Интенсивный курс «Логика и теория аргументации»: «Бог выше нашей логики»

3-7 апреля студенты очной формы обучения НББС прослушали курс «Логика и теория аргументации» от приглашенного преподавателя А.С. Нагибауэра, сотрудника омского Западно-Сибирского библейского колледжа.

Андрей Сергеевич поделился информацией о своем курсе и о его практической стороне:

— Курс называется «Логика и теория аргументации». Цель этого курса состоит в том, чтобы будущие богословы и проповедники Библии научились правильно мыслить. Логика призвана научить нас правильно мыслить, то есть не нарушать никаких законов и принципов правильного мышления. Мы все равно эти правила подспудно знаем, мы пользуемся логикой, даже этого не понимая. Но нередко допускаем какие-то ошибки, либо в наших рассуждениях, либо в выводах, которые мы делаем, в том числе изучая Библию, общаясь, споря друг с другом.

Курс логики призван предотвратить эти ошибки, либо их обнаружить, устранить, чтобы наше мышление было правильным. В принципе это нужно каждому человеку, потому что мы постоянно сталкиваемся с ситуациями принятия решений, поиска истины, дискуссии, обсуждения каких-то вопросов. Что уж говорить об исследователях Библии? Исследование – это тоже научный процесс, научный поиск, поиск истины. Проповедникам, конечно, нужно владеть азами логики, потому что они должны выстраивать свои проповеди логично, последовательно излагая идею, по пунктам, в проповеди должен быть определенный тезис, аргументы, — все это тоже часть логики. Богословие – тоже научное исследование, в нем есть свои методы, свои шаги. Поэтому изучение формальной логики помогает правильно мыслить, в какой бы сфере мы не проявляли свое мышление.

— Каких исследователей вы взяли за основу вашего курса?    

Вообще формальная логика как система знаний – дисциплина древняя, ей уже чуть более двух тысяч лет. Первым, кто сформулировал основные законы логики, был Аристотель, поэтому на него и опираемся. Сегодня в нашем распоряжении множество учебников. Недавно был издан неплохой учебник «Основы логики. Пособие для верующих и неверующих», авторы Сергей Головин и Алексей Панич. Он написан верующими людьми, полезен и для богословов, там есть примеры из Библии или околохристианских текстов. Логика ведь одна и та же, каждый учебник по логике состоит из одних и тех же разделов. Отличие лишь в примерах. Логика для юристов – примеры из юридической практики; логика для гуманитариев – примеры из гуманитарной литературы и т.д. Логика для богословов – это примеры из Библии и христианской литературы. Поэтому, как и любой стандартный курс по логике, мой курс состоит из следующих разделов: понятие, суждение, умозаключение, логические законы и теория аргументации. От простого – к сложному. От самых абстрактных вещей – к конкретной практике аргументации.

— Есть ли такие самые распространенные ошибки, которые, к примеру, богослов может допустить в своей аргументации?

Конечно, проще рассматривать конкретные примеры, потому что в теории аргументации перечислено огромное количество ошибок, и они все связаны с нарушением специфических правил: правил терминов, правил посылок, правил фигур и др. И нарушение конкретных логических правил ведет к ошибкам в артикулированной аргументации. К примеру, есть такой закон – закон достаточного основания – то есть наши суждения должны быть достаточно обоснованы. Но зачастую мы делаем поспешный вывод из, как нам кажется, достаточного количества аргументов. Один-два аргумента или факта – и мы сразу переходим к общему выводу, хотя на самом деле мы не имеем право забегать вперед и делать этот поспешный вывод, потому что с ним никто не согласится, в силу того, что он необоснованный. Или мы можем утверждать что-либо со 100% достоверностью, хотя сама логика обязывает нас утверждать это с некоторой степенью вероятности, то есть мы вероятный вывод представляем как достоверный вывод, делаем поспешное обобщение. Или еще: бывает, что в пылу благочестивого полемического задора мы так стараемся увлечь слушателя на свою сторону, что допускаем ошибку, известную как «порочный круг в доказательстве». Яркий пример этой ошибки представлен как раз в упомянутом мною учебнике:

– Верьте Библии!

– Почему?

– Потому что это – Божье Слово.

– Откуда ты это взял?

– Так написано в Библии!

– А почему я должен верить тому, что написано в Библии?

– Потому что это – Божье слово!

— Существует точка зрения, что не всю Библию можно понять логически, с позиции логики, как лично вы считаете?

Я с этим суждением и согласен, и не согласен, потому что в Библии содержится очень много логического, и мы со студентами некоторые примеры рассматриваем. Вот буквально сегодня рассматривали пример беседы Иисуса с саддукеями. Между ними был спор о воскресении, саддукеи пытались продемонстрировать абсурдность убежденности Иисуса в том, что воскресение есть. Но Иисус противостоял им очень логично. Но, тем не менее, я студентам постоянно повторяю, что в Библии полно исключений. К примеру, чудеса – из ряда вон выходящие события! Они не подчиняются общей логике причинно-следственных связей. Встречаются и парадоксальные вещи: Бог стал человеком. Как это объяснить логически? Бог одновременно и далекий, и близкий. И трансцендентный, и имманентный. Конечно, глубокие, общие богословские вопросы, касающиеся, например, природы Бога, на мой взгляд, должны всегда предполагать наличие тайны, то есть чего-то до конца неясного. Бог выше нашей логики. Не то, чтобы Бог был вне логики, у него нередко, если угодно, Своя, божественная логика. Поэтому все расписать формулами, всего Бога разложить по полочкам, и Его природу, и Его действия невозможно, нужно проявлять осторожное «эпистемологическое смирение». В этом смысле логика очень ограничена, нужно об этом знать и помнить, важно видеть ее пределы. «Мы отчасти знаем», как напоминает нам апостол Павел. Без логики не обойтись, но в тоже время нужно помнить, что не все логикой объясняется. Есть книга известного автора Джона Стотта, называется «Великий спорщик». Он называет Иисуса великим спорщиком, и понятно, что Иисус, как «спорщик», применяет логику, аргументы, ведет дискуссию. Но при этом Сам Иисус – великая тайна, Бог, ставший человеком. Как эти две природы, божественная и человеческая, в Нем сочетаются – «неслиянно и нераздельно» – это логика уже бессильна объяснить.

Comments are closed.