Экзегетика трудных текстов Нового завета, Гуртаев А., интервью

С 8-го по 12-е апреля 2019 года в Новосибирской семинарии студенты магистратуры прослушают курс «Экзегетика трудных текстов Нового завета».  Лекции читает Александр Гуртаев, преподаватель программы подготовки проповедников при Самарской церкви ЕХБ.

—              В чем особенность курса, который вы преподаете?

— Этот курс называется «Экзегетика трудных текстов Нового завета». Его особенность и специфика заключается в том, чтобы помочь братьям применить навыки экзегетического исследования, которые они получают на таких курсах, как Герменевтика и Экзегетика. Эти навыки они должны научиться использовать на такой непростой территории, которую мы называем «трудными текстами Священного Писания». Этих текстов достаточно много. С ними мы сталкиваемся часто. Поэтому очень важно выработать по отношению к ним определенную позицию. Она начинается с исследования самого текста, а не с книг, которые содержат мнения авторитетных людей. Нужно научиться работать непосредственно с текстом. В качестве примера мы разбираем несколько таких текстов. Мы начинаем с греческого текста, делаем какие-то заметки, связанные с текстологией, с особенностями перевода. Мы изучаем  контекст, задаем множество непростых вопросов, обнаруживаем трудности. Затем мы взвешиваем аргументы «За» и «Против» различных точек зрения. Наша цель, в итоге, сводится к тому, чтобы найти лучший ответ, лучшее объяснение. И, в заключении, мы пытаемся сформулировать какие-то практические выводы. И так мы движемся по каждому тексту.

—              Вы изучаете только Новый завет или также обращаетесь к текстам и Ветхого завета?

— В данном случае мы посвятим это время лишь изучению текстов Нового завета. Мы работаем только с греческим языком. Но при этом нужно понимать, что данная методология применима и при изучении Ветхого завета.

—              Насколько тема вашего курса актуальна для современных исследователей Библии?

— С трудными текстами проповедники встречаются постоянно. При регулярном изучении Священного Писания возникает множество вопросов относительно трудных мест  и происходит это достаточно часто. Нередко мы сталкиваемся с таким текстами, относительно которых существует множество различных точек зрения среди множества учителей, преподавателей и комментаторов. Но именно в  этих текстах встречается не мало важных отрывков.  Сомнительная ситуация может привести к нестабильности в церкви. Поэтому и хочется научиться не бояться трудных текстов, а уметь их изучать и находить на них ответы. Более того, именно трудные отрывки хотят понять люди в церкви. Они часто задают вопросы о том, почему один говорит так, а другой объясняет иначе, почему существует такое несогласие. Еще есть такие тексты, которые людям трудно применить. И понятно, что нужно искать ответы, чтобы изучив текст, представить здравый ответ. Вот почему этот курс и посвящен изучению таких текстов.

—              Всегда ли можно прийти к одному, единственному решению, при толковании трудного текста?

— Я бы сказал, что этого нужно искать,  и это призыв, который дает Священное Писание. Мы обязаны представить себя Богу «делателями достойными, безукоризненно и верно преподающими Слово Истины». И это намечает нам цель.  Но на практике сложностей очень много. Мы понимаем, что ни один толкователь не всеведущ. Поэтому понятно, что должна быть определенная доля смирения и, желательно, больше смирения в формулировке своих мнений и своей позиции. Тем не менее, стремление к объективному толкованию, поиск авторского замысла  должно присутствовать. Ключ к этому в том, насколько, в конечном итоге, обоснованной  и аргументированной будет позиция. И именно это и нужно выяснить путем исследования и изучения самого текста или разных точек зрения.

—              Ну, а как относиться к тем текстам, о которых нет однозначного решения? Можем ли мы их «отбросить» и не проповедовать на них, сказав себе и другим, что это тайна, сокрытая от нас?

— Именно в этом и заключается суть этого курса, чтобы преодолеть этот страх. Конечно, трудные тексты есть. Порой кажется, что Сам Бог оставил нам некую степень неопределенности, что мы не все можем узнать сразу, где-то нам не хватает данных. Но это заставляет нас искать Бога, искать смирения перед Ним, осознавать свою зависимость от Него, молитвенно подходить к изучению текста. Но, тем не менее, это нужно делать. И понятно, что появятся такие вопросы, по которым мы будем вынуждены сказать, что нам еще трудно дать ответ. Этому может быть причиной то, что мы еще сами его не знаем и у нас, на тот момент, не будет определенного решения. Но я больше делаю акцент на этом стремлении, особенно у проповедника, который проповедует последовательно стих за стихом или книгу за книгой. Важно не «перепрыгивать», не «перескакивать», но иметь дело с такими текстами, чтобы возвещать всю волю Божию.

—              Имеет ли значение однозначное толкование трудных текстов в понимании основных богословских доктрин?

— Люди могут спорить об абсолютно разных вопросах как богословских, так и  практических. Все это зависит от того, какой текст мы берем, и какую доктрину проверяем. Например, один из текстов, который мы обсуждаем, это отрывок из послания Иакова 5 глава 14-16. Он связан с пониманием такого понятия, как «помазание маслом».  За этим стоит определенное богословие. Одних оно побуждает видеть здесь таинство елеосвящения и елеопомазания. Другие говорят, что этот текст говорит о другом, об определенном физическом воздействии масла. Третьи предлагают еще одну точку зрения. Таким образом, этот текст влияет на богословие, связанное с таинствами. Можем ли мы считать, что благодать присуща некоторым ритуалам или нет. С этим связана и практика, когда возникают вопросы о том, нужно ли звать пресвитеров для помазания елеем. Должны ли они это совершать? В каких случаях они могут это делать? Это непосредственно влияет на церковную жизнь. Также это касается и повседневных вопросов. Возникают, например, вопросы: «Как молиться? Молиться ли об исцелении? Ожидать ли на это ответ? Дает ли этот гарантию на ответ в этом случае?» Это важно для каждого человека, изучающего Священное Писание, а не только для церкви в целом.

—              В таком случае, если в церкви есть два служителя, у которых разные точки зрения на такие трудные тексты, то как им совершать совместное служение?

— На мой взгляд, любые сложности, связанные с различным пониманием Писания, должны обсуждаться. Чем более детально, аргументировано и обстоятельно это происходит, тем лучше. Это поможет избежать трудностей и конфликтов в межличностном общении. Поможет избежать недопонимания, приписывания друг другу мнений, идей, выводов, которых, на самом деле, человек не придерживается. Такой простой, братский диалог очень важен. Если это касается важной, ключевой доктрины, которая определяет церковную жизнь и практику, тогда надо понимать, что совместное служение будет очень затруднено. Будут постоянно возникать препятствия. С кафедры будут провозглашаться утверждения, которые окажутся не по душе, не по совести для того, у кого другая точка зрения. Это очень сложная ситуация. Поэтому,  чем больше ответственности на братьях, тем ближе должна быть их богословская позиция друг к другу. Они должны плотнее взаимодействовать друг с другом и обсуждать такие разногласия. Но чем меньше ответственности, тем больше свободы в этих воззрениях допустимо. Это не простой вопрос, но надо учиться жить мирно в любом случае. Что касается эффективности их служения, то доктринальное единство или разногласия будет оказывать огромное влияние.

Comments are closed.