы это не звучало возвышенно или высокопарно. И эти люди, по крайней мере, часть из них, будут делать богословие. Поэтому важно понимать не только, на чем мы стоим, на что мы уповаем, но собственно говоря, наличие богословов подразумевает наличие некоего созидательного богословского процесса дальнейшего развития. Это курс до некоторой степени пытается разобрать, что именно и куда развивать, находясь в рамках нашего традиционного богословия и традиционных ценностей, чтобы обогатить дальнейшее углубленное изучение Писания нашего братства.

– Как бы вы определили сам термин «богословие», поскольку существует несколько его трактовок?

Я бы сказал так, очень коротко – это системное осмысление христианской веры или же системное осмысление библейских истин. Просто системное осмысление Библии.

– В рамках вашего курса вы рассматриваете перспективы развития богословия, и какие основные направления вы видите?

Есть моменты, которые требуют не столько изменений, сколько развития. В принципе в баптистском богословии радикальных перемен не требуется, но требуется углубление некоторых тем и их более глубокое осмысление. Мы сегодня, в частности, говорили о таких важных вещах, как богословие освящение, учение о церкви. Учение о церкви вообще сейчас очень актуально, потому что мы сейчас живем в период, когда многие верующие, многие общины испытывают кризис церковного самосознания. И мы сейчас находимся на той стадии, как не печально, когда требуется богословское обоснование самой необходимости церкви для верующего человека. И кроме того в нашем очень быстро изменяющемся мире естественно очень быстро меняются и церковные формы, и естественно возникают вопросы преемственности и в то же время новаторского развития, которое бы эту преемственность не прерывало, а творчески переосмысливало. Возникают вопросы, связанные с современными формами церковного устройства и т.д.

– Почему же в современном обществе возник этот кризис и определенное непонимание учения о церкви?

Вообще современный мир достаточно индивидуалистичен. За всю историю человечества, наверное, не было никогда такой ситуации, когда такой процент людей чувствовал бы себя самодостаточным и, что еще важнее, стремился к самодостаточности. То есть идеал жизни современного человека часто фантастический, нереалистический, но, тем не менее, очень многие люди (особенно относящиеся к молодому и среднему поколению) мечтают жить, не завися не от кого. В этом плане все обязывающие контакты воспринимаются как некое бремя. Это касается не только церкви, но к церкви имеет отношение, потому что люди сейчас либо склонны к таким церковным сообществам, которые по сути дела не предусматривают подлинной общинности (то есть полноценных отношений); либо вообще предпочитают обойтись без церковного общения, чтобы, не накладывать на себя каких-либо обязательств и не страдать от конфликтов. Любое церковное общение подразумевает некие обязательства, ответственность, подотчетность. В современном мире многие люди опять-таки не имеют достаточных навыков и опыта общения и соответственно они часто даже незначительные конфликты, которые всегда возникают в отношениях между людьми, начинают переживать как какую-то большую трагедию, которую лучше избежать. Когда человек много и часто общается, он не так остро воспринимает конфликтные ситуации. Но у многих людей сегодня общение преимущественно сводится к ритуальному общению, опыт живого общения часто воспринимается, как опыт потенциально опасный.

– Существует социальная концепция братства ЕХБ, как в ходе курса вы рассматриваете входящие в нее вопросы?

Наряду с такими традиционными областями, как учение о церкви, учение о спасении, об освящении, которые мы затрагиваем в курсе, мы затрагиваем и те темы, которые у нас исторически разработаны были плохо. Они и не могли быть разработаны, потому что мы не так давно жили в Советском союзе, когда социальная активность церкви практически исключалась тогдашним государственным строем. И поэтому церковь, как некая часть социальной жизни, – это явление нашего времени, поэтому мы только начинаем осмысливать роль и место церкви в обществе, как и в чем мы с обществом взаимодействуем, на каких духовных принципах это должно строиться. Мы живем в очень динамично развивающемся мире, каждое десятилетие что-то качественно меняется в социуме, в техническом развитии нашей цивилизации и т.д. Это порождает новые проблемы, на которые нужно реагировать. Где-то богословие должно стать проактивным, то есть некие тенденции, которые только еще намечается, мы должны уже на них реагировать или прогнозировать, к каким последствиям они приведут. Просто успеть к тому периоду, когда это развернется. Если говорить об истории христианского богословия, а оно связано с историей церкви и с историей человеческой цивилизации в целом, вся история человечества, по большей части, – это история достаточно медленного развития, когда у церкви было очень много времени на то, чтобы среагировать на изменения. Если сегодня начинать реагировать на то, что происходит сейчас, то пока мы напишем все книги, ситуация уже может поменяться кардинальным образом. Поэтому сейчас нужно стараться смотреть даже не на сегодняшний день, а немножко опережающи стараться действовать.

– Какие есть особо важные тенденции, на которые стоит обратить внимание?

Их огромное количество. Несколько примеров. Совершенно очевидно, что первая проблема – это то, о чем сейчас говорят – это кризис традиционных семейных ценностей, причем глобальный кризис. Когда не просто семья традиционная стала очень неустойчивой, а в обществе исчезает само понятие традиционных семейных ценностей. Судя по всему, это очень долгосрочная и многогранная проблема, это проблема не только муж-жена, но и проблема отцы-дети, это проблема вообще родственных отношений в широком смысле слова. Существует проблема разного рода зависимостей и не только химических, хотя химические зависимости сейчас – тоже очень массовое явление. Но есть разного рода нехимические зависимости, например, виртуальная зависимость – глобальная угроза. И вообще проблема пребывания верующего человека в реальном и виртуальном мире. Это и проблема, конечно, социального неравенства, это проблема различных конфликтов, это проблема, наконец, такого явления, которое кто-то называет «массовая миграция», а кто-то «новым переселением народов». До конца еще не ясно, что это такое. Происходят глобальные изменения. Все это проблемы не глобального отступления от христианства, но в некотором роде изменение позиции христианства в мире, потому что христианство в течение долго времени все-таки было мировой религией №1. Сейчас, во всяком случае, чисто статистически христианство проигрывает исламу и наряду с секуляризацией это создает совершенно новую картину мира, в которой нужно быть церкви. Присутствует радикальное изменение мышления в том, что касается современного информационного мира, в котором мы живем. Это проблемы получения информации, ее качества и обработки. Если говорить в целом, например, то у современного молодого поколения вырабатывается, так называемое, «клиповое мышление» – неумение обрабатывать большие объемы серьезной информации. Это ставит серьезную проблему перед церковью и перед богословием тоже. Например, сейчас очень мало людей готовы читать толстые книги или читать вообще текстовый материал без какой-либо визуализации. Вопрос, каким образом церковь и богословы в современном мире могут что-то доносить до человека. Это далеко не полный перечень.

– Обычно «богословие» воспринимается рядовым членом церкви как нечто сложное, как тяжелая наука. Как вы считаете, нужно ли рядовому христианину изучать богословие? И если, да, то, как это делать?

Все-таки надо понимать, что не все люди призваны быть богословами. Не все люди способны освоить богословие в каких-то больших объемах. Это объективная реальность. Но я думаю, что большой долг богословия перед церковью состоит в том,  что не хватает книг… Я бы сказал, что есть наука, а есть научно-популярная литература. Очень не хватает популярной литературы по богословию, простых книг, и даже не книг, а брошюр или видеороликов, которые бы простым языком объясняли, в общем-то, важные богословские истины. Что такое богословие – это осмысление Библии. Библию осмысливать никогда не много и никогда не вредно и всегда полезно для верующего человека. Но если это будет в такой форме, перед которой человек пасует и действительно не может освоить, то в таком богословии будет смысла мало. Мы очень нуждаемся в популярном богословии в различных формах и необязательно в книжных.

– Есть ли популярные ресурсы, которые бы вы могли порекомендовать?

К сожалению, нет. Есть попытки создания современных христианских СМИ, безусловно, с каким-то богословским содержанием. Такой проект делается в Москве, например, сайт «Слово для тебя». Он, правда, такой, может быть, не совсем моноконфессиональный, но все-таки он баптистски ориентированный. Они там иногда публикуют какие-то интересные статьи. В целом эта ниша еще не занята, это направление еще не разработано. Опять же из христианских СМИ то, что мне кажется интересным, это радио «Новая жизнь». Такой ресурс, где много материала и богословского, и исторического характера в популярном изложении. Но это скорее первая ласточка, хотелось бы, чтобы таких ресурсов было больше. Не хотелось бы говорить, что мы мало делаем, но развивать есть что и есть куда.

Похожие статьи

Comments are closed.