Где он?

Вопрос о том, где же Бог среди многочисленных личных переживаний, тревожит верующих всех времен. Библейское повествование показывает нам Господа в действии. Через тексты Священного Писания Бог предлагает нам утешение и укрепление. В своих действиях Бог показывает, что Он рядом. Пример и жизненный опыт библейских героев открывают нам присутствие и участие Всевышнего в жизни уповающих на Него.

В личной жизни не всегда легко увидеть присутствие Бога с первого взгляда. Иногда приходится быть особенно внимательным и «читать» следы Бога в жизни, чтобы понять Его великие дела.

Таким же образом обстоят дела и в повествованиях тех о верующих, кто до нас в древности ходил с Богом. В 4-й книге Царств 6-й главе можно найти любопытную историю из жизни пророка Елисея. Текст кажется изолированным от окружающих событий. Хотя отрывок начинается союзом «и», по содержанию не понятно, как рассказ об утонувшим топоре связан с предшествующим описанием исцеления Неемана. И снова, после того, как Елисей спасает ситуацию с топором, следует новый абзац, где в трех, связанных между собой сценах, пророк разбирается с Царем Сирийским (4 Царств 6:8-23). Да и к самому повествованию о топоре можно задать наш первоначальный вопрос: «Где тут Бог?»

На первый взгляд мы видим пророка, проявляющего заботу о бытовых нуждах своих учеников. Чудодействие ясно говорит о присутствии и содействии Бога. Но заботливый пророк и чудодействующий Бог – разве это все, что мы можем ожидать? А в чем замысел помещать эту историю посреди повествования о других событиях?

Не дадим отвлечь себя описаниями быта, такими как переезд сынов пророческих или рубка леса. Даже потеря топора – это событие, которое может случиться с каждым. Замечательный момент (в буквальном смысле) — это всплывший топор. Чтобы совершить такое чудо, пророк не молился, не призывал имя Господне, даже не поднял своей руки и не исполнил никакого другого обряда. Он просто бросает кусок дерева в реку.

В свете такого чуда кажется странным, что Елисей задает вопрос о месте: «Где он упал?» Если пророк в силе обратить закон тяготения, разве он не может повелевать топору независимо от того, где бы тот ни был?

Перед тем, как мы вернемся к этому вопросу, хочу отметить любопытную статистику. В течение шести стихов уже дважды появляется слово «место». Само по себе оно не так заметно, но если посмотреть на статистику употребления этого слова, получается такая картина:

Слово «место» в 4-й книге Царств:

  • Глава 5     — 1 раз;
  • Глава 6     — 6 раз;
  • Глава 18   — 1 раз;
  • Глава 22   — 4 раза;
  • Глава 23   — 1 раз.

Встречаемость слова в 6-й главе распространяется равномерно на первые два эпизода. В отрывке о топоре (ст.1-7) слово «место» находится в стихах 1, 2 и 6. В следующем отрывке, как раз первом из трех последующих сцен, мы находим это слово в стихах 8, 9 и 10. Таким образом, это ключевое слово, связывающее эти два повествования.

Остальные две сцены (4 Цар.6:11-17 и 6:18-23) не содержат слово «место», но если читать текст через призму этого понятия, оказывается, тема «места» все-таки присутствует и даже играет центральную роль.

Все четыре эпизода говорят о том, что Бог оказывается в нужное время и в нужном месте. При этом первое повествование дает наглядный пример, где Господь присутствует в лице пророка. Таким же образом, как Елисей по просьбе учеников сопровождает их, так и Бог показывает Свое присутствие слуге пророка дальше в тексте (стих 17). Таким же образом, как близость куска дерева к топору передает способность вплывать, так и присутствие Бога дает израильтянам спасение в разных ситуациях.

Повествование о топоре наглядным образом подготовляет к восприятию тех духовных истин о Боге, о которых идет речь в последующем повествовании: Бог рядом со Своими людьми. Даже если они Его не видят (утонувший топор; небесные войска), но Господь действует, Он на месте.

Похожие статьи

Comments are closed.