Да святится имя Твоё! Федоткин М.Г.


    Мы часто молимся молитвой «Отче наш». От многократного повторения этой молитвы ее слова зачастую перестают восприниматься нами и произносятся «автоматически». Давайте обратим наше внимание на начало молитвы и поразмышляем над словами, которые мы нередко произносим.


    «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мат. 6:9 – 10).


    Отношение к Богу как к Отцу всегда было свойственно Иисусу. И это вполне естественно, ведь Иисус назван Сыном Божьим. Теперь же и мы введены в этот круг общения. Вспомним слова апостола Иоанна, что Иисус Христос дал нам «власть быть чадами Божьими» (Ин. 1:12), т.е. детьми Бога. Только верующие имеют такое право быть Божьими детьми, и поэтому мы можем называть Бога нашим Отцом.


    Роль и значимость отца в современном мире очень сильно изменились по сравнению с тем временем, когда писался Новый Завет. Раньше отец семейства – это незыблемый авторитет, это тот, кто обеспечивает безопасность семьи, как в физическом смысле (сохранность жизни), так и в экономическом (денежный доход). Все, что происходило в семье, определялось волей отца, его слово было самым значимым. Иными словами отец семейства нес полную ответственность за свою семью. Причем такое отношение к отцовству было не только у евреев, но и у язычников.


    Сегодня многое изменилось. В наш век эмансипации, развития различных феминистских движений и движения за равенство полов грань ответственности в семье размывается или даже совсем исчезает. Во многих семьях главой является женщина, причем это воспитывается с самого детства. Вспомните хотя бы строки из детской песни про папу: «Папа в доме, конечно, главный, если мамы, конечно, нет».


    Такое положение дел не позволяет нам в полной мере оценить слова о том, что Бог – наш Отец. Волей-неволей мы переносим на эти отношения наш земной опыт. А в своей жизни мы сталкивались с разными отцами. У кого-то отец был хорошим, а у кого-то – плохим. И вот, имея подобный разнообразный опыт, мы называем Бога Отцом в молитве. Но в практической жизни зачастую не чтим Его слова, Его волю. «Если Я отец, то где почтение ко Мне?», – восклицает пророк Малахия, обращаясь к израильскому народу (Мал. 1:6). Нам нужно помнить, что Бог не такой отец, как наши земные отцы.


    Он – Отец, Который на небесах. И это не те небеса, которые мы видим, когда поднимаем голову вверх. Это не космос, где летают космические корабли. Небеса в Библии – это место обитания Бога и всего духовного мира, и ангелов, в частности. Поэтому Бог больше и выше, чем окружающий нас материальный мир, который был создан Богом. Бог обладает абсолютной властью над всем творением. Следовательно, Он, с одной стороны, всемогущ, и поэтому Ему можно полностью доверять, но, с другой стороны, к Нему следует относиться с почтением. И если непочтение земному отцу, не обладавшему всемогуществом, в древнем мире могло караться даже смертью, то проявление непочтения к небесному Отцу тем более опасно. Ведь Он обладает намного большей властью и может исполнить всё, что пожелает в силу Своего всемогущества. Поэтому так важны последующие слова этой молитвы, побуждающие нас по-особому относиться к Богу.


    Выражено это особое отношение в виде трех повелений. Причем первые два повеления стоят в пассивном залоге, показывая, что действия производятся Богом через нас. Мы являемся своего рода инструментами, с помощью которых в мире (на земле) Божье имя святится, Царство Божье приходит.


    Первое повеление звучит так: «Да святится имя Твое».


    Божье имя священно само по себе. Святость – неотъемлемая суть Самого Бога. Поэтому когда звучит требование святить имя Божье, тогда это требование не является призывом сделать имя Бога святым: оно и так свято. Скорее, люди могут признать его святость, отдавая Богу почтение, которое Ему причитается. В книге пророка Исайи (Ис. 29:22-23) написано: «Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым». Здесь говорится о благоговении как о способе сохранять имя Божье святым. Таким образом, нашей задачей является не делать имя Бога святым, а вести такую жизнь, чтобы имя Его было явлено миру как имя Святого Бога. Это накладывает определенную ответственность на наши действия, слова и даже мысли. Фразой «да святится имя Твое» мы как бы провозглашаем, что желаем всем нашим существом являть святость Божью этому греховному миру. Поэтому нам стоит постоянно заботиться о том, чтобы наша жизнь отражала святость Бога.


    Но всегда ли мы помним об этом, когда произносим эти слова молитвы? Не получается ли так, что словами мы чтим Бога, провозглашаем Его святым, а делами показываем совершенно другое? Не подобны ли мы в этом фарисеям, которых мы так легко и порой радостно обличаем в лицемерии? Нам стоит оценить свою жизнь и, если нужно, покаяться в том, что мы неправильно отражаем Божью святость.


    Второе повеление: «Да приидет Царствие Твоё».


    О приближении Царства Божьего проповедовали Иоанн Креститель (Мат. 3:2) и Сам Иисус (Мат. 4:17). Кроме того, Христос говорил, обращаясь к фарисеям, что Царство Божье достигло до них (Мат. 12:28) и что оно среди них (Лук. 17:21). Из этих слов понятно, что Иисус явно говорил о Себе как о Царстве Божьем, потому что Он является тем Царем, Кто владеет этим Царством. Однако проблема в том, что не все были готовы принять Иисуса в качестве Царя. В Своих притчах (например, Мат. 13 гл.) Христос много говорил о скрытом характере Царства, которое будет явлено во всем своем могуществе в будущем. И ученики через свою молитву провозглашали неминуемое наступление этого Царства. Подобно предыдущему призыву (святить Божье имя) целью данной фразы не является провозглашение какой-то неизвестной до этого истины. Выражаясь современным языком, юридически Царство Божье уже наступило, но фактически оно наступит тогда, когда люди признают в Иисусе Христе Царя и подчинятся Его власти. Поэтому слова «Да приидет Царствие Твоё» выражают нашу покорность Царю-Христу в ожидании реального, а не только юридического, наступления Царства Божьего. Вопрос, который всем нам следует задать самим себе: действительно ли мы покоряемся Господу? Не получается ли так, что мы провозглашаем в молитве одно, а живем по-другому? Чью волю мы исполняем: свою или Божью? Может быть поэтому следующая фраза молитвы касается как раз воли: «Да будет воля Твоя». Это – третье повеление.


    С самого начала нашей христианской жизни мы стремимся знать волю Божью. Этой теме посвящается много времени в разговорах с молодежью. По мере духовного взросления мы все больше осознаем, что проблема не в том, чтобы знать волю Божью (она явным образом описана в Библии), а в том, чтобы её исполнить. Интересно, что слова молитвы говорят об этом же : «да будет воля Твоя». Слово «будет» подразумевает, что воля Божья уже известна нам и должна стать реальностью, а не просто знанием. Не написано «да знают волю Твою», но – «да будет воля Твоя». Иными словами воля Божья должна быть исполнена, причем исполнена нами. И вот здесь возникает множество проблем.


    С одной стороны мы прекрасно знаем из Писания, что воля Божья «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). И мы согласны с тем, что Бог благ к нам, что Он совершенен. Поэтому слово «угодная» трактуется нами как «угодная нам». Ведь Бог благ к нам, желает нам добра (опять же в нашем понимании этого слова), Он совершен в Своём всемогуществе, следовательно, Он непременно будет совершать то, что нам угодно, что мы считаем благом для нас. Поэтому мы твёрдо убеждены, что Бог непременно желает нашего исцеления в случае болезни, жаждет помочь нам в денежных вопросах и т.д. Так, незаметно для себя, мы, по сути, меняем формулировку на новую: «да будет воля моя».


    С другой стороны нам кажется, что воля Божья не всегда выполняется в этом мире. Большинство людей живут по своей воле, по своим законам, по своим правилам. Кроме того, последующие слова молитвы «и на земле, как на небе» вроде бы подтверждают такую точку зрения. Зачастую мы воспринимаем эти слова следующим образом. На небесах, где обитает Бог, несомненно, исполняется Божья воля. А вот на земле всё происходит по-разному. Часть людей, которых называют верующими, старается исполнять волю Божью, но делают это с разной степенью успешности. А другая часть творит только свою волю, вообще не задумываясь о Боге и Его воле. Поэтому слова молитвы: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе», воспринимаются нами в качестве намерения Бога распространить влияние Своей воли на землю, где обитают люди. Но это ошибочный взгляд. Писание учит нас, что всё на земле происходит по воле Божьей. Бог всё держит в Своей руке, Он управляет всем, что происходит, поскольку Он – Творец и Господин всего. Поэтому в мире происходит ровно то, что Бог определил в Своей воле. И никакое человеческое решение не может никоим образом повлиять на волю Божью. (В тех местах Писания, где как бы говорится об изменении Божьей воли, на самом деле меняются люди и их отношение к Богу и Его повелениям) И даже наши грехи и всё зло, которое творят люди, Бог удивительным образом превращает в исполнение Его воли. Например, братья Иосифа нарушили Божье повеление, продав его в рабство. Но тем самым они исполнили Божью волю дать спасителя для семейства Иакова. Непослушание Саула привело к тому, что царем стал Давид. А зависть иудеев и безволие Пилата привели к смерти Иисуса Христа и, как результат, к нашему спасению. Поэтому слова молитвы говорят не о распространении Божьей воли на землю, а на наше согласие с ней и наше желание исполнять на земле волю Бога точно так, как она исполняется на небе.


    Таким образом, с самых первых слов молитва «Отче наш» заставляет нас задуматься над тем, как мы являем Божью святость в нашей жизни, насколько мы покорны Христу и насколько мы признаем и исполняем Божью волю, живя на земле. Поэтому давайте вести такую жизнь, чтобы имя Божье святилось нами, чтобы Его воля исполнялась нами, и через все это Царство Божье, наконец, наступило.

Похожие статьи

Comments are closed.