Цитирование текстов Ветхого Завета в Новом Завете, Тогобицкий П.Б., интервью

Один из интереснейших предметов, который изучают студенты семинарии, это курс “Цитирование текстов Ветхого Завета в Новом Завете”. Курс преподает Тогобицкий П.Б., преподаватель НББС, доктор богословия.

– Зачем нам изучать цитирование Ветхого Завета в Новом?

– В Новом Завете Ветхий Завет используется довольно часто. Почти 10 процентов текста Нового Завета — это либо прямые цитаты из Ветхого Завета, либо какие-то косвенные отсылки к ветхозаветным текстам и реалиям. По этой причине для хорошего толкования Писания нужно понимать, как, почему и зачем используются цитаты и отсылки. Иногда у нас не возникает никаких затруднений в распознавании авторского замысла, но процентов 20 цитат создают ощущение пренебрежения изначальным смыслом текста, будто бы новозаветный автор вообще не понимал, как использовался цитируемый текст в его первоначальном контексте. Это, с одной стороны, приводит к спорам по поводу апостольского подхода к толкованию Писаний и порождает вопрос о том, можем ли и мы использовать те же методы. С другой стороны, это вызывает некоторое недоумение относительно того, зачем такого рода цитаты вообще находятся в рассматриваемом нами тексте, и что нам, как толкователям, с ними делать. Просто проигнорировать их первоначальный смысл? Однако, нам всё же стоит отнестись к ветхозаветной цитате с достаточным вниманием, допуская, что первое впечатление о несоответствии смыслов – ложное. Если мы будем рассматривать текст не просто как некоторый набор слов, перемещённый в Новый Завет, но постараемся понять, во-первых, его значение в непосредственном контексте, во-вторых, его значимость в контексте всей книги Ветхого Завета, в-третьих, его место в контексте развивающегося ветхозаветного богословия, велика вероятность, что мы найдём резонную причину, побудившую апостолов использовать данный текст. Зачастую она как раз богословская. Эти знания обогатят наше понимание, как самого ветхозаветного текста, так и замысла новозаветного автора.

–            Всё же, в какой степени мы можем подражать апостолам в их герменевтике? Одни говорят, что у апостолов было особое право видеть в тесте иные значения кроме буквальных. Это их привилегия, а мы так поступать не должны. Есть другое мнение, что мы можем поступать так же, как и апостолы.

– Чем мы сегодня отличаемся от апостолов? Мы не можем получать новое откровение от Бога, которое затем надо передавать другим. В этом отношении мы ограничены. Нам дано лишь толковать уже существующее Священное Писание. Но и сами апостолы часто этим же занимались, и здесь мы принципиально не отличаемся от них. Конечно, достаточно широко распространена идея, что ученики Христа благодаря своей апостольской роли и вдохновению от Бога могли видеть в текстах Ветхого Завета то, что в принципе не могут видеть другие, какой-то дополнительный высший смысл, или даже имели право авторитетно изменять смысл первоначальных текстов. Однако большая часть идей подобного рода проистекает из неаккуратного понимания того, как апостолы использовали тексты Писания. Если мы внимательней присмотримся к их трудам, то обнаружим, что они просто знали Ветхий Завет лучше, чем мы, и легко оперировали и богословскими принципами, и широкими богословскими концепциями, которые мы порой просто не замечаем в тексте Ветхого Завета. Именно из-за нашего неполного понимания и торопливого изучения Священного Писания у нас возникает ощущение, что апостолы как-то неверно взаимодействовали с текстом, но зачастую гораздо лучше разобраться в ветхозаветном богословии, и всё встаёт на свои места. Поэтому важнейший призыв, обращённый к нам, толкующим Новый Завет, это быть более усердными и аккуратным в изучении Ветхого Завета.

–            Сегодня мы часто толкуем Ветхий Завет в свете Нового. Насколько этот подход оправдан?

– Я бы сказал, что такой подход стоило сменить на прямо противоположный, а именно, толковать Новый Завет свете Ветхого. Идея, что Ветхий Завет нужно толковать свете Нового кажется очень привлекательной. Действительно, у нас есть более позднее откровение от Бога, причём это откровение об Иисусе Христе, о нашей новой жизни, о нашем спасении. Значение этих истин настолько нас завораживает, что мы во всех ветхозаветных текстах пытаемся найти какую-то прямо относящуюся к нам информацию о Христе, о спасении и об иных новозаветных реалиях. Беда в том, что, уже заранее запланировав это найти, мы становимся не способными видеть, о чем непосредственно говорят тексты Ветхого Завета. Уже готовые, сформированные Новым Заветом идеи, мы просто втискиваем в ветхозаветные тексты. Лучшим был бы противоположный подход. С верностью и вниманием отнестись к определению первоначального смысла текстов Ветхого Завета. Так мы сможем увидеть, как предшествующее ветхозаветное богословие обогатит наше понимание Нового Завета со всеми его оттенками и нюансами.

– Можете привести какой-нибудь пример использования Ветхого Завета в Новом?

– В Быт. 3:15 говорится о том, что «семя жены» будет поражать «семя змея» в голову. В целом, это довольно известный текст, и многие видят здесь первое указание на Христа. Но лучше не удовлетвориться этой простой мыслью, а посмотреть на этот текст внимательнее в его ветхозаветном контексте. Далее в Быт. 12:3 Бог обещает Авраму, что в нём благословятся все племена земные. Затем в Быт. 15 описано заключение завета, включающего обещание благословения, а также потомства и земли. В Быт. 22, после жертвоприношения Исаака, Бог повторяет формулировки завета, добавляя слова: «…и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли» (22:17-18). Здесь опять используется слово «семя» с глаголом в единственном числе, как и в Быт.3:15, что может быть указанием не просто на весь народ, но на особого потомка Авраама, побеждающего и исполняющего обещание Бога в 3-й главе книги Бытие. Тема благословения через завет с Авраамом, а также тема семени-царя из его потомков, обретающего власть над народами, развивается и в дальнейших книгах Ветхого Завета. Приведу только один яркий пример. Бог даёт обещание Давиду, заключая ещё один завет: «Я восставлю после тебя семя твоё, которое произойдёт из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном» (2 Цар. 7:12-14). Обратите внимание, что теперь речь идёт о семени Давида, о царе на вечном престоле и именуемым «Сыном Божиим». Затем сам Давид, размышляя о своём потомке в свете предшествующего Божьего откровения, использует тексты из Бытия: «…возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс. 2:7-8); и «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). В данных псалмах видна связь идей о поражении врагов и о поражении семени змея в голову (обратите внимание на этот образ – враги в подножии ног). Таким образом, читая Ветхий Завет, как развивающееся богословское повествование, мы начинаем видеть Божий план: Бог восстанавливает разрушенный грехопадением мир, готовя благословение всем народам через семя Авраама, которое также является семенем жены и семенем Давида. Это семя, сын Божий, царь на вечном престоле, получает власть над всей землёй, и все враги покоряются ему, включая и семя змея. Теперь, когда мы встречаем в Новом Завете вопрос Иисуса: «…если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Мф. 22:45), или рассуждение Павла о Христе: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15:25), или его же рассуждения о семени: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал. 3:16), или размышления о первосвященстве Христа по чину Мелхиседека (одновременно царя и священника) в Послании Евреям, опирающиеся на тот же Пс. 109, или даже рассуждение о нас, соединённых со Христом, у которых «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим. 16:20), и многое другое – всё это мы должны прочитать в свете большой ветхозаветной истории спасения, формируемой связями между многими ветхозаветными текстами. Начиная с изучения Ветхого Завета, а затем лишь переходя к Новому, мы сильно обогащаем своё понимание и того, и другого.

Похожие статьи

Comments are closed.