Идти по следам (4 Царств 2:1-18). Герхард Рехвальд

Илия это знал, Елисей это знал, даже сыны пророческие это знали, но никто не осмелился сказать вслух: настало время для ухода Илии. Единственное открытое объявление об этом произошло во второй главе 4 книги Царств (1ст.). Именно читателю знать об этом необходимо, потому что все остальные события легко могли его отвлечь от этого важного грядущего события. Илия получил слово от Бога, и так начался его бег с препятствиями. То вверх, то вниз он бегает по стране. И, несмотря на то, что Елисею трижды было сказано оставаться на месте, он отказывается покидать Илию и продолжает следовать за ним. Трижды Илия отправляется в путь по слову Господнему, трижды Елисей отказывается покинуть его, и трижды сыны пророческие присутствуют рядом и наблюдают за происходящим. И вот, теперь участники этого трехактового действия стоят на берегу реки Иордан. Илия снимает свой плащ и одним ударом разделяет воды реки. Таким же образом однажды Бог явил свою силу через руки Моисея, великого вождя израильского народа.

Елисей и Илия переходят на другую сторону, потому что им необходимо поговорить наедине. Теперь Илия более не может утаивать плана Божьего. Он будет забран. Он хочет оставить прощальный подарок для своего слуги Елисея (ст.9). А Елисей по-прежнему проявляет упорство и не желает покидать своего господина. Если Божий замысел в том, чтобы забрать Илию прочь, то Елисей хочет, чтобы хоть его дух остался с ним. Таким образом он просит о двойном присутствии духа: одно – как дар от Бога, и второе – как замена присутствия Илии; Елисей не хочет покидать своего господина, он желает, чтобы его дух пребывал.

До этого момента на протяжении всей истории не дается никакой оценки происходящего. Верно ли поступал Елисей, игнорируя просьбы Илии? Хорошо ли он поступал, следуя за ним? Верно ли он поступает сейчас, упорствуя и не желая покидать своего господина, высказывая такую смелую просьбу? Даже Илия не может ответить на этот вопрос, он оставляет право судить Богу. И великим чудом вихрь подхватывает Илию и уносит в небо. Елисей все-таки остался один, Илия пропал из виду. В знак тоски и печали он раздирает свое одеяние. А затем подбирает единственное, что осталось от Илии – его плащ. Елисей возвращается к реке и, наконец, сталкивается с решающим моментом. Он ударяет по воде. Илия ушел, кто же остался на берегу реки? Неужели лишь Елисей и сыны пророческие? Или же есть кто-то еще? «Где Господь, Бог Илии, — Он Самый?». Воды расходятся. Елисей ушел, но только не Господь. Бог дает Свое одобрение пророку.

Сыны пророческие были свидетелями всему происходящему и поняли: «опочил дух Илии на Елисее». Но даже это знание никак не мешает им просить разрешения пойти и поискать пропавшего Илию. Елисей отказывает им, но они настаивают, и он поддается. Поиски их бывшего господина ни к чему не приводят. Елисей может поведать им лишь то, что уже рассказал прежде.

Просьба сынов пророческих звучит неожиданно. Они были первыми, кто говорил о замысле Бога забрать Илию. Они стояли там, на берегу реки, и видели, как мощь Илии проявилась в Елисее при разделении им вод. Они даже приняли в Елисее нового лидера, как бы подтверждая, что дух Илии действительно почивает на Елисее. И все же они не слушаются его слова. Место занимает новый лидер, но эта группа мужчин все еще ищет своего старого господина. В целом, не так уж происходящее и удивительно. Так выглядит судьба большинства людей, следовавших за успешным лидером. Они могут одобрить новую кандидатуру, но будут продолжать сравнивать. Прошлые времена миновали, героический лидер прошлого ушел. Но ничего не двигается с места. И так новый лидер становится свидетелем нескончаемого поиска вчерашнего дня.

К вопросу о лидерах: данная история показывает нам примеры различных лидеров. Но она не о лидерстве. Она о следовании. Илия следует повелениям Бога. Елисей с посвящением следует за Илией. Лишь сыны пророческие еще не готовы быть такими преданными последователями.

Сегодня повсюду существуют школы лидерства. Мы обучаем огромное число лидеров, но кто же последует за ними? Кто готовит последователей? Все знают, как руководить, но кто по-настоящему знает, как нужно следовать?

В этой истории о трех группах людей и трех примерах следования, открывается приоритет ученичества. Тот, кто хочет вести за собой, должен научиться следовать. Следовать слову Бога, куда бы оно ни вело меня. Следовать посвященно, не отставать от лидера.

Если мы будем готовить последователей, а не лидеров – то сможем принести очень много добра церкви и еще более следовать замыслу Божьему.

Похожие статьи

Comments are closed.