Интервью: Дэн Кирк и Терри Эннс «Проблема всегда в грехе»

5-7 июня студенты, поступившие для обучения душепопечению, прослушали первый цикл лекций под названием «Библейские истоки библейского душепопечения». Приглашенные преподаватели Дэн Кирк и Терри Эннс рассказали об отличиях душепопечения от психологии, а также поделились личным опытом данного служения (прим. далее в интервью Дэн Кирк – Д.К., Терри Эннс – Т.Э.).


— Что вы вкладываете в термин «христианское душепопечение»?

Д.К. Вместо термина «христианское душепопечение» мы используем понятие «библейское душепопечение», потому что между ними есть существенные различия, особенно их можно заметить в Америке, где психология пытается интегрироваться вместе с Библией. Библейское душепопечение берет за основу только лишь одно Слово Божье, потому что мы верим, что Слова Божьего достаточно для жизни и благочестия. В Библии есть решение любой проблемы, с которой сталкивается человек. Поэтому мы и говорим о библейском душепопечении.

Т.Э. Вкратце, это использование Писания для разрешения проблем в жизни человека.

— В чем главное отличие мирской психологии и библейского душепопечения? И там, и там ставится цель помочь человеку в разрешении его трудностей.

Д.К. Мирская психология опирается на человеческие догадки, науку, медицинские технологии. Сегодня очень распространена «медицинская модель», в которой говорится, что все проблемы у человека в мозгу, в химических соединениях, в генах, хромосомах и т.д. И мы верим, что Писание учит, что это неверный подход, потому что основная проблема человека – это его сердце. Иисус сказал, что не то, что входит в человека, оскверняет его, а то, что исходит из его сердца, оскверняет его. Когда приходит человек с проблемами в браке, Библия учит нас, что главная проблема этой пары не в том, что они несовместимы, что они принадлежат к разным культурам – их проблема в грехе, а решение – обратиться к Слову Божьему и повиноваться тому, чему Библия учит о жизни, о поклонении, об исповедании грехов, о Божьих обетованиях и заповедях. И все это сосредоточено в Евангелии – Бог послал Сына Своего, чтобы искупить нас, а искупление не просто дает нам вечную жизнь. Искупление меняет нас целиком и полностью, чтобы мы все больше и больше изменялись и становились похожими на Иисуса Христа.

Т.Э. Мы часто упускаем один важный момент. Мы проповедуем Евангелие неверующим людям и говорим: «Бог спас тебя, тебе больше не нужно грешить, ты свободен от Божьего гнева и ада». Но мы упускаем половину Евангелия! Евангелие не только избавляет нас от наказания за грех – Божьего гнева – оно так же освобождает нас от власти греха, от порабощения греху. Библейское душепопечение помогает человеку жить в свободе и радости, которую Бог задумал для нас в Евангелии. Углубляясь в библейское душепопечение, с годами я понял, что суть не в том, чтобы не оказаться в аду, Евангелие показывает путь жизни, и мы хотим указать на этот путь другим.

92ED71EE-BB36-4B3C-B5A7-E6323BEF3B45

— Почему же христиане по-прежнему обращаются к мирским психологам для решения своих проблем?

Д.К. Это продукт культуры. Психология утверждает, что все понимает, все знает. В плане христиан именно пастора должны вести их и показывать, что философия мира сего постоянно претерпевает изменения, но Слово Божье остается неизменным, обетования Божьи неизменны, сила Его Духа неизменна, Сам Иисус сегодня, вчера и во веки тот же. Это и есть наш якорь, твердое основание для построения жизни. Но многие люди привыкли к такому порядку: хочешь, чтобы за тебя помолились – иди к пастору; хочешь жениться – иди к пастору; нужно организовать похороны – иди к пастору; если есть какие-то незначительные проблемы в браке – может быть, стоит сходить к пастору, а вот если есть серьезные проблемы – нужно обратиться к психологу, потому что в церкви ответов не найти.

Так продолжается уже последнюю сотню лет. Библейское душепопечение старается этот порядок изменить, потому что раньше люди обращались со своими проблемами к пастору, но затем появилась психология. Психология стала панацеей и кладезем мудрости, знания! Но, на самом деле, в психологии ничего этого не было, просто люди пытались сами разрешить свои проблемы человеческими методами. Если христиане обращаются к психологии, не значит, что они отвергают Библию, они просто не осознают все ее могущество. Они не осознают всей удивительной силы Слова менять жизни и сердца, а следствием этого являются преображенные браки, преображенные дети, церкви.

— Существует мнение, что христиане идут к психологу, потому что он их выслушает, а пастор же просто забросает библейскими стихами.

Т.Э. Это пренебрежение ролью церкви. Предположим, кто-то посещает психолога один раз в неделю и платит ему за это сто долларов. Но если он придет на собрание в воскресенье, его подкрепят прославлением и поклонением утром, а затем к нему подойдут люди и окружат любовью. Представьте, что человек, которому больно, приходит в церковь и попадает в эту атмосферу любви. А потом в среду он встретится со своим душепопечителем, где получит библейское наставление, советы, домашнее задание. Он будет подотчетен тому, кто будет звонить ему три-четыре раза в неделю, а есть еще домашняя группа в четверг, а там люди, которые любят тебя. Невозможно повторить подобное в обычной психологии. Если человек в церкви падает, всегда есть исправление с любовью, церковная дисциплина, чтобы он смог вернуться в тело Христово. Больше такого нигде не встретить! Церковь не просто то место, куда люди приходят для свадеб и похорон, это контекст всей жизни.

Д.К. Представьте, сколько бы подобное общение стоило у мирских психологов! Тысячи долларов в неделю! Церковь же делает это бесплатно и с любовью. В библейском душепопечении мы не говорим: «Мы не станем лично вовлекаться в данную ситуацию». Напротив, мы воспринимаем все очень лично, пришедшие люди становятся нашими друзьями на всю жизнь. Но в церкви, к сожалению, встречаются пастора, которые просто забрасывают людей цитатами из Библии. На это есть своя причина: большинство пасторов даже не подозревает, что держит в руках. Даже очень хорошие люди, которые учатся в семинарии, знают систематическое богословие, библиологию, эсхатологию и другие -логии, приходят в церковь и не знают, как все это использовать, чтобы помогать людям расти. Библейское душепопечение помогает преобразовать церковь в тот вид, в котором она была задумана.

— Является ли библейское душепопечение частью пасторского служения? Кто может им заниматься?

Д.К. Да, это часть пасторского служения, но обязанность пастора еще и в том, чтобы обучить верующих и снабдить всем необходимым. Оба мы служим пасторами в церквях в Техасе. Из послания Ефесянам 4 глава мы видим, что одна из задач нашего служения в том, чтобы подготовить «святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Важная часть наша служения в обучении других. Моя церковь помогает его церкви и наоборот, мы помогаем друг другу обучать наших людей, чтобы они душепопекали друг друга. Есть люди, которые хотят пройти официальное обучение в течение нескольких лет и получить сертификат, но есть и те, кто любят Бога, знают Его слово, располагают временем и желают принимать участие в душепопечении. Они так же могут этим заниматься, не только лишь одни пасторы. Чтобы заниматься душепопечением, человек должен знать слово и жить посвященной жизнью, но не каждый под эти критерии подходит.

Т.Э. Даже если наши люди не будут заниматься душепопечением, мы советуем им пройти обучение. На данный момент 70-75% нашей церкви прошли обучение. У нас два пастора, я и еще один брат, у нас обоих есть сертификаты, и есть еще восемь других членов церкви (один из них служитель), которые занимаются душепопечением. Это около 10%, значительная часть нашей общины. У нас около сотни семей, поэтому иметь 11 душепопечителей – это отличный процент. И у нас просто еще очень много людей, которые участвуют в жизнях друг друга.

Д.К. В нашей церкви случалось следующее. Кто-то приходит к тебе за советом, ты даешь ему Библию, и он злится, потому что не хочет следовать Библии. Тогда человек думает, что ты ничего не понимаешь, и идет к другому, потом – к третьему. Но все эти люди прошли обучение и знают Писание, они говорят ему одно и то же. Так и должна функционировать церковь.

Т.Э. В послании Римлянам 15:14 апостол суммирует все, что уже было сказано в книге, а затем говорит о служении. Если мы верим в Евангелие, как же должно выглядеть наше служение: «И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга». И он обращается не к старейшинам, он обращается к телу церкви. Апостол обращается ко всем и говорит, что он уверен, что они способны наставлять друг друга, ободрять, попекать. Каждый член церкви, живущий благочестивой жизнью и знающий истину, способен к душепопечению.

Д.К. Я стою на позиции, что в мои обязанности входит наставлять тех женщин, которые занимаются душепопечением, особенно, если они не сертифицированы. Как правило, они берутся за определенные случаи, а потом советуются со мной. Я наставляю их, чтобы они могли наставлять других.

IMG_3087-05-06-17-11-06

— Частично вы уже ответили на следующий вопрос, но все же. Может ли мужчина заниматься душепопечением женщины?

Т.Э. Мы пасторы всего тела церкви, состоящего как из мужчин, так и из женщин. Я буду давать отчет перед Богом за всех своих членов, не только за мужчин.

Д.К. В моей церкви, если женщина подходит ко мне после собрания и просит поговорить с ней, я, разумеется, соглашаюсь. Как правило, мы садимся на переднюю скамью, на неделе мы можем встретиться в моем офисе. Когда ее проблема становится мне ясна, я говорю: «Позволь я познакомлю тебя с одной сестрой, которая сможет уделить тебе намного больше внимания, потому что я очень занят». Я физически не могу заниматься душепопечением с каждым человеком, поэтому я постараюсь перенаправить ее к другой женщине, которая сможет общаться с ней и наставлять. Было бы неверно душепопекать ее? Нет. Но присутствуют и скрытые угрозы, а мы хотим обезопасить и себя, и их и предоставить лучшее душепопечение из возможного. Честно говоря, те проблемы, с которыми обращаются женщины, им было бы намного проще обсудить с другими благочестивыми женщинами, которые бы уделили им время, пришли бы в гости, чего я сделать не могу.

Т.Э. У нас ситуация обстоит так же. Но дело еще и в другом. Из 11 душепопечителей у нас четверо мужчин и семь женщин. Согласно библейской роли мужчины, мы верим, что только мужчина может заниматься душепопечением с другим мужчиной. Нам приходится заниматься всей мужской половиной. И по этой же причине нам приходится заниматься душепопечением пар. Поэтому вполне логично позволить женщинам заниматься с женщинами, и так реализуется модель из Тита 2, чтобы более зрелые наставляли менее зрелых. Да, мы наставляем женщин, но с определенными оговорками.

5C879279-8877-4DEE-9570-9284613CE096

— В чем состоят основные сложности, возможно, испытания, с которыми сталкивается душепопечитель?

Д.К. Возможно, есть что-то более глобальное, но я бы назвал уныние. Мы читаем лекции, и все это может звучать очень понятно и легко, студенты нас слушают. Когда мы были на их месте нам казалось: «Да мы сейчас мир перевернем! Мы сейчас все проблемы решим!». Но дело в том, что если человек не хочет меняться, он не изменится. И вы можете желать помочь человеку измениться, но он будет сопротивляться, даже если сам пришел к вам за советом. Это может вгонять в уныние. Так всегда происходит со служением слова, с самого начала в книге Бытие. Пророки, священники, Сам Иисус говорил истину, но их отвергали и ненавидели. Порой это выматывает, люди говорят тебе «да» своим языком, но делами говорят «нет». А потом они обращаются к другим людям и говорят им, насколько им не нравишься ты и твои советы. От всего этого можно впасть в уныние. Но когда я сам нахожусь на грани, Бог дает мне дело, через которое являет чудо! Уныние – оно же является огромным испытанием в служении пастора.

Т.Э. Я добавлю немного ободрения. После того как я прошёл обучение в семинарии, я знал только как открывать книгу и все, и я понял, что мне нужна дополнительная помощь. Так я познакомился с тем агентством, с которым мы сотрудничаем. Я был так рад, я думал, что сейчас получу необходимые инструменты, чтобы помогать людям! А знаете, что случилось в процессе? Господь изменил меня. Весь процесс обучения очень смирил меня, а для мужчин гордость в служении может стать огромным преткновением, в целом для всех живущих гордость может стать проблемой. Господь обращается и говорит: «Позволь Я превознесу Себя и покажу, как могу использовать тебя, и это будет для Моей славы и твоей пользы». Во всем этом была невероятная польза для моей жены и детей, это изменило мою проповедь. Люди говорили мне об этом. Когда я получил свой сертификат, люди сказали, что увидели, как изменилась моя проповедь. Я стал более сострадательным, более понимающим.

Д.К. Если ты собираешься заниматься библейским душепопечением, твой собственный грех выйдет наружу, он не станет явен всему миру, но он станет явным для твоего сердца, для твоей супруги. Вы обнаружите в себе то, о чем Писание всегда учило, но вы никогда и подумать не могли, что оно относится к вам. И вы увидите это, когда начнете применять Писание к другим.

Есть примеры, когда мы вместе с женой занимались душепопечением другой пары и говорили им, как поступать. И жена немного начинала коситься на меня, я кивал, как бы отвечая: «Знаю, нам с тобой надо об этом поговорить, когда вернемся домой. Но речь сейчас о них, а не о нас». Ничто так не преобразовало наш брак, как совместное обучение и служение душепопечения.

Один из самых недооцененных стихов Библии – это «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». «Блаженны» – такое короткое слово, но у него огромный смысл! Когда у тебя чистое сердце, когда Бог работает с твоим сердцем, с сердцем твоей супруги, тогда вы еще больше сближаетесь через открытие греха друг перед другом и через его исповедание, через прощение. Брак становится таким, каким вы даже и не мечтали, но вам придется пройти дорогой боли, это тяжело. Но чем дольше тянуть, тем тяжелее будет, потому что грех накладывается на другой грех. Есть свои трудности, и к ним невозможно быть готовым, как невозможно быть готовым к тому, чтобы обзавестись детьми, невозможно в полноте подготовиться к браку. Нужно просто сделать первый шаг, просто сказать: «Бог, что бы Ты не делал в моем сердце, сделай это, используй Твое слово, Твою истину, чтобы изменить меня». Пока ты учишься всем этим вещам, Бог будет показывать тебе твой грех, это будет сделано с любовью и милостью, но будет больно.

Т.Э. В каком-то смысле грех – это хорошая новость, не грех сам по себе, но в грехе есть надежда на прощение. Есть крест, есть Христос, есть искупление, сила Духа Святого, живущего в нас. Библия работает внутри нас, она меняет нас, производит плод и дает нам все необходимое, чтобы преображать других ради Иисуса. Как же это чудесно! Это чудесная благодать Христа. И все это приходит, когда я понимаю, что являюсь грешником и очень нуждаюсь в помощи. Проблема всегда в грехе, а не в том, что со мной произошло.

 

Comments are closed.