Елисей и дети, Швецов П.Б.

4-е Царств 2:23-24 — это всем знакомая история об Елисее, который, как может показаться, «психанул» на 42 ребенка и жестоко их покарал проклятием, так что они были растерзаны медведицами. Имел ли право Елисей так поступать? Разве маленькие дети, не отдающие себе отчет в своих действиях, заслуживают такого жестокого наказания?

Давайте посмотрим на ближайший контекст этого отрывка. 2-я глава книги Царств — это переходный этап передачи пророческого служения от Илии к Елисею. После вознесения Илии, Елисей становится новым пророком, наделенным Богом теми же полномочиями, что и Илия. И это подтверждено двумя чудесами: благословением, через исцеление воды в Иерихоне (ст.19-22), и проклятием, через суд над детьми через двух медведиц (ст. 23-24).

Нам кажется, что Елисей поступил очень жестоко с безобидными детьми. Но так ли это?

Во-первых, это не безвинные малые дети, а юноши, молодые ребята (так можно перевести еврейского слово «наар»), вполне осознающими, что они делали.

Во-вторых, они не просто случайно встретили пророка, но намерено вышли толпой, чтобы насмехаться над ним. Об этом говорит текст: «Когда он шел дорогою,(малые) дети вышли из города и насмехались над ним…». Можно перевести, как «вышли, чтобы насмехаться над ним».

В-третьих, город Вефиль — это центр идолопоклоннического служения золотому тельцу (3 Цар. 12:32). Его население, от взрослых до молодых, было пропитано идолопоклонством.

В-четвертых, это была не просто насмешка над физическим недостатком Елисея, но и над его пророческим статусом, над его преемственностью, а значит и над выбором Бога.

Заметьте контраст между тем, как в Иерихоне принимают Елисея, называя его «господин», и как в Вефиле, где даже дети смеются над пророком. В Иерихоне «исполнилось слово» (22 ст.) и вода исцелилась, то есть пришло благословение Божьего слова. У Вефиля тоже прозвучало слово пророка, и юноши были растерзаны медведицами, исполнилось проклятие (или суд) как следствие Божьего слова.

В-пятых, проклятие это не какая-то магическая формула, благодаря которой можно управлять медведями. И Елисей проклял их не от обиды, а «проклял их именем Господним». То есть в проклятии словесно он выразил Божий суд на ними. Но совершил суд не Елисей, а Тот, Кому принадлежит вся земля, Тот Кому одному нужно поклоняться и служить – Господу!

Так что это не были безвинные дети, и их отношение к пророку не было детской шалостью, но намеренным отвержением Божьего пророка, а значит и самого Бога!

Эта история, подтверждает слова, сказанные в 2Пар.36:15,16: «И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было [ему] спасения». Поэтому эта история предостерегает о том, что Бог будет судить всякого отвергающего Его Слово (Евангелие), а значит и Его Самого через Его посланников!

Похожие статьи

Comments are closed.