Интервью: А. Ричардсон «Исайя — инструмент для понимания Нового Завета»

С 17 по 21 октября магистранты и студенты 3 курса очной программы прослушали интенсивный курс лекций по книге пророка Исайи. Преподаватель Алекс Ричардсон подробнее рассказал о целях, задачах и интересных моментах курса в интервью.

img_9334

— Какую основную цель вы ставите для данного курса?

Мы хотим достичь базового знакомства и первого уровня уверенности в обращении с книгой пророка Исайи. Предполагается, что прежде люди мало её читали и ещё меньше использовали в служении, и хочется, чтобы от нулевой точки или близкой к нулю, они дошли до какого-то состояния уверенности в обращении с этой книгой.

— Какие моменты следует знать, чтобы верно обращаться с текстом пророка Исайи?

Я всегда считаю, что в любой книге важно понимать структуру и развитие мысли, особенно в случае с книгой Исайи. Это книга очень большая и очень сложная, в ней много различных материалов, жанров и т.д. Очень важно понимать, как развивается мысль от начала и до конца, какие симметрии присутствуют, какие главные идеи, что из чего вытекает.

— Книга очень сложная, в чем именно состоят сложности?

Сложность, во-первых, в её богатстве, насыщенности. Это книга, в которой столько внутренних отражений и откликов, что можно по-разному разделить книгу, предложить разную структуру. Само богатство книги допускает много разных подходов в плане выделения главной мысли. Понятны основные её направления: Евангелие, спасение, Бог. Но важно понять, какой акцент является главным, какое риторическое высказывание Исайя хочет сделать. Существуют разные мнения на этот счет, они имеют право на жизнь, они законны. То есть само богатство книги делает ее сложной. Во-вторых, есть и другой аспект для нас. Эта книга, в основном, поэтическая, тем более поэзия написана на еврейском языке, древнем языке. Это делает ее сложной, потому что даже если мы используем еврейский язык, сама поэзия непривычна для нас. Более того, в русском переводе какие-то внутренние соответствия и повторяющиеся слова теряются, и труднее понимать, как работает сама поэзия. Очень большой объем, многое нужно держать в голове. Список стихов с непонятными моментами очень длинный. И, конечно, встречаются еще конкретные экзегетические вопросы, которые трудно решить.

—  Вы упомянули, что существуют разные мнения относительно основной идеи книги, какой придерживаетесь вы?

У нас сейчас такое мнение, которое мы взяли от одного комментатора, который считает, что книга отвечает на вопрос: «как быть рабом Божьим?». В Исайе развивается мысль, что Израиль призван быть рабом Божьим, являя Его славу в исполнении Его закона, заповедей, в верности завету. И тем самым он должен был привлекать к себе народы вокруг, чтобы они тоже познали Бога, и весь мир был спасен. Но, поскольку Израиль был грешным, не исполнял закон и не являл Его славу, Бог был вынужден сделать так, что народы пришли не для поклонения, а для наказания. Они пришли разрушить Иерусалим, взять храм. И израильтяне оказались в плену, но Бог потом восстанавливает Свой народ, возвращает их из плена через императора Кира персидского, но еще больше возвращает их из духовного плена, исцеляет их духовную проблему посредством раба Господнего, отделенного от Израиля, которого мы знаем, как Иисуса Христа, Который должен был страдать и умереть (53 глава – центр книги, ее логическое завершение). Страдать за грехи народа и тем самым очистить народ, чтобы он мог быть восстановлен и снова стать рабом, и чтобы через него народы пришли, как изначально было задумано.

— Какие практические навыки можно почерпнуть из книги Исайи?

Если можно считать само понимание книги пророка Исайи навыком, то это оно. Само понимание книги – это инструмент, которым ты будешь служить Богу, будешь служить народу Божьему, преподнося эти истины, которые очень полезны для души. Еще понимание книги Исайи, особенно книги Исайи, является инструментом для более глубокого понимания Нового Завета и Евангелия, потому что она настолько влиятельна и помогает понять Самого Иисуса Христа, апостола Павла, Петра и других апостолов. Апостолы понимали Евангелие в очень большой степени благодаря тому, что они читали в книге Исайи, там все очень ясно изложено. Это дает понимать Евангелие лучше. Еще навык обращения с ветхозаветной книгой, с пророчеством, которое можно применить к другим пророкам. Так же технические навыки экзегезы и приобретение опыта обращения с этим временным периодом.

Comments are closed.