Интервью: Брет Лэирд «Неверующие люди нуждаются не в информации, а в трансформации»

24-28 апреля магистранты и студенты очной формы прослушали курс лекций, посвященный изучению Пятикнижия. Его провел приглашенный преподаватель Брет Лэирд, исполнительный помощник президента СЕО доктора Роберта Провоста. Б. Лэирд поделился деталями своего курса, а также рассказал о том, как использовать изученную информацию на практике.


  • Расскажите, пожалуйста, о своем предмете.

Наш курс был посвящен изучению Пятикнижия. Сначала мы ознакомились с базовыми моментами: подходы к изучению Пятикнижия; проблема, связанная с авторством Моисея; единство книг, основные темы и исторический контекст книг. Вторая часть курса заключалась в изучении всех пяти книг в отдельности.

  • Среди христиан встречается мнение, что изучение Ветхого Завета не так важно, как изучение Нового Завета, потому что именно он содержит в себе Благую весть. Насколько важно посвящать время изучению именно Ветхого Завета?

Первые пять книг Писания особым образом закладывают богословский фундамент для всей остальной Библии. Я приведу примеру. В первой главе книги Бытия говорится, что люди были созданы по образу и подобию Божьему. Иисус не просто цитирует эти слова, Он говорит их, когда рассуждает о достаточно простом вопросе – о налогах. Иисус берет важный богословский момент из Ветхого Завета и применяет его к очень практичной сфере – должны мы платить налоги или нет. И таких примеров множество: какова природа человека; откуда появился грех; каков Закон Божий; каковы последствия нарушения закона Божьего; кто такой Бог, и какова Его природа. Таки образом, основание всех богословских концепций Библии проистекает из первых пяти книг.

  • Существует теория о существовании письменных библейских источников до Бытия. Действительно ли они были? И какова ваша позиция?

Мы рассматривали этот вопрос в рамках нашего курса, это так называемая документальная гипотеза, ее так же называют теорией JEDP. Говоря о Пятикнижии, мы все понимаем, что для написания Моисею был необходим какой-то источник. Вопрос в том, какой это был источник: был ли это Дух святой или же какие-либо человеческие средства. На лекциях мы рассмотрели основание и внутренние противоречия документальной гипотезы – сами ученые, придерживающиеся ее, имеют различные мнения и не соглашаются друг с другом. Мы так же рассмотрели различные доводы, которые раскрывают неполноценность данной теории, она не подтверждается ни внутренними, ни внешними свидетельствами.

Мы так же поговорили о последствиях, к которым данная теория приводит в духовной сфере – она ставит под сомнение безошибочность Писания. Документальная гипотеза утверждает, что некоторые из источников JEDP являются лживыми и вводят людей в заблуждение. К примеру, в Библии написано, что во времена Иосии была найдена книга закона. Теория JEDP утверждает, что данная книга закона была написана специально, что Иосия и его правительство сфабриковали этот источник, чтобы обмануть народ и убедить его, что религия должна быть сосредоточена в храме в Иерусалиме. Таким образом, если у вас есть теория, которая утверждает, что Слово Божье пришло через государственную пропаганду, основанную на лжи, я бы даже сказал, что она от дьявола. Все это представляет из себя лжеучение, которое явно пришло не от Господа, а от сатаны.

S2000008

  • Ветхий Завет в целом, и Бытие в частности, вызывает большое количество споров в среде неверующих людей. Был ли у вас опыт подобного общения и связанной с ним апологетики?

Я бы посоветовал всегда начинать с Писания, и сравнивать Писание с тем, во что верит неверующий человек. Мы верим в триединого Бога, сотворившего мир, в Отца, Сына и Духа Святого, всезнающего и всемогущего. Неверующий, например, атеист, также верит в троицу – он верит в вечную материю, во всеведущий случай и во всемогущее время, в то, что комбинация вечной материи и случая каким-то образом заставляет вещи двигаться от простого к более сложному, а затем еще присоединяются огромные отрезки времени. И эти три составляющие непонятным образом должны объяснить все то удивительное творение, что мы видим вокруг. Я думаю все сводится к сравнению всемогущего, вездесущего и премудрого Бога Библии и очень нелогичного, сомнительного лжебога атеизма. В послании Римлянам 1 главе говорится, что люди променяли истину Божью на ложь, потому что они не захотели познать Бога, это внутренняя, нравственная проблема. Я бы посоветовал не спорить с неверующими людьми, но лучше указывать им на закон Божий, который записан на их сердцах и на их совести. Когда вы разговариваете с неверующими, вы можете быть уверены, что совесть их соглашается с законом Божьим, конечно, совесть может быть испорченной, ее можно подавлять и т.д., но Писание говорит, что именно закон Божий является детоводителем ко Христу.

  • В мире существует заблуждение, что трезвомыслящий, думающий человек никогда не станет верующим. Открываются ресурсы, которые называются, к примеру, «Думающий атеист». Как бы вы отреагировали на такое заявление?

У меня был подобный опыт, я приведу пример одной беседы. Однажды в самолете я летел рядом с русским мужчиной, ученым, астронавтом, работавшим на МКС, очень умным и образованным. Он считал себя атеистом. Вот как я выстроил общение с ним, думаю, оно было эффективным. То, что атеизм не является истиной, доказывают сами же атеисты, вот что я имею ввиду. Бытие учит нас, что человек создан по образу Божьему, то есть этот атеист несет в себе образ Божий, и это находит свое проявление. К примеру, он считает, что вещи должны иметь логическое обоснование – а все потому, что он был создан по образу рационального Бога. Он верит, что есть нечто верное или же неверное – а все потому, что он создан по образу нравственного Бога. Он верит, что существуют законы, управляющие физической вселенной, законы физики и т.п. – а все потому, что он создан по образу Бога-Творца, Бога порядка. Поэтому, когда атеист приводит доводы против Бога, он должен заранее сделать определенные допущения, которые возможны только с существованием Бога. Например, он может сказать: «Христианство нелогично. Троица нелогична, как может быть три в одном?». Но его заявление предполагает существование законов логики. Атеисты не могут объяснить, почему законы логики должны присутствовать в атеистическом мире, где все происходит по воле случая, где нет никакого замысла в творении.

То же и с нравственностью. Атеист может поспорить и сказать: «Христиане лицемеры». Но он не может объяснить, почему быть лицемером плохо, только если не существует каких-то нравственных законов. И само атеистическое мировоззрение не объясняет существования нравственных законов. Обычно атеист приводит довод, что мораль произрастает из того, что лучше для общества, но этот довод разбивается очень быстро. Если действительно существует правило, что выживает сильнейший, тогда более сильные члены общества (каким, к примеру, считал себя Гитлер), продвигающие свои цели и интересы силой, должны считаться правыми, а не осуждаться. Но, тем ни менее, сами атеисты называют подобное поведение неверным. Это внутренние противоречия данного мировоззрения. То же самое с законами физики, атеисты выстраивает свое мировоззрение вокруг научных законов физики, но в то же время не могут объяснить, почему вселенная должна быть упорядочена, а законы постоянно функционировать.

  • Что же человеку необходимо, чтобы поверить? Нуждается ли неверующий человек в большем количестве информации или доводов?

Я думаю, что неверующие люди нуждаются не в информации, а в трансформации, им нужно преобразование сердца. В Библии есть такие слова, что люди имеют уши, но не слышат, смотрят своими глазами, но не видят. Их сердца огрубели. Библия говорит, что сатана ослепил разум неверующих людей. Неверующие люди нуждаются в преображении, им необходима работа Духа Святого внутри. Через проповедь Евангелия Дух Святой, разумеется, уже совершает Свою работу, Он работает через свидетельства верующих, через наши жизни. Библия говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Наша задача в том, чтобы делиться с людьми истиной, являть эту истину перед ними в своей жизни на деле и, конечно, молиться за них, чтобы Бог преобразовал их сердца.

Comments are closed.