Интенсив «новое время» в истории церкви

9-12 января преподаватель семинарии Расселл Филлипс прочел студентам очной программы интенсивный цикл лекций об истории церкви. Данный цикл носит название «История христианской церкви 1648-1914 гг.: секуляризация, пробуждение, глобализация» и представляет собой четвертую, заключительную часть курса об истории становления и развития христианской церкви.

Расселл Филлипс рассказал о своем предмете более подробно, поделившись программой учебных дней:

«Первая тема – это «светскость». То есть тот порядок, по которому есть единая церковь, единое государство, все члены общества являются христианами, постепенно меняется. Уже к ХХ веку появляется другая система, где общество отделено от церкви. Церковь не едина, существуют разные толки в христианской церкви, и у человека есть возможность сделать личный выбор быть в церкви. Раньше быть христианином – это то же самое, что быть членом общества, а тут получается, что быть христианином – это личный выбор, это жизнь в рамках общества, которое не разделяет твою веру в полноте.

Во второй день мы говорим о «пробуждении» – это явление особенно в протестантском христианстве, когда проповедуют людям, которые не исповедуют другую религию, но полноценно не в церкви. Это проповедь-призыв к личным отношениям с Богом. И эти пробуждения связаны с определенными ключевыми личностями, и с тем, что большое количество людей воцерковляется, особенно в городах. Это проповедники, к примеру, Уэсли, Кэри в Англии, Джонатан Эдвардс, Дуайт Муди в Америке.

Третий день проходит под девизом «новизна» – это о том, что в XIX веке происходят некоторые изменения в церкви, появляются новые церкви. Изменения, к примеру, что музыка меняется. Христианская музыка отражает изменения в обществе. Люди выражают свою веру неформальным языком, до этого церковное пение несет формальный характер и даже в стихах делается упор на величие Божье, а здесь – на близость с Богом: «Дивный мой Спаситель», «Твердо я верю» и др. Другая новизна, что в связи с пробуждениями появляется призыв к покаянию, что человек, услышав Евангелие, должен физически выразить свою веру – выйти публично покаяться перед церковью. Так же новизна либерализма, сторонником которой я не являюсь, согласно ей, в христианской церкви происходит некая реинтерпретация, что христианство понимается не как единая истина о Христе, а больше как социальные изменения. Например, у одного мыслителя есть такая идея, что вера – это по сути чувство зависимости от Бога, и он это понимает в отрыве от каких-то доктринальных моментов, он в принципе не признает Христа Богом, но он видит в Христе пример зависимости от Бога и подражает этому примеру.

Четвертый день – под девизом «другие овцы», то есть мы протестанты, баптисты, мы думаем о своей истории, но здесь мы немного обратили внимание, во-первых, на миссионерское служение, которое ведется протестантскими церквами, а также на католическую церковь и на православную церковь. Интересно, что некоторые явления повторяются в разных церквях и не имеют границ».

Расселл Филлипс так же отметил, что в истории церкви присутствует определенная цикличность, но говорить о ней нужно с крайне осторожностью:

«Когда смотришь на похожие явления, будет ошибочно сказать, что они похожи во всех отношениях. Было движение монтанистов в конце II в. – начале III в., кто-то говорит – вот это харизматы. Квакеры, которые были в XVII веке, говорили, что человек должен руководствоваться не внешним словом Божьим, а внутренним светом. И мы можем поставить знак равенства и говорить, что это тоже самое, но цикличность относительна, она не во всех отношениях, и она не снимает с нас ответственности изучать каждое явление».

Будет ли в семинарии курс Новейшей истории церкви? По мнению преподавателя, говорить об этом еще слишком рано, так как невозможно объективно оценить события, являясь их непосредственным участником.

Прочитать подробное интервью с Расселлом Филлипсом о его предыдущем курсе можно по ссылке.

Похожие статьи

Comments are closed.