Церковь как Тело Иисуса Христа. И.В. Шайфулин

 

Одна из вечных проблем человеческого общества – искажение коммуникации, то есть нарушение связи друг с другом, трудности в понимании. То, что может быть простым и ясным для одного, для другого возможно будет не столь очевидным. Именно эта проблема зачастую приводит людей к конфликтам. В церкви это приводит к ущербу в постижении Божьего послания, Его откровения человечеству. Именно по этой причине апостол Павел, которому Бог доверил донести значительную часть Своего нового откровения, касающегося церкви, старался придать этому откровению такой вид, чтобы оно было максимально доступно, наиболее понятно. В своих письмах Павел рассуждения о важнейших догматических вопросах облекает в формы и понятия, ясные его читателям: спортивные состязания, военная служба и даже анатомия человека. Казалось бы, что проще, чем посмотреть на свое собственное тело. Ведь оно-то уж точно известно читателю! Поэтому обсуждая сущность того нового общества, которое создал Господь на земле из Своих последователей, апостол использует образ человеческого тела. Причем, похоже, что Павлу этот пример очень нравится, и он, углубляясь в обсуждение, не отходит от этого образа, напротив, предлагает читателю все новые и новые детали. Другими словами, Павел не задирает планку дискуссии на такой уровень, что простому смертному остается только утонуть в терминологии, но делает все от него зависящее, чтобы важные истины о сущности церкви достигли сердца каждого из Божьих детей. Причина, по которой он это делает, состоит в том, что от осознания экклесиологической доктрины зависит внутренняя жизнь христианина, его покорность Божьему замыслу и, как следствие, общий успех церкви.

Церковь – это особое сообщество людей. Бог создал человека как существо социальное, то есть по своей природе нуждающееся в общении. Поэтому люди всегда имеют склонность к созданию разных объединений. Мотивы могут быть очень разными: политическими, национальными, профессиональными и т.д. Иногда и церковь общество рассматривает как разновидность подобных «клубов по интересам». Но Павел раскрывает совсем иную сущность церкви. Новый Завет содержит множество словесных портретов Церкви (невеста, храм, дом Божий). Похоже, любимое слово апостола Павла именно «тело». Используя образ человеческого тела, он учит тому, что церковь – это нечто большее, чем организация, это живой организм. Организм состоит из ряда необходимых частей, живущих общей жизнью, определенным образом взаимодействующих друг с другом. И как организм церковь обладает несколькими характерными чертами. В 1 Кор. 12:12-27 приведены три существенных составляющих церкви: единство, разнообразие и взаимозависимость. Чтобы разобраться с тем как апостол представлял себе церковь, необходимо посмотреть на каждую из этих характеристик.

Прежде всего, Павел пишет о единстве как о важнейшей характеристике церкви (12:12-13). Кажется, нет необходимости обстоятельно доказывать, насколько важно это качество для полноценной жизни церкви. Как человеческое тело не в состоянии существовать по отдельности (разве только в качестве медицинских экспонатов), так и церковь, разделяясь, погибает. Сам Господь создавал ее не как политическую организацию, но как живой и единый организм. Когда-то известный английский писатель Теренс Уайт заметил, что Христос не объединял своих учеников в штурмовые отряды для захвата Иерусалимского Храма, но стремился сделать откровение о Творце доступным. То есть хотя во Христе часто искали только политического вождя, Он создавал из Своих последователей совсем иной союз.

Церковь – духовное тело Христа. Оно создается исключительно из верующих людей, и единство – это невидимое качество, которое нельзя выразить в виде членских удостоверений. Однако его можно ощутить, обнаружить, почувствовать. Отсюда появляется наше ощущение родства, близости, связи (даже через нации и культуры).

Все мы порознь – лишь нежизнеспособные части тела, вместе – единый живой организм. Для Павла единство церкви – важнейшее качество. Практически во всех своих письмах он указывает на его ценность. Причина в том, что без этого качества Тело Христа перестает существовать. Части не могут жить по отдельности. Это ущербность. В таком случае церковь прекращает служить Богу, поскольку не способна выполнять возложенные на нее обязанности. Она становится пустой и бесполезной, мертвой организацией. Единство – источник жизни и роста церкви. Святой Дух сотворил единство, наш долг – сохранять его, мы должны работать над этим.

Следующее качество, о котором пишет апостол Павел, это разнообразие (12:14-20). Единство не означает единообразие, то есть, что все мы должны быть одинаковы. Мы все разные, и это не недостаток, наоборот, для церкви это благословение. Бог образовал всех нас с разными способностями, знаниями, опытом, ресурсами, воспитанием и т.д. И, несмотря на все наше разнообразие, а лучше сказать, даже благодаря нашей индивидуальной уникальности, все мы чрезвычайно важны в церкви для Бога. Более того, мы все не только можем быть разными, мы должны быть разными. В теле человека очень много составляющих. Части тела различны по форме и своим функциям. И все же каждая из частей важна. Никто в здравом уме не согласится без серьезной причины лишиться даже самой крохотной из частей своего тела.

Бог собрал нас в живой организм. Кроме того, Он каждого из нас определил в этом организме на свое место. И здесь важно помнить, что церковь – это Его творение, Он в нем Глава. Поэтому не мы назначаем себе место, это прерогатива Святого Духа, который распределяет дары, «как Ему угодно». Каждому из Своих детей Бог дал дар для служения, но так, чтобы этот дар, создавая разнообразие, не разрушал единство. Наша ответственность заключается в исполнении своего предназначения в Божьей церкви. Это вопрос смирения, послушания и нашей посвященности.

И последнее качество, определяющее сущность церкви как тела, это взаимозависимость. Хотим мы того или нет, но мы все нуждаемся друг в друге. Хотя иногда кажется, что без кого-то можно и обойтись, но это заблуждение. У Бога есть важная цель для каждого из нас. Эта цель – преобразить нас в образ Своего Сына (Рим. 8:29). И этой цели нельзя достигнуть в одиночку. Без помощи других верующих мы не сможем стать зрелыми христианами. Бог создал церковь и для того, чтобы воспитывать нас, изменять нас. Это важное предостережение против гордости и превозношения. Каждый из нас ценен для домостроительства Божьего. И далеко не совсем очевидно, что наши оценки важности/неважности какого-либо служения во всем совпадут с Божьими оценками. Бог часто предъявляет другие критерии оценок, чем люди. Все мы предстанем некогда перед Главой церкви и дадим Ему отчет не только в том, что мы делали, но и почему. Мотивы служения могут оказаться приоритетнее, чем само служение, о чём Павел и пишет далее в своем письме коринфянам (1 Кор. 13).

Говоря о нашей зависимости друг от друга, Павел отмечает важную мысль: не все виды труда в церкви видны, но все важны. Посмотрите, пишет апостол, ведь в теле человека есть органы, которые не видны на первый взгляд, но ценность их от этого никак не умаляется, даже наоборот. Человеку трудно будет жить без руки, но жизнь показывает, что это возможно, с другой стороны, сможет ли он прожить хоть день без печени? В повседневной действительности мы привыкли к тому, что люди могут хвалиться фигурой, формами своего тела, развитой мускулатурой, но где видано, чтобы кто-то хвалился своими почками или поджелудочной железой (ну, разве что в очереди в поликлинике). А ведь внутренние органы гораздо важнее видимых частей тела! Каждый из нас важен в церкви как тот, кто дополняет другого, без кого остальные не смогут достигнуть совершенства, как пишет Павел в Еф. 4:7, 11-16. И показателем любви в церкви, как ее понимает апостол, является вовсе не то, как послужили мне, а то, как послужил другим я. Осознание взаимной ценности друг друга должно приводить нас к сопереживанию, к участию в жизни друг друга. В свое время Платон, используя для своих рассуждений тот же образ человеческого тела, писал, что мы не говорим «мой палец болеет», мы говорим «мы болеем». Мы нуждаемся друг в друге. Мы должны помнить то, что без других мы не сможем быть зрелыми верующими.

Таким образом, говоря о церкви как о Теле Иисуса Христа, апостол Павел желает убедить нас в исключительности этого сообщества, в его уникальности. Это живой организм, в котором должны происходить процессы, служащие к выполнению Божьих планов в этом мире. И распространение Божьего Царства в этом мире, и наше уподобление Божьему Сыну происходит именно в церкви и через церковь. И для того, чтобы жизнь в этом Теле не замирала, в церкви должны проявляться три характерные особенности: единство, разнообразие и взаимозависимость. От каждого из нас зависит, насколько наши церкви будут обладать этими особенностями и значит, насколько успешно мы сможем выполнить Божье предназначение.

Похожие статьи

Comments are closed.