Две стороны креста. С.Г. Кузнецов

Центральное место в жизни любого христианина занимают отношения с Богом, установленные через веру в воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа. Распятие Иисуса на Голгофе в церквях вспоминают достаточно часто. Об этом поют песни, это провозглашают во время вечери Господней и вспоминают в проповедях. Один из наиболее популярных библейских текстов в среде христиан тоже указывает на смерть Иисуса: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16). При этом чаще всего наше внимание сосредоточено на любви Бога к человеку. Писание говорит об этом многократно. Однако у креста Иисуса есть и другая сторона – гнев Бога, порожденный грехом человека. Крестное страдание Иисуса Христа выражает и Божью любовь к человеку, и Его яростный гнев как реакцию на грех этого же человека. Рассмотрим эти стороны креста подробнее.

Провозглашая Евангелие, апостолы указывают на нужду человека в оправдании перед Богом. Люди нарушили Божьи законы и должны понести справедливое наказание за свои преступления. Бог свят! Человек грешен! Это породило глубокую пропасть между человеком и Богом. Это породило гнев Божий! Святому и доброму Богу ненавистны грех и злоба. Он есть Бог порядка, а грех порядок и гармонию нарушает. Бог является созидающим Творцом, а грех действует разрушительно. Божий план предполагает жизнь и совершенство, а грех принес смерть и деградацию личности. Грех противен самой природе Бога и Его замыслу о человеке. Справедливость требует восстановления порядка. Оставить преступление без внимания было бы несправедливо. Если бы Бог был слаб, то Он, возможно, не смог бы решить эту проблему. Но Бог могуществен! Ему это вполне по силам. Величие Бога настолько велико, что кажется немыслимым его до конца осознать. Божья сила безмерна, Божье знание безгранично, Божье существование вечно, Божья святость абсолютна… Столь же велик и Его гнев на грех. Автор Послания к Евреям, вполне осознавая это, пишет: «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр.10:31). Люди сегодня не часто размышляют о Божьем гневе. Это неприятная и пугающая тема. Гораздо приятнее размышлять о Божьей доброте и милосердии. Чарльз Сперджен говорил об этом столетие назад: «В наши дни мало кто проповедует о Божьем гневе – этого стыдятся даже многие хорошие проповедники. Теперь чаще раздаются слезливые, сентиментальные слова о любви и доброте, и мало где слышны предостережения и увещевания. Но если мы хотим, чтобы человеческие души действительно спасались, мы должны говорить о гневе Господнем прямо и открыто». Поэтому не часто звучат проповеди о потопе или уничтожении Содома и Гоморры. Но именно в этих событиях Бог явно выразил Свой гнев на грешников. После этого Бог многократно произносит суды над народами через Своих пророков, обещая порой полное уничтожение каких-то городов или даже народов. Сам Христос произносит осуждение в отношении городов, видевших Его дела, слышавших Его проповедь, но отвергших Его мессианство (Лук.10:13-15). Даже Иерусалим с его храмом был осужден на полное разрушение из-за неверия (Мк.13:1-2). Большая часть этих пророческих судов уже совершилась. Уничтожены ханаанские народы, жившие прежде в обетованной земле, пали империи Ассирии, Вавилона, Персии, Рима, полностью разрушены Вавилон, Ниневия, Тир и многие другие города. Причиной всего этого стал гнев Божий на грешников. Более того, гнев Божий окончательно проявится в суде и вечном наказании грешников в огненном озере (Отк.20:15).

У людей нет никакой возможности избежать гнева Божьего или даже уклоняться от него долгое время. Бог сам решил эту проблему через Иисуса Христа, принявшего на Себя вину за грех всех людей и гнев Божий к этим грехам. Крестная смерть безгрешного Иисуса стала наказанием за вину людей. Но физическая смерть не была самым страшным для Самого Иисуса. Накануне ареста Он молил Отца в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). О какой чаше Он говорит? Этот образ неоднократно встречается у пророков Ветхого Завета (Плач.4:21, Иез.22:33, Авв.2:16). Это образ изливающегося на грешников гнева Божьего. Что происходило с Иисусом, когда Он молился такой молитвой? Ему было страшно! Он переживал такую внутреннюю борьбу, что даже пот капал вместе с кровью (Лук.22:44). Кто как не Иисус Христос мог понять весь ужас гнева Божьего? Он, будучи совершенно праведным, принял на Себя грехи всего мира и испытал весь гнев Божий за преступления человечества. Распятый на кресте Иисус испускает крик отчаяния: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46). Вот что было самым страшным – Бог покинул Иисуса. Нам трудно понять, что именно произошло в этот момент между Иисусом и Богом Отцом, но вполне ясно, что это было ужасающим событием для Христа. Когда Бог или даже ангел являлся людям в ветхозаветные времена, они были в ужасе. Когда апостол Иоанн, несколько лет ходивший с Иисусом по земле, увидел прославленного Христа, то не смог устоять на ногах от страха (Откр.1:17). И это было явление славы Божьей, а не Его гнева. Насколько же страшнее испытать гнев Божий! Иисус испытал его на себе в полной мере. Об этом стоит помнить, вспоминая Голгофу. Божий гнев за мой грех и грехи других людей обрушился на распятого Мессию. Бог не игнорирует грех! Бог не закрывает глаза на грех! Божья справедливость не может быть подвергнута сомнению! Бог совершил суд над грехом и наказание осуществилось над распятым Иисусом Христом.

Почему же Иисус согласился принять на себя гнев Божий? Господь Иисус Христос исполнил волю Божью, принеся Себя в жертву умилостивления за грехи людей, как об этом пророчествует Исайя (Ис.53). О том же написано в Послании к Евреям: «Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» (Евр.10:5). Это цитата из Пс.39:7-9, написанного царем Давидом за тысячу лет до рождения Мессии. Бог сосредотачивает наше внимание на искупительной жертве, которой стали не животные, но Сын Божий. Что же подвигло Бога излить гнев не на виновников, а на Мессию? Ответ на этот вопрос достаточно прост – любовь Бога к человеку. Апостол Павел пишет: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). Бог мог бы уничтожить человечество, и был бы прав в этом. Но Он пожелал спасти людей по Своей любви. Люди не заслуживают такого спасения, как не заслуживают и Божьей любви. Но Бог любит людей вопреки их слабостям, грехам и вражде с Ним (Рим.5:6-10). Именно поэтому Иисус добровольно пошел на эту ужасную казнь и испытал на Себе гнев Бога. Он заплатил высшую цену для искупления человека от рабства греха и смерти. Этот замысел Бог имел ещё прежде создания мира, предвидя грехопадение человека (Еф.1:4-7). Тем не менее, Бога это знание не остановило ни при сотворении человека со свободой выбора, ни при казни Иисуса на Голгофе.

Мог ли Иисус избежать распятия? Вполне! Он Сам сказал об этом Петру в момент ареста: «Возврати меч твой в его место… или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф.26:52-54). Иисус, наверняка, мог бы сказать такую речь на суде в синедрионе, после которой Его бы оправдали. Он вполне мог бы сойти с креста, как Ему предлагали насмешники (Мф.27:40), если бы только захотел. Но Иисус молчал, когда Его судили, Он не просил помощи ангелов, не спустился с креста. Он доказал Божью любовь не только отдавая Свою жизнь, но и моля при этом Отца о помиловании распинавших Его (Лук.23:34). Бог велик не только в гневе, но ещё больше в Своей любви!

Итак, вспоминая распятие Иисуса Христа, стоит помнить и любовь Божью к людям, и Его яростный гнев на их грехи. На Голгофе видна евангельская весть о святом Боге, о грешном человеке, о гневе Божьем на грехи людей, о любви Бога к грешникам. Кроме того, Иисус не навечно оказался под Божьим гневом. На третий день после распятия Он воскрес из мертвых. Потом Он был вознесен на небеса, прославлен, получил власть над всем творением и идет обратно на землю, чтобы установить здесь Своё царство. Это надежда, которой верующие укрепляются во всех трудностях этой жизни, ожидая собственного воскресения, вознесения и прославления со Христом.

Похожие статьи

Comments are closed.