Эсхатология, Федоткин М.Г., интервью

Федоткин Максим Григорьевич, выпускник НББС, преподает курс «Эсхатология». Он рассказал об особенностях этого курса и его значении для современной церкви.



Предмет, который мы сейчас изучаем со студентами, называется «Эсхатология». Он посвящен учению о последнем времени. В нем рассматриваются такие темы как восхищение Церкви, Великая скорбь, то есть семилетний период, описанный в книге Откровение, Страшный суд последнего Белого престола. Предмет интересный, многозначный, есть множество спорных вопросов, по которым существует очень много мнений. Большинство этих мнений можно найти в наших церквях. Спорят о времени восхищения Церкви: до Великой скорби, после неё или во время;  когда придёт Христос: до Тысячелетнего царства или после, и будет ли вообще Тысячелетнее царство; кто будет восхищён: вся церковь или только её часть, те, кто готов; а также множество других вопросов. Даже в своей церкви я встречаю людей с разными точками зрения. Несмотря на различия во взглядах, христиане как-то уживаются друг с другом.

С одной стороны, эти вопросы интересные и важные, но, с другой стороны, они не так принципиальны и значимы в вопросе спасения. Может даже оказаться так, что мы все окажемся неправы, и всё будет немножко по-другому, не так, как мы планируем, как думаем, как понимаем. Осознавая это, мы можем мирно уживаться, имея даже диаметрально-противоположные взгляды. Конечно, у меня есть своя позиция, свои аргументы и обоснования, я не согласен с некоторыми другими точками зрения, но это не значит, что я буду предавать инакомыслящих анафеме, гнать за их убеждения и преследовать, не считать их своими братьями. В конце концов, когда придёт Господь, от того что я был прав или неправ, спасение не зависит. Он придет за Своей Церковью. Поэтому мы со студентами знакомимся со всеми возможными точками зрения. Мы пытаемся рассмотреть аргументы, подтверждающие или опровергающие каждый из взглядов. Наша цель понять, насколько библейски обоснован тот или иной взгляд. Также мы касаемся развития эсхатологии в историческом контексте. Например, откуда и почему появился амилленаризм, учение, отвергающее реальное наступление Тысячелетнего Царства Христа на земле, но утверждающее его символическое существование.

–          Какие ключевые моменты являются общими для любой точки зрения?

Основной акцент на том, что Второе пришествие будет! Но ожидание и отношение к этому событию зависит от той позиции, которую каждый занимает. Если Второе пришествие непосредственно связано с восхищением Церкви, со  Вторым пришествием и установлением земного царства, тогда можно искать признаки наступления этого периода истории. У наступления Царства Божьего есть признаки, но у восхищения Церкви признаков никаких нет. В чем причина различных точек зрения? Есть несколько причин, почему люди по-разному понимают эсхатологию, но самая основная причина в различии герменевтических подходов. Это связано с разными принципами толкования Писания. Иногда можно наблюдать непоследовательность в применении этих принципов. Мы придерживаемся историко-грамматического метода, и следствием этого становится вывод, что никакого амилленаризма быть не может. Но амилленаристы, используя тоже историко-грамматический метод,  приходят к заключению, что правильней отрицать реальность буквального наступления Тысячелетнего царства Христа. Здесь происходит подмена понятий,  когда на основе схемы и структур, созданных догматов, начинает изменяться герменевтика под эти догматы, чтобы библейским текстом можно было поддержать свой взгляд на эсхатологию.

У нас часто бывают дискуссии, и мне нравится, когда происходит живое обсуждение разных точек зрения. Так студенты вовлекаются в процесс обучения. На мой взгляд, нет ничего страшного, если человек ошибается. Лучше ошибаться и думать о предмете спора, чем не думать вообще.  Конечно, многие взгляды не совпадают с тем, что я преподаю, но я вспоминаю себя, когда  у меня были точно такие же представления.

–          Какова роль знаний в вопросах эсхатологии для пастора, проповедника в его практическом церковном служении?

Этот вопрос можно, например, отнести к апостолу Иоанну, написавшему последнюю книгу Библии: «Зачем ты пишешь Откровение?» Дело в том, что большая часть Откровения, где описывается период Великой скорби, никак не упоминает церковь. Даже можно сказать, что эти события не имеют никакого отношения к церкви. Но он писал это для церкви! Зачем же писать эту книгу, если в ней нет никакого упоминания о ней? Цель записанного откровения в том, чтобы христиане были уверены, если Бог что-то обещал, то Он обязательно исполнит сказанное. В книге Откровение досконально, чётко и последовательно описано, что произойдет. Бог дает такую картину будущего заранее, как часто можно увидеть на страницах Ветхого Завета, чтобы, когда Его слова исполнятся, стало понятным, что Он верен Своим обещаниям. Описывая конец истории человечества, Господь закладывает основание для нашей уверенности, что наше восхищение точно произойдет. Христос дает обещание, что Он придет и возьмет Церковь к Себе. Его слова утешают нас, укрепляют веру, помогают преодолевать трудности и невзгоды, противостоять всяческим искушениям и сомнениям.

–          Ты упомянул, что раньше у тебя было другое понимание эсхатологии. Почему ты изменил свой взгляд?

Моя система строилась на том, во что верила наша церковь. Когда мы попадаем в церковь, там всегда есть свое понимание того или иного  вопроса, богословского учения или текста Писания. И в разных церквях, зачастую, эти понимания отличаются. Когда я поступил в семинарию, у меня, конечно же,  было свое определённое представление, как правильно верить. Я понимал многие тексты Библии именно так, как об этом учили в нашей церкви. Читая некоторые отрывки Писания, я уже задавался вопросом, правильно ли мое понимание о них. Обычно, когда человек приходит в церковь, он принимает все существующие в ней взгляды и потому уже не сомневается в их истинности. Нужен какой-то определенный процесс, который заставил бы его начать сомневаться и проверять верность своих убеждений. Когда идёшь учиться в семинарию, то уже априори готов к тому, что твои базовые убеждения будут подвергаться испытанию. Тут от тебя требуется не просто провозгласить, во что ты веришь, но и обосновать свои взгляды, привести подтверждающие мою позицию аргументы. В процессе обучения выявлялась моя неправильная герменевтика, невнимание к контексту и многое другое.

–          Церковь тебя отправила учиться, чтобы ты научился понимать Писание, чтобы затем трудиться в этой же церкви, но твои взгляды теперь изменились. Тебе могут сказать: «Мы отправляли хорошего верного брата, а к нам вернулся богослов». Не возник ли у тебя конфликт с твоей церковью?

Насколько я помню, в семинарии всегда говорят быть смиренными, не быть революционерами. Что можно сказать о другой точке зрения или даже о неизвестной в отношении любого вопроса? Можно по-разному говорить о ней в церкви. Либо мы можем прийти и сказать братьям: «Мы всегда верили неправильно, и вот сейчас я скажу истину!». Либо мы можем начать мягко задавать вопросы: «Почему мы верим так?», и побуждать людей обосновывать свои взгляды. Любая позиция имеет право задавать вопросы сторонникам другого мнения. Нет ничего плохого в том, что человек пытается понять, почему ему нужно верить именно так? Если пойти этим путем, то изменения происходят намного легче. В процессе обсуждения разных взглядов выявляются их слабые и сильные стороны. Уже можно привести аргументы за или против  той или иной позиции. Такой подход мне кажется более правильным. Так я и старался поступать в церкви.

–          Как изменения в твоем понимании эсхатологии повлияли на твой духовный рост?

Одно из представлений, которое было раньше в нашей церкви, да и сейчас еще есть, это идея о частичном восхищении. Те, кто готов к встрече со Христом, будут восхищены до Великой скорби, кто не готов – останутся на период страданий. Это, с одной стороны, считается плюсом, потому что побуждает стремиться всегда быть готовым, но, с другой стороны, библейски эта позиция никак не обоснована. Какие бы мы тексты Писания ни читали, нигде нет разделения церкви ни на две части, ни на три. Кроме того, этот взгляд не дает спокойно жить. Ты готовишься, но всё же остается сомнение, а готов ли ты? Если мы готовность связываем исключительно с нашими усилиями и стремлением, то этого чувства готовности никогда не будет. Когда же ты понимаешь, как реально Бог всё устроил, то это чувство неуверенности проходит. Бог гарантирует, что ты будешь готов. Он сделает всё в твоей жизни, чтобы приготовить тебя к встрече с Ним и привести тебе к Себе. Это инициатива Бога, Его обещание, которое Он, как верный Создатель, блюдет до конца. А наша роль – быть Ему послушным.

Похожие статьи

Comments are closed.