Интервью: Алексей Прокопенко «Писание нужно истолковывать как обычную человеческую речь»

9-13 мая Алексей Прокопенко, преподаватель программы подготовки проповедников Самарской церкви и докторант Мастерс семинарии по специальности «Ветхий Завет», прочитал для студентов очного отделения интенсивный курс, посвященный богословию ветхозаветных пророков. Курс основан на его недавно вышедшей книге «Вестники Царства».

— В чем основная цель вашего курса?

Курс называется «Богословие ветхозаветных пророков», и заключается он в том, чтобы понять и изучить, что говорят и чему учат ветхозаветные пророки на различные богословские темы. Ветхозаветных пророков мы берем от Исайи до Малахии, эту группу библейских книг. Потенциальный спектр тем очень широкий, можно сказать, что обо всем, о чем говорит Библия, можно найти в этих книгах.

Мы все тему условно разделили на несколько групп: взгляд вверх – учение пророков о Боге и Божьем слове; взгляд назад – учение пророков о прошлом, об истории Израиля; взгляд прямо перед собой – учение пророков об их настоящем, о греховности человека и пути спасения, который они предлагали Израилю; взгляд в сторону – учение пророков о языческих народах. И наибольшую часть этого курса занимает тема, которую мы назвали «взгляд вперед» – учение пророков о будущем. В этом как раз есть и уникальность пророческих книг, практически все остальные книги Ветхого Завета содержат какое-то учение и о Боге, и о Его слове, и о греховности человека, и о пути спасения, и о язычниках, уникальный взгляд пророческих книг в том, что они говорят очень подробно о будущих событиях. Начиная от времен Даниила, скажем, там содержится описание четырех земных царств, и на смену которым должно прийти царство Мессии – пророческая картина земной истории. Вдобавок к этому пророки очень много говорят о событиях последнего времени, и Даниил, и другие пророки, говорят о событиях, которые мы, пользуясь терминологией Нового Завета, связываем с приходом антихриста и с правлением антихриста, об установление Божьего Царства. Вот о таких темах мы говорим.

— Какие сложности содержат пророческие книги для комментаторов и богословов?

Это зависит, конечно, от того, в каком ключе изучаются данные книги, в каждой сфере свои сложности. В сфере истории Израиля: где на шкале израильской истории расположить ту или иную пророческую книгу, некоторые из них легко датируются, некоторые сложно датируются. Свои сложности есть в сфере археологии. А если говорить об основной теме нашего курса – учение пророков о будущем, – то здесь, наверное, главная сложность герменевтическая. Наш обычный подход  в герменевтике – это историко-грамматический подход, то есть мы считаем, что Писание нужно истолковывать так же, как обычную человеческую речь: в рамках грамматики человеческой речи и в контексте истории, в которой это сказано. Потому что и грамматика передает смысл, и исторический контекст тоже позволяет правильно интерпретировать нужные смысловые варианты. Для изучения слов пророков о будущем у нас отсутствует исторический контекст, эти события еще не произошли, они будут происходить в будущем. Но когда пророки говорят о земной истории, скажем, пророческая картина о четырех царствах у Даниила, конечно, дает нам определенный исторический контекст для большей части. Но когда мы говорим о самом последнем времени, эсхатологии, говорим, допустим, о дне Господнем и событиях, предшествующих наступлению царства – правление антихриста и все такие вещи – установление царства Божьего, его характеристики, особенности, здесь у нас исторический контекст отсутствует, остается только грамматическая герменевтика. Мы можем это компенсировать отчасти тем, что мы смотрим на те пророчества, которые уже исполнились. И мы видим, как эти пророчества исполнялись, соответственно, как их надо было интерпретировать и понимать, и это задает нам образец, чтобы истолковывать пророчества о тех временах, которые еще не пришли.

— Как бы вы обозначили актуальность изучения пророческих книг именно сегодня, к примеру, по сравнению с другими периодами?

В разное время внимание христиан обращалось к учению о последнем времени, обычно это бывало в те периоды, когда в мире происходили какие-то потрясения. Всегда когда есть какие-то катастрофы, какие-то страдания, особенно глобальные, которые охватывали бы весь мир, к примеру, мировые войны, люди искали в этом исполнение пророчеств о последнем времени. Сейчас тоже один из таких периодов, когда очень неспокойно, то есть ощущается, что наш мир очень нестабильный, в нем очень быстро происходят политические процессы, все быстро меняется. И все это заставляет снова взглянуть на учение Библии о последнем времени. Поскольку Библейское учение об эсхатологии связано с Ближним Востоком, то есть все основные события будут на Ближнем Востоке происходить, сейчас те войны, которые идут на Ближнем Востоке, они, конечно же, добавляют нам актуальности, дают нам лишний толчок смотреть снова на Библейское учение о последнем времени.

Похожие статьи

Comments are closed.