«Что легче сказать…?», Виноградов Д.В.

В Евангелии от Марка 2 глава записана история об исцелении расслабленного. В ней Иисус провозгласил над больным прощение грехов. Его слова возмутили книжников, они посчитали их богохульством. В ответ на их возмущение, Он спрашивает их:
«Что легче? Сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи твои?
Или сказать: Встань, возьми постель твою и ходи?«.

 

Как же ответить на вопрос Господа? Что на самом деле легче: прощать грехи или исцелять больных? Какой цели Иисус хотел достичь Своими словами?

 

РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ОТВЕТ: «Легче сказать о прощении грехов».  

Когда я задавал этот вопрос в церкви, то чаще всего слышал ответ, что легче сказать о прощении грехов, нежели об исцелении болезни.


Какие аргументы обычно приводят в пользу такого мнения?

 

  • Во-первых, чтобы исцелить больного, необходимо иметь Божественную силу, дар исцеления или особую веру. В противном случае, произнесение слов об исцелении не произведет никакого эффекта. Это будет обманом, очевидным для всех. Такой поступок будет грехом против того, кому обещано исцеление, когда оно не произойдет. Это будет грехом и против Бога, взять на себя дерзость провозгласить то, на что Бог не давал Своего согласия.

 

Не каждый имеет такое дерзновение и веру, чтобы провозгласить исцеление над больными. Поэтому такие слова произнести труднее.

 

 

  • Во-вторых, если сказать «прощаются тебе твои грехи«, то для подтверждения этих слов не требуется особенных знамений и чудес. Можно произнести эти слова, и только Бог будет знать, что произошло на самом деле. Люди не осудят, так как будет невозможно доказать обратное. Можно надеяться, что Бог помилует и простит грехи.

 

 

Поэтому вывод о том, что легче сказать «прощаются тебе твои грехи«, кажется разумным.

 

Что имел в виду Иисус Христос?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как эти слова понимали окружающие Христа и что имел в виду Он Сам.

 

Прощение грехов в Ветхом Завете:

Вопрос о прощении грехов в Писании неразрывно связан с Божьим откровением в Ветхом Завете. Закон Моисеев ясно описывает и предписывает порядок того, что необходимо было сделать грешнику для получения прощения грехов.

 

Прощение грехов было неотъемлемо связано с принесением жертвы за грех и возмещением убытка.


Сегодня мы не придаем этому большого внимания, но до пришествия Христа закон о принесении жертв ради искупления грехов был главным действующим принципом. Это не была просто иудейская традиция. Этот закон был Божьим требованием, заповедью, которую следовало тщательно исполнять. Сам Господь подчинился этому правилу. За рожденного Спасителя была принесена жертва. Он вместе с семьей участвовал в ежегодном празднике Пасхи, на котором приносились жертвы за грехи всего народа.

Какие же необходимые требования предписывал Закон Божий для прощения грехов?

Жертву за грех можно было принести только из определенного рода животных: из мелкого скота (Лев. 5:6) или голубей (Лев. 5:7). За грех общества приносили в жертву тельца (Лев.4:21).  Жертва за грех должна была быть без пятна и порока.

Жертву необходимо было принести в особенном, определенном Богом месте, скинии, а позже в Храме (Лев.1:3). Принесение жертвы вне Храма можно было совершать лишь в исключительных случаях. В противном случае это приравнивалось к идолопоклонству.  Ко времени пришествия Христа иудеи ревностно за этим следили. После Вавилонского плена, принесение жертв вне храма не допускалось.

Жертву мог принести только священник, совершив над ней в определенном порядке  священный обряд (Лев.1-7). За этим тоже тщательно следили. Нарушение священником каких-то предписаний могло поставить под сомнение весь процесс жертвоприношения. Например, за принесение «чуждого огня» Бог наказал смертью сыновей Аарона (Лев.10:1-2).

И, в конечном счете, только Бог, если жертва была угодна Ему, мог простить преступление. Грешник мог только надеяться, что всё сделал правильно, и Бог простит грех.

Есть множество примеров тому, когда грешник приносил требуемую жертву, но Бог не прощал грехи. Об этом особенно много написано в книгах пророков. Бог говорил, что Он ненавидит жертвы тех, кто приносит их, потому что они продолжают творить беззаконие и не оставляют свои грехи (Ис.1:11-17). Кроме соблюдения определенного порядка, Бог ожидал изменений в сердце грешника.

 

Описываемые Марком события происходили далеко от Храма, без жертвоприношения и без участия священника из колена Левиина. Книжники были возмущены тем, что ни одно из этих условий не было соблюдено. Провозгласить прощение грехов мог либо священник после совершения определенного Богом порядка, либо Божий пророк. Для книжников Иисус не был достаточным авторитетом, чтобы они благосклонно отнеслись к Его словам. Он не был из колена Левия и не принадлежал ни к одной религиозной партии.

 

В то время у книжников еще не было четкого мнения о том, кто такой Иисус и как к Нему  относиться. Для книжников Его слова о прощении были равносильны богохульству. Того, кто произнес хулу на Бога, согласно Закону Божию (Лев.24:13-16), следовало предать смерти.

 

Но следующим действием Иисуса было исцеление расслабленного. Они не могли ничего сказать против этого. Им было понятно, что люди сами по себе, своими силами не способны исцелять словом. Так могли делать только пророки.  

Как тогда, так и сейчас, были врачеватели, которые могли лечить определенные болезни. Но результат лечения не всегда был гарантирован.

Даже сегодня, несмотря на достижения современной медицины, не всякую болезнь можно вылечить. Когда же речь идет об исцелении парализованного, это практически невозможно. Когда это происходит после слов Христа, всем стало ясно, что Он кто-то особенный. Если бы этого не случилось, у них были бы все основания осудить Его и предать смерти как лжепророка и богохульника.

 

Таким образом, того, кто провозгласит прощение грехов или исцеление, могли предать смерти. Не всякий на это осмелится, не всякий послан Богом это делать.

 

ФРАЗА «ЧТО ЛЕГЧЕ…?» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА:

 

Итак, как же ответить на слова Иисуса о том, что легче сказать людям: «Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются  тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?«.

 

Кто может прощать грехи пред Богом? — Только Сам Бог.

Кто может исцелить безнадежного больного одним словом? — Только Сам Бог.

Поэтому, для всякого человека исполнить это невозможно.

 

Нужно помнить, что Иисус никогда не учил людей говорить пустые слова, чтобы произвести впечатление на других. Он не учит людей лицемерию и лжи. «Ибо за всякое слово сказанное человек даст отчет пред Богом»- Мтф.12:36. Если людей можно обмануть, сказав неправду об исцелении или о прощении грехов, то Бог взыщет за это.

 

Что для самого Иисуса было легче?

 

Иисус задал этот вопрос не просто так. Его целью было побудить слушателей задуматься о том, Кто Он такой и какую весть Он провозглашает.   

Как слушатели Иисуса могли  узнать, что Он имеет право прощать грехи? Только в том случае, если они будут уверены, что Он послан Богом. С одной стороны, Его учение должно согласоваться с Законом Божиим. С другой стороны, если Бог совершит через него сверхъестественные дела. Это и происходит. Книжники не могут понять, как учение Иисуса согласуется с Законом Божиим, но они видят силу Божью в Нем. Это должно было их убедить, что когда Он провозглашает прощение грехом, у Него на это есть власть.

Это действие изумляет окружающих. Они говорят: «никогда ничего такого мы не видели» (ст.12).  Господь не стал показывать какой-то фокус, или небесное знамение, Он просто исцеляет.

Мы должны помнить, что большинство людей — как тогда, так и сейчас — считают, что тяжелая болезнь это следствие тяжкого греха. Первое, о чем люди спрашивают Бога и окружающих в случае тяжелой болезни, «Господи, за что? В чем я согрешил?«. Когда Иисус исцеляет, Он не только доказывает, что Ему дана особая сила от Бога. Он также показывает окружающим, что грех этого больного действительно прощен. Если он и согрешил раньше, то теперь Бог снял с него Свое наказание.

 

Но что было легче сказать самому Иисусу? Что было проще для Него — исцелить или простить грех?

Трудно ли было Ему исцелять? Он — Творец Вселенной! Он — Творец человека! Для Него нетрудно исцелить любую болезнь. Он мог сказать слово, и любой больной был бы исцелен, даже если он находился в другом месте. Даже мертвые поднимались по Его слову.  Для того, Кто обладает силой и властью давать жизнь, нет ничего сложного в том, чтобы исцелить больного. Он просто делает то, что может.

 

Трудно ли Ему прощать грехи? Он же Бог, может ли быть что-то трудное для Него? Скажет слово и грех прощен. Осудит, и человек осужден.
 

Но есть одно НО… Для того, чтобы простить грех, Он сошел на землю, чтобы заплатить цену. Она слишком высока, даже для Бога. Цена прощения грехов людских стоила Ему жизни. Когда Он спросил о том, что легче, Он знал, знали и окружающие, что за грех нужно принести жертву. Но только Он знал, что эта жертва — Он Сам.

 

Легко ли Ему было отдать Свою жизнь? Читая Евангелие, мы можем увидеть,  что для Него это не было легким делом. Предательство, страдания, отвержение теми, кому Он сделал столько благ, оставление учениками и, в конечном счете, ужасная смерть на кресте и отделение Отца — цена слишком высока. Он пришел на землю для того, чтобы осуществить Божий план спасения и для Него это нелегкая задача. Говорить об этом с легкостью Он тоже не мог.

 

СЛОВА ХРИСТА И НАША ЖИЗНЬ

И, наконец, нам следует задать себе вопрос о том, как эти истины должны повлиять на нашу жизнь?

Бог послал в мир Сына, чтобы Он открыл людям Божий план спасения, исполнившийся через смерть и воскресение Христа.
Всякий, кто принимает эту истину, получает прощение грехов, обретает мир с Богом, надежду вечной жизни через послушание Духу Святому.

Это Евангелие, которое Иисус Христос принес в мир.

 

Болезни, грех, страдания — это то, с чем мы постоянно встречаемся в своей жизни. Это то, что приносит боль нам, и тем, кто находится рядом с нами. Когда в этих трудностях Мы обращаемся к Богу, то должны всегда помнить Евангелие и цену нашего спасения.

 

Когда расслабленный оказался у ног Господа, у него была вера, благодаря которой он был прощен. Он был принесен к Иисусу не просто как к целителю, но как к Божьему посланнику. Он верил в то, Кто Он есть. Ведь Иисус исцелял не каждого. В некоторых местах было мало исцеленных только потому, что остальные не верили в Него. Целью исцелений было утвердить веру в истину, которую Он провозглашал и явить славу Божию.

 

Немощь расслабленного послужила к славе Божией. Окружающие могли и должны были задать себе вопрос: «Кто такой Иисус, если Он прощает грехи? Откуда у Него эта власть исцелять тяжелобольных«. И если они принимали Его как Божьего посланника, то принимали и учение, которое Он провозглашал.

Таким же образом наши немощи и болезни посланы Богом, чтобы укрепить нашу веру и явить славу Божию. Мы грешники живем в грешном мире, пропитанном грехом. Всякое зло вокруг и внутри нас — это следствие греха, следствие непокорности Богу. Богу не трудно исцелить нас от болезни, сложнее исцелить нас от греха. Он желает достичь того, чтобы наше сердце стало смиренным и сокрушенным перед Ним и для Него.

Как много было тех, кто, получив исцеление, ушли от Христа? Они не воздали славу Богу, не поверили, не приняли Его слова. Как много сегодня тех, кто поступает так же? Они неблагодарны Господу за Его дары, здоровье, семью и все те блага, которые Он дает. Как часто мы сами не замечаем Его ежедневные благословения и милость? Как часто, получив желаемое, мы идем заниматься своими делами и забываем воздать Ему славу?

 

Богу приходится останавливать нас. Он посылает нам трудности, страдания, болезнь. Он, буквально, заставляет нас встать на колени и подумать, для чего Он это сделал, в каком состоянии наша душа, чему мы отдаем свое время и силы.

 

В случае с расслабленным мы видим, что болезнь привела его ко Христу. Его сокрушение, поиск воли Божией, позволило Господу использовать его болезнь для спасения. И через это Бог прославился.

 

Какие шаги мы должны сделать, чтобы в болезни, переживаниях, трудностях утвердиться в вере и приблизиться к Богу?

Прежде всего, вспомнить о том, что ради моего спасения Бог отдал на смерть Своего Сына. Всё, происходящее в моей жизни как верующего, направлено Богом на то, чтобы спасти меня от погибели и сделать меня подобным Его Сыну.

 

В страданиях открываются наши истинные ценности и мотивы. Зачастую проявляет себя непокорность, неверие, наш грех. Это то, в чем надо раскаиваться пред Богом. И взамен просить Бога, чтобы Он направил  наше сердце к пониманию Его Слова, повлиял на наш разум, очистил от греха.

 

Не всегда уместно задавать Богу вопрос: «За что Ты наказал меня?«. Если мы увидим свою греховность и недостатки, то будем постоянно осознавать свою нужду в помощи от Бога. В ответ на Его благодать и милость, научимся быть Ему благодарными. Целью наших молитв будет стремление понять, для чего Он посылает нам трудности, какова Его воля. Мы будем просить помощи перенести все и оказаться верным.

 

Через страдания Бог желает уподобить Своих детей Иисусу Христу. Даже умирая, Он заботился о других. Для людей это трудно, это невозможно. Только Божье действие в нас может изменить это, только Он может избавить нас от себялюбия и дать нам жертвенную любовь. Вера в то, Кто Бог есть и покорность Его учению, дают силы жить и радоваться, приносить Богу плод и прославлять Его.

Похожие статьи

Comments are closed.