Интенсив «Спорные вопросы в новозаветной библеистике»

17-22 апреля преподаватель Александр Гуртаев прочел для магистрантов и студентов очной формы обучения интенсивный курс лекций на тему «Спорные вопросы в новозаветной библеистике».

На занятиях были изучены сложные вопросы, которые, как правило, возникают при толковании Нового Завета, а также подходы к толкованию Библии, различные методы, как, к примеру, грамматико-исторический и историко-критический метод.

«По ходу этого курса мы рассматривали вопрос, связанный с каноном Нового Завета: как дать правильное определение этому понятию; как верно обнаружить границы канона, в частности, на чем строится наша уверенность, что 27 книг, которые входят в состав Нового Завета, являются богодухновенным Писанием, Божьим Словом, которое Бог задумал, чтобы было у нас в руках, у нас как у церкви. – Рассказывает Александр. – Потом мы начали изучать различные богословские предпосылки: какую роль играет богодухновенность полная вербальная и полная непогрешимость в определении метода толкования и вообще нашего отношения к Священному Писанию, к вопросам, связанным с Новым Заветом. Так же мы говорим об изучении Евангелий и о том, как смещение и подмена богословских предпосылок на философские привела к полному изменению методики, к возникновению синоптической проблемы, к попыткам решить вот это затруднение, вызванное постулированием литературной зависимости; какие методы предлагаются; что такое историческая критика, чем она опасна, на каких основаниях она строится, какие у нее разновидности».

l3EQeEPtwmE

В рамках курса студенты изучили вопросы, связанные с согласованием Евангелий и затруднения, которые возникают при сравнении параллельных описаний одного и того же эпизода у евангелистов:

«В первую очередь, нужно подойти с такой точки зрения, что если они есть в Слове Божьем – значит противоречий там нет. Это наша исходная точка. Второй шажочек, который нужно предпринять – нам нужно определиться, а точно ли описывается то же самое событие. Нужно внимательно посмотреть на контекст, и может такое оказаться, хотя не всегда это бывает, что это просто похожие, но разные эпизоды. Христос очень много ходил по очень разным местам и очень часто творил очень похожие чудеса, и очень часто говорил слова одни и те же, похожие проповеди с места на место. Если после осуществления такой проверки становится понятно, что это один и тот же исторический эпизод, тогда мы помещаем текст в параллельные колонки и наблюдаем, какие есть сходства и отличия, замечаем, что обычно при передаче слов сходства максимальные, при непосредственном описании событий наблюдаются отличия. Наш следующий шажочек – попытка согласовать и объяснить, почему один евангелист говорит об этом, но упускает вот эти детали, почему другой поступает иначе, возможно ли, что один из евангелистов просто обобщает информацию в истории, а другой детализирует. И обычно на основании таких простых шагов уже какой-то вывод есть. Хотя есть сложные вопросы, сложные тексты, которые непросто согласовать».

На сайте вы также можете прочесть интервью с Александром Гуртаевым об апологетике и защите своей веры.

Comments are closed.