ЦЕРКОВЬ КАК СТАДО, Аяпергенов Р.Ю.

Содержание:

–  ВВЕДЕНИЕ:  Образ стада – культурный фон
–  ЧАСТЬ 1.   Герменевтика образа
    Герменевтика образа как литературного приема
    Характеристики стада
–  ЧАСТЬ 2.   Использование образа стада в Библии
    По отношению к израильскому народу
    По отношению к церкви Христовой
    Промежуточные выводы
–  ЧАСТЬ 3.   Исследование Ин. 10:1-30
    Образ Пастыря. Ин. 10:1-6
    Образ двери для овец (Ин.7-9)
    Образ доброго Пастыря (Ин.10:10-14)
–  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ:
Образ стада – культурный фон

Овцеводство было основным занятием израильтян от дней первого еврея патриарха Авраама. Можно сказать, что этот вид хозяйственной деятельности был в крови у каждого израильтянина. Если бы мы могли перенестись во времени в те далекие времена, когда жили Авраам, Давид или Христос, то повсюду мы увидели бы множество отар овец. В связи с этим все Писания Ветхого и Нового Заветов наполнены историями так или иначе связанными с овцами. Их приводили в пример, о них рассказывали притчи, годовалых ягнят использовали для жертвоприношения в храме, использовали даже в качестве домашних питомцев, с которыми игрались дети. Так как Христос использовал в Своих проповедях различные образы из окружающей людей жизни, среди которых есть притчи о сеятеле, о тесте, об упавшем в яму осле, о поле и многие другие, не остались без внимания различные сравнения и истории, связанные с овцами. Христос применяет образ стада по отношению к Своей Церкви.

Природа Церкви Божьей является уникальной и крайне важной для духовной жизни последователей Иисуса Христа. Поэтому данная тема заслуживает особого внимания всех верующих.

Как образ стада помогает понять глубже истину о церкви? Ответ на этот вопрос является целью данной статьи. Но прежде чем мы приступим к рассмотрению данной темы, мы рассмотрим суть образа как литературного приёма.

К оглавлению



ЧАСТЬ 1. ГЕРМЕНЕВТИКА ОБРАЗА



Герменевтика образа как литературного приема  

Образы часто используются в притчах, которые по сути являются расширенными сравнениями. В них мы можем выделить множество деталей. Некоторые из них важны для толкования, а другие никак с ним не связаны. Каким бы ни было сравнение, выраженное короткой фразой, или целой историей, в ней всегда есть одно общее свойство. Это так называемая «точка соприкосновения с реальностью». Например, когда мы читаем 22 Псалом, мы видим, что Давид рассматривает себя в роли овцы, одной из целого стада, которое ведет Пастырь Господь. Если Давид сравнивает себя с овцой, то это вовсе не значит, что он питается травой и дает шерсть. Но это значит, что он имеет особые отношения с Господом, Который всесторонне заботится о Давиде: удовлетворяет нужды, покоит, водит, защищает…        

Греческое слово paroimia часто переводится как «притча», например в 2 Пет.2,22. В LXX paroimia (как parabolē, используемое синоптиками) используется, чтобы перевести māšāl – еврейский термин с широким значением, покрывающим почти все фигуры речи. Paroimia and parabolē используются как синонимы в книге Сираха 47:17. В целом, они не сильно отличаются по значению.[1]

Этимологически παραβολή подразумевает помещение одного рядом с другим (παραβάλλειν) или сравнение, тогда как  παροιμία происходит от παρʼ οἶμον, иногда переводится  «кстати». Но различие иногда связано с тем, что παραβολή всегда обозначает вымышленный рассказ, предназначенный для наставления слушающего, как в притчах Христа, тогда как παροιμία – это «пословица», краткое изречения мудрости. Так в рассматриваемом тексте, παροιμία является описанием аллегории Пастыря и овец, тогда как в Лук.4:23 пресловутая насмешка, «Врач! исцели Самого Себя», называется παραβολή. И в книге Иезекииля παραβολή иногда это описательная аллегория (17:2), и иногда обозначает «пословицу» (16:44, 18:2). [2]

Итак, образ, выраженный в притче как вымышленном рассказе, выражает истину, которую желает передать слушателям проповедник. Но для того, чтобы правильно понять эту истину, нам следует определить «точку соприкосновения с реальностью». Для того, чтобы понять, в чём она состоит, нам необходимо рассмотреть детали данного образа.

К оглавлению



Характеристики стада

Стадо является комплексным понятием. Оно включает в себя как минимум еще два образа:

– Образ пастыря;

– Образ овцы.

Образ Пастыря

Невозможно представить себе стадо овец без пастыря. Он является ключевой личностью, благодаря которой овцы начинают представлять из себя единое стадо.

По своей природе образ пастыря является динамичным. Он представляет нам пастыря, который пасет своих овец, водит их на водопой, вечером заводит их во двор для овец. Еще он защищает их от хищных животных, лечит, ищет потерявшихся. Мы можем представить себе пастыря только в действии.

Таким образом, образ пастыря представляет нам Христа в служении Своему народу, нуждающемуся в Нём, благодаря Которому они становятся единым народом.

Образ овцы

В каждой овце мы можем найти общие характеристики, присущие любой из них. Прежде всего, овца является физически слабым существом, она не может противостоять такому хищнику как волк. Когда она заболеет, нужен тот, кто будет лечить её, когда она заблудится, нужен тот, кто будет искать и вернет в стадо. Овца представляет собой нуждающееся в заботе существо. Подобно ей каждый верующий человек нуждается в Божьем руководстве и заботе. Арнольд указывает на то, что Иисус часто использовал овец, чтобы проиллюстрировать беспомощность и нужду людей в руководстве.[3]

                Подобным образом всякий верующий нуждается в постоянной заботе и внимании Господа. Никто не сможет устоять в окружающих его искушениях без Христовой заботы и помощи.

Следующий вопрос, важный для нашей темы, заключается в том, кого же Священное Писание называет стадом?

К оглавлению



ЧАСТЬ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗА СТАДА В БИБЛИИ

Образ стада применяется в Библии в основном по отношению к двум группам людей:



По отношению к израильскому народу

Самым ярким представителем по использованию образа стада в Ветхом Завете, безусловно, является израильский народ.[4] Наиболее выразительным ветхозаветным текстом, использующим образ стада, является текст из книги пророка Иезекииля, где провозглашается суд над пастырями Израиля. Обвинение включает в себя множество факторов отрицательного отношения пастырей к своей пастве. Таким образом, ветхозаветный образ ярко представляет отношения Бога со Своим народом.

К оглавлению



По отношению к церкви Христовой

Если образ стада применяется по отношению к народу, принадлежащему Своему Господу, то в праве ли мы говорить о новозаветной Церкви как о стаде? Безусловно, да. И прежде всего, потому что само Священное Писание представляет её как стадо Господне.

1 Петра 5:2  «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия».

Почему же Священное Писание применяет образ стада по отношению к церкви Нового Завета?

Ответ на этот вопрос мы можем видеть в том, что церковь Нового Завета является собранием возрожденных людей и представляет собой не просто множество единомышленников, но единый народ, объединенный духовным родством посредством духовного возрождения через Иисуса Христа.

Статистика использования терминов[5]

Для объективности оценки будет полезно рассмотреть статистику употребления важных терминов в древнегреческом тексте Нового Завета.


Пастырь (ποιμήν)данный термин используется 18 раз. Наибольшее количество раз этот термин применяется по отношению к Богу и ко Христу. Также несколько раз по отношению к пастухам на Вифлеемских полях в рождественскую ночь и по отношению к служителям церкви в 1 Пет. 2:25.


Стадо (ποίμνη) – термин однокоренной термину пастырь, используется всего 4 раза в текстах Нового Завета.

В русском языке им соответствуют термины «пастырь» и «паства».


Овцы (πρόβατον) – этот термин встречается 39 раз, что намного чаще термина «стадо». Тем не менее, мы можем обращаться к данному термину, когда говорим о стаде. В контексте новозаветного употребления термин «овцы», как правило, используется по отношению к стаду. Преобладающее употребление данного термина, в отличие от термина «стадо», возможно, указывает на особенные личные отношения пастыря с каждой из овец, а не просто как с безликой массой.



Промежуточные выводы:

  1. Образ стада неразрывно связан с образом пастыря.
  2. Образ стада в реальности применяется по отношению к Божьему народу.
  3. Образ Пастыря указывает на духовного Вождя Божьего народа.
  4. Образ стада выражает отношения между Богом и Его народом.
  5. Церковь Нового Завета является Божьим народом.
  6. Бог имеет личные отношения с каждым представителем Своего народа.

К оглавлению



ЧАСТЬ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ИН. 10:1-30

Проведя обзорное исследование, давайте обратимся к конкретным библейским текстам, чтобы тщательно рассмотреть, как они представляют Церковь в образе стада.

Данный текст является основным текстом Нового Завета по изучаемой теме. Тем не менее, в этом тексте Иисус обращается не к Церкви, состоящей из множества народов, а к израильскому народу, среди которого у Христа есть последователи. Можем ли мы рассматривать данный текст в качестве материала по изучаемой теме? Безусловно, да, потому что в данном тексте Иисус представляет себя в образе Пастыря, а Свой народ – в образе овец Своей паствы.

В предыдущем контексте мы читаем историю о слепорожденном, исцеленном Иисусом (Ин. 9 гл.). Исцеление вызвало реакцию религиозных властей в Иерусалиме. Они, призвав исцеленного, разбирались с вопросом о том, как прозрел этот человек. Эта история стала основанием для наставления о том, кем является Иисус. Имеющий духовное зрение способен увидеть во Христе Божьего посланника, тогда как человек, ослепленный своими грехами, не способен. Итак, на фоне данной главы Иисус говорит о Себе как о законном Вожде Божьего народа.

            Примечательно, что Иоанн организует материал в своём Евангелии вокруг иудейских праздников. В данном тексте упоминается праздник Обновления, его отмечали зимой (Ин. 10:22)[6].

Связывая праздник с наставлением Иисуса, Иоанн говорит о том, что Иисус пришел для обновления духовных отношений Бога со своим народом. Хотя в данном тексте наибольшее внимание уделяется больше пастырю, а не стаду, тем не менее, их неразрывная связь может открыть нам много важных истин касательно Божьей Церкви.


            Структура текста

            В данном тексте мы можем выделить четыре основных части:

  1. Притча – Иисус есть Пастырь (10:1-6)
  2. Притча – Иисус есть дверь овцам (10:7-9)
  3. Расширение притчи об Иисусе как добром Пастыре (10:10-18)
  4. Реакция иудеев на слова Христа (10:19-31)

Иисус претендует на роль израильского Мессии, намекая на это с помощью образа Пастыря. Иудеи побуждают Его говорить с ними буквально. Тогда Христос подтверждает данную истину: «Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите» (Ин. 10:25), –  и продолжает ссылаться на свидетельство Своих дел. Иисус обвиняет иудеев в том, что они не слушают Его, потому что не являются Его овцами. Иудеи же в свою очередь не имели истинного представления о личности Мессии, а лишь имели искаженные представления о Нём. Арнольд указывает на то, что иудеи отводили роль пастыря закону:

Так как приближалась зима (по Р.Х. 32/33), которая была последней зимой перед распятием Христа следующей весной, Иисус говорит о Своих отношениях со Своими последователями. Он изображает Себя как мессианского Пастыря и Своих последователей как «овец Своей паствы» (Пс.100:3; Иез.34:31). Иудейские лидеры гордо претендуют на наследие Авраама, но являются духовно слепыми и не находятся между Его «овцами»[7] Интересно, примерно подобный текст, 2 Вар. 77:11–16, изображает закон как истинного пастыря (как свет освещает воду). Таким образом, Иисус претендует исполнить функцию, в основном, применяемую по отношению к закону в Его обществе.[8] [9]

К оглавлению



Образ Пастыря. Ин. 10:1-6

В первых шести стихах Иисус приводит первую притчу, в которой представляет Себя в образе пастыря. Иисус противопоставляет пастыря вору и разбойнику, причем Иисус не использует определительное прилагательное «добрый». Основным признаком Иисус представляет то, каким образом они входят к овцам: пастырь через дверь, а вор перелазит через забор. Истина данной притчи показывает правовые отношения входящего к овцам. Только пастырь имеет право входить к овцам.

Далее Иисус представляет особенности данных прав:

  1. Только Пастырь имеет право входить к овцам.
  2. Овцы знают голос своего пастыря.
  3. Овцы следуют только за своим пастырем.

Детали взаимоотношений пастыря и овец раскрываются в притчах Христа. Примечательно, что в данном тексте использован термин παροιμία («пословица», краткое изречения мудрости), а не более распространенный термин παραβολή.


Ин 10:1: ἐκεῖνος κλέπτης ἐστὶν καὶ λῃστής – «Тот вор и разбойник». таковыми были в Божьих глазах  те учителя, к которым наш Господь обращался в словах проповеди.[10] В контексте общения с иудеями Иисус представляет Себя в образе Пастыря, а иудеев в образе воров и разбойников.


Ин 10:2: ὁ δὲ εἰσερχόμενος διὰ τῆς θύρας ποιμήν ἐστιν τῶν προβάτων – «входящий же через дверь есть пастырь для овец». Иисус указывает на то, каким образом овцы могут распознать пастыря. Прежде всего, пастырь приходит через дверь. Что подразумевает под собой дверь? Об этом Иисус говорит в последующем контексте данной главы. В целом, на основании образа мы видим, что Иисус говорит о законном доступе к овцам, которым пользуется пастырь, и о незаконном, которым пользуются воры и разбойники. Данная деталь образа указывает на основу отношений с овцами. Пастырь представлен как тот, кто желает блага овцам, а воры и разбойники, как те, которые желают использовать их в своих корыстных целях.


Ин.10:3: καὶ τὰ ἴδια πρόβατα φωνεῖ κατ᾽ ὄνομα «Он зовет своих овец по имени». Следующая деталь говорит о том, что Пастырь зовет только «своих» овец. Арнольд указывает на то, что в загоне было несколько стад.

Очевидно, палестинские пастухи использовали клички для некоторых из их овец. Аналогично, Бог в Ветхом Завете называет некоторых из Своих ближайших слуг, как и Израиль в целом, «по имени» (например, Исх. 33:12, 17; Ис. 43:1). Клич пастыря представляет наличие более чем одного стада в загоне.[11]

Пастырь зовет только «своих овец», не пытаясь увести чужих из загона. Эта деталь вновь подчеркивает особые отношения Христа с Его последователями. Христос призывает только Своих следовать за Ним. Мы видим, что Пастырь призывает овец следовать за Ним добровольно и без принуждения.

Возможно, несколько израильских семей имели общий загон для овец, чтобы сократить расходы на содержание придверника. Поэтому у каждого стада овец была своя особенная кличка.

Следующая особенность состоит в том, что пастырь «зовет Своих овец по имени». Пастырь не просто знает безликое стадо своих овец, но обращается к ним по имени. По всей видимости, это общее отличительное имя для одного стада. Было бы сложно вызывать каждую овцу по имени. Это достаточно долго и неудобно.

Это достаточно общий подход для восточных пастухов, давать имена своим овцам особые имена, «описание какой-либо черты или характеристики животных, таких как Длинное ухо, Белый нос, и т.п.».[12][13]


Ин. 10:3: τούτῳ ὁ θυρωρὸς ἀνοίγει  – «Ему придверник открывает». Как правило, у дверей находился человек, который охранял овец ночью. Придверник, будучи знаком с пастырем, позволял ему входить к овцам. Таким образом, пропуском к овцам является знакомство пастыря с придверником.


Τὰ πρόβατα τῆς φωνῆς αὐτοῦ ἀκούει – «овцы слушаются голоса его». Второй особенностью пастыря является то, что овцы знают голос пастыря и слушаются его. Поэтому именно голос пастыря является средством, с помощью которого пастырь взаимодействует с овцами. Овцы узнают своего пастыря по голосу.

Эта деталь образа указывает нам на то, что овцы знают, доверяют и покоряются голосу Пастыря. В Своих овцах Иисус выделяет отличительное качество – послушание Его голосу.  Причем послушание проявляется только по отношению к голосу Пастыря, а не к любому зовущему овец.

Бернард предлагает, чтобы мы видели несколько стад в одной овчарне,  таким образом, мы видим процесс разделения, когда пастух приходит, чтобы вызвать своих овец. Это далеко от определенности, и Евангелие никогда не упоминает присутствие других овец в загоне.[14]


Ин.10:4: ἔμπροσθεν αὐτῶν πορεύεται«идет перед ними». Вновь мы видим, что Пастырь не проявляет насилия к овцам. Он выступает в роли лидера, ведущего овец. Он ожидает их доверия и послушания. Данная картина хорошо знакома жителям востока, когда пастырь ведет своих овец, а не гонит их сзади. Христос представляет Себя в образе вождя Своего народа.


Τὰ πρόβατα αὐτῷ ἀκολουθεῖ, ὅτι οἴδασιν τὴν φωνὴν αὐτου«Овцы за Ним следуют, потому что знают голос Его». Глагол ἀκολουθεῖ «идут» лучше перевести: «следуют». Таким образом, эта деталь данного образа говорит нам о том, что идущие за Христом являются последователями Его учения.  Она также показывает добровольность отношений овец с пастырем. Они идут за ним, потому что знают его и доверяют ему.

Вновь Иисус делает акцент на голосе пастыря, служащим ориентиром для овец. Можно ли сказать, что Пастырь ведет своих овец с помощью голоса? Единственный случай упоминания голоса Пастыря, это момент, когда Он зовет своих овец. Скорее всего, овцы следуют этому призыву и идут за пастырем, ориентируясь не на его внешний вид, а на его голос. Эта деталь образа подобна отношениям Христа с Его последователями. Мы не видим Христа во плоти, но имеем Его Слово, которым Он призвал нас около двух тысяч лет тому назад. Тем не менее, мы можем следовать Его Слову, зная, что оно было сказано Самим Господом.


Ин.10:5: ἀλλοτρίῳ δὲ οὐ μὴ ἀκολουθήσουσιν – «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». В противопоставление отношению к пастырю, овцы не доверяют «чужому». Иисус не называет его «вором» или «разбойником», а использует по отношению к нему термин «чужой», он тот, с кем овцы не имеют никаких отношений. Термин ἀλλοτρίῳ имеет значение иностранный, в некоторых случаях враждебный.  Главным признаком Иисус вновь называет голос. Вряд ли вор или разбойник будет звать овец. Скорее всего, он будет хватать, связывать и уносить овец по одной. В действительности же речь может идти о ложных учениях и обольщениях, которыми пользуются «чужие».

В итоге, законоучители так и не поняли, о чем хотел сказать Христос посредством данной притчи. Причиной их непонимания, возможно, было ослепление собственным положением и ложными убеждениями относительно Христа.

В целом, данная притча говорит нам о том, что Христос является духовным Вождем Своего народа. Отличительной особенностью взаимоотношений Христа и Церкви является принцип добровольности. Зная Своего Господа, верующие доверяют Его слову и добровольно следуют Его учению.

К оглавлению



Образ двери для овец (Ин.7-9)


Ин.10:7: ἐγώ εἰμι ἡ θύρα τῶν προβάτων  – «Я есть дверь для овец». Иисус продолжает учить в контексте образа овчарни. Только в данном случае Иисус сравнивает Себя с дверью, через которую овцы входят во двор.


Ин.10:8: πάντες ὅσοι ἦλθον [πρὸ ἐμοῦ] κλέπται εἰσὶν καὶ λῃσταί «Все, сколько их ни приходило предо Мною – воры и разбойники». Как взаимосвязан образ двери с ворами и разбойниками? Дверь служит для обеспечения доступа. Воры и разбойники пытались проникнуть во двор для овец, чтобы украсть их. Христос указывает на особенность действия воров. Они стремились увлечь овец, зовя их за собой. «Но овцы не послушали их». В данной детали мы видим обычный способ действия лжеучителей, которые учили лжи и приобретали  последователей под видом Божьих посланников. Но те, кто действительно последовал за Христом, остались Ему верны, отвергнув ложные призывы.


Ин.10:9: ἐγώ εἰμι ἡ θύρα – «Я есть дверь». Сочетание ἐγώ εἰμι, особенно у Иоанна, приобретает особый акцент на Божественности.[15] Как и в предыдущем тексте, фраза с подобной конструкцией является центральной и самой главной. Всё остальное лишь дополняет и объясняет суть данного сравнения. Применяя по отношению к себе образ двери, Христос говорит о пользе, обретаемой овцами. Посредством данного образа Христос показывает, что последовавшие за ним находятся под постоянным вниманием и заботой Христа, Который, подобно двери, закрывает доступ к ним всем злым силам.


Δι᾽ ἐμοῦ ἐάν τις εἰσέλθῃ «кто войдет Мною». Иисус использует еврейскую идиому: «Войдет и выйдет». Настоящая фраза говорит о том, что овцы смогут не только безопасно входить и выходить, но и весь их путь будет безопасен.[16]

О чем свидетельствует греческая литература со времен Гомера? В древние времена люди часто думали о входе в небеса через ворота. Заявление Иисуса, что Он – «дверь», резонирует с такого рода мышлением. Понятие «ворота в рай» появляется также и в еврейских источниках, в Ветхом Завете и апокалиптической литературе.[17]

Возможно, в данной фразе мы видим идею личного выбора каждой овцы. Только овцы, которые будут проходить через дверь, будут иметь возможность спастись и иметь жизнь.


Далее Иисус говорит о целях. Свою цель Он видит в том, чтобы его последователи ζωὴν ἔχωσιν, καὶ περισσὸν ἔχωσιν – «имели жизнь и имели с избытком»(Ин.10:10). Фраза «иметь жизнь» характерна только для Иоанна. Подобная конструкция встречается только у него.  Она содержится даже в ключевом стихе Евангелия от Иоанна 20:31. Иоанн рассматривает жизнь как некую способность. В Ин.5:26 Иоанн передает проповедь Христа о том, что Бог-Отец имеет жизнь в Себе Самом и дал эту способность Сыну. В нашем же тексте Иисус говорит о том, что Он пришел для того, чтобы дать способность к жизни всем Своим последователям. Более того, Иисус усиливает эту истину, повторяя её и говоря о том, что эта жизнь с избытком. Подобие этой фразы мы видим в 1 Кор.12:23 где апостол Павел, сравнивая члены Тела Церкви, говорит, что в заботе о менее благородных мы прилагаем больше попечения. Таким образом, Иоанн хочет сказать, что верующим дается особенная жизнь, имеющая превосходные качества по сравнению с земной жизнью, которую мы имеем сейчас.

Цель же воров состоит в том, ἵνα κλέψῃ καὶ θύσῃ καὶ ἀπολέσῃ «чтобы украсть, убить и погубить». Сравнивая данные цели, мы видим, что они прямо противоположны друг другу. В действиях вора мы можем наблюдать определенную хронологическую последовательность. Вначале он крадет, затем убивает. Возможно, убийство относится к телу, а гибель к душе человека. Второй глагол θύσῃ использовался, когда говорилось о жертвенном заклании животных, что больше соответствует телесной смерти. Третий же глагол использовался, как правило, чтобы указать на определенного рода потерю: награды, души, драхмы.

Церковь Христова находится в состоянии постоянной духовной войны на этой земле. Поэтому ей следует постоянно находиться на страже, чтобы не поддаться ложному учению и не понести серьезные потери от врага человеческих душ – сатаны.

К оглавлению



Образ доброго Пастыря (Ин.10:10-14)

Иисус возвращается к образу пастыря. Но, в отличие от притчи в первых шести стихах, Иисус называет Себя «добрым пастырем», это определяет Его характеристику. Таким образом, текст приобретает структуру «сэндвича». В его середине находится притча о двери, что, следуя структуре еврейского хиазма, делает эту истину основной. Иисус провозглашает себя единственным способом обрести жизнь.

В оригинале для термина «добрый» используется слово kaloj. Оттенок значения данного термина подчеркивает красоту его носителя. В сочетании со словом «пастырь» оно говорит о величии характера Пастыря. Данную фразу можно перевести как «прекрасный пастырь». Таким образом, Христос является Самым желанным и лучшим пастырем из всех, кого можно только пожелать. Подобное заявление является не просто красивой фразой, но подтверждается делами Пастыря Христа, потому что Он «полагает жизнь Свою за овец».

В Ин. 10:12 Иисус противопоставляет «прекрасного Пастыря» наемнику. Хотя наемник не является вором, всё же он не настолько заинтересован в судьбе своих овец. Иисус приводит в пример ситуацию с появлением волка. В подобной ситуации наемник думает больше о своей безопасности. Он бросает овец и убегает, оставляя овец на растерзание волку. В целом, Иисус дает характеристику наемнику, называя его нерадивым. Возвращаясь к реальной действительности, Иисус сравнивает служителей Израиля с наемниками. Они были заинтересованы только в Своей выгоде, которую им приносила выстроенная ими религиозная система. В конечном счете, наемник при опасности убегает, бросая стадо на расхищение волку. В итоге, овец разгоняет волк и они перестают быть стадом, по сути, представляя собой только одиноких, беспомощных овец, блуждающих в разных местах. Сравнивая овец с церковью, мы можем увидеть потерю единства собрания, которым она должна быть по своей природе.


Οὗ οὐκ ἔστιν τὰ πρόβατα ἴδια«которому овцы не свои». Здесь нет мысли о владельце овец, переходящей в аллегорию. Но каждый истинный пастырь считает овец доверенных ему как своих собственных; этого наемник не испытывает.[18]


Ин.10:14: καὶ γινώσκω τὰ ἐμά «И знаю Моих». В отличии от наемника, Иисус делает акцент на знании своих овец. В данном случае он использует термин «ginw,skw», говорящий о знании на опыте, приобретенном в процессе ежедневных отношений пастыря с овцами. Основным критерием определения принадлежности к овцам Христос ставит Его знание каждой овцы.

То же сказано в 27-м стихе: «κἀγὼ γινώσκω αὐτά». Это одно из качеств доброго пастыря в Ин.10:3, где говорится об обычае давать индивидуальные имена своим овцам. «Господь знает тех, кто Его»,- есть в предложении о суде в Чис.16:5, но оно также используется и как благословение в 2 Тим. 2:19. Ср. Наум. 1:7.[19]

Отношения Иисуса с Его последователями проявляются в слове «знаю». Оно отражает близкие, доверительные отношения, в которых Иисус, являясь Добрым Пастырем, проявляет глубокую заботу о тех, кто Ему вверен[20].

В эллинистическом мире руководители являлись теми, кто способствовал единству. Плутарх (45-125 гг.) описывает основной принцип, лежащий в основе философии Зенона, основателя стоицизма, следующим образом: “все жители нашего мира не должны жить раздельно по их собственным правилам справедливости, в отдельных городах и общинах. Но мы должны рассматривать всех людей как одну общину и одно государственное устройство, и нам следует иметь общую жизнь и общий порядок для всех нас, как стадо, которое пасется вместе на общем поле”.[21]


Ин.10:15: καθὼς γινώσκει με ὁ πατὴρ κἀγὼ γινώσκω τὸν πατέρα – «Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца». Иисус говорит о глубине познания. Оно не является поверхностным и краткосрочным, но подобно отношениям Христа с Отцом, находящихся в самых близких и лучших отношениях во вселенной. В 15-м стихе Иисус вновь повторяет мысль о том, что Он полагает Свою жизнь за овец. С помощью повторения Иисус делает акцент на этой истине.


Ин.10:16: καὶ ἄλλα πρόβατα ἔχωЕсть у Меня и другие овцы». В данном случае Иисус имеет в виду Своих последователей, не принадлежащих к Израильскому народу. Это верующие из язычников.


Κἀκεῖνα δεῖ με ἀγαγεῖν«тех надлежит Мне привести». Иисус как Пастырь видит Свою задачу в том, чтобы собрать овец в одно стадо. Это еще одна важная истина об отношениях Христа и Церкви. Цель Христа – создать единое стадо. Данная деталь образа, отражает важную истину о единстве Церкви Христовой. Если волк стремится разогнать стадо, то Христос наоборот желает собрать стадо воедино. Также в этом тексте мы можем видеть еще одну важную истину о созидании Церкви Христовой. Она еще не представляет собой законченное собрание, но находится в процессе созидания. Ежедневно Бог прилагает к Своей Церкви множество людей.

Данная истина Иоанна находится в согласии с учением Матфея и Луки в их представлении об учении Иисуса о язычниках; и это учение -есть точное представление слов Павла о том, что Евангелие было “во-первых, Иудею, потом и Еллину” (Рим. 1:16) [22]


Γενήσονται μία ποίμνη, εἷς ποιμήν«И будет одно стадо, один пастырь». Эсхатологической кульминацией учения о стаде является пророчество Христа о завершении созидания Церкви. Иисус предсказывает единение стада под водительством одного Пастыря. Единство Божьей церкви – одно из важнейших качеств её природы. Недаром оно является одним четырех важнейших признаков Божьей Церкви: апостоличности, соборности, святости и единства. Уже в Никео-Цареградском символе веры истина о единстве играет важную роль.

Греческое выражение Символа веры может быть переведено как «одна, единственная» (Церковь). Единственность Церкви как спасительного Богочеловеческого установления — важнейший факт веры. Символ говорит здесь о том, что не множество Церквей установил Господь, но только одну. Только в этом единственном Собрании возможно для человека обрести спасение. Свт. Кирилл Иерусалимский, поясняя это, говорит: «именование: церковь (собрание) употребляется различно; как то и о народном множестве на Ефесском зрелище написано: и сия рек, отпусти собравшийся (έκκλησίαν) народ. (Деян. 19:40); и сборища еретиков Маркионитов, Манихеев и других можно в собственном и подлинном смысле назвать всякому церковию лукавнующих; то по сему самому исповедание веры осторожно преподает нам ныне: во единую, святую, соборную Церковь, чтобы ты убегал скверных еретических сборищ, пребывал же всегда в святой соборной Церкви…». [23]


Ин. 10:17: Διὰ τοῦτό με ὁ πατὴρ ἀγαπᾷ ὅτι ἐγὼ τίθημι τὴν ψυχήν μου, ἵνα πάλιν λάβω αὐτήν. Христос связывает любовь Отца с жертвой Христа ради церкви. Жертва Христа добровольна, хотя и является заповедью, полученной Христом от Отца. Возникает мысль, что любовь Отца условна, то есть, Отец любит Сына за то, что Тот полагает Свою жизнь за овец. Возможно ответ в том, что Сын исполняет волю Отца, что служит подтверждением послушания Сына. Отец любит Сына безусловной любовью, но послушание Сына только подчеркивает их единство.


Ин.10:30: ἐγὼ καὶ ὁ πατὴρ ἕν ἐσμεν «Я и Отец – одно». Здесь основу единства Церкви Христос полагает на единстве Божественной природы.

Одним из первых эту мысль развивает А.С. Хомяков в своей статье «Церковь одна»: «Единство Церкви следует необходимо из единства Божиего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» [24].

            Данный вопрос относится к учению о Троице и, безусловно, является весьма сложным. Поэтому ограничусь лишь тем, что важно в рамках нашей темы. Посредством данной истины Христос объясняет природу единения Христа и Церкви, сравнивая её с Единством в Троице.  Более того, мы можем видеть здесь источник единства Церкви Божьей. Сама по себе Церковь не может быть единой. Единство членов Церкви неразрывно связано со Христом. 

ОБРАЗ ЦЕРКВИ КАК СТАДА ПРЕДСТАВЛЯЕТ НЕПРЕРЫВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БОГА СО СВОИМ НАРОДОМ, КОТОРЫЙ (БОГ), БУДУЧИ ВОЖДЕМ, СОБИРАЕТ И РУКОВОДИТ ИМ, ОХРАНЯЯ ЕГО И ПРИВОДЯ К ЕДИНСТВУ.

К оглавлению



ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Теперь мы можем дать развернутый ответ, поставленный во введении к данному исследованию, а именно: «Как образ стада помогает глубже понять истину о церкви?»

На основании проведенного исследования мы пришли к выводу, что образ стада в Священных Писаниях применяется, прежде всего, по отношению к избранному Богом народу. В связи с тем, что Церковь Христова представляет сегодня Божий народ, то образ стада по аналогии применяется, также по отношению и к ней. Следовательно, все принципы и образы стада в Ветхом Завете можно применить для описания отношений Христа и Церкви.

Мы увидели, что образ стада является комплексным понятием, включающим в себя образы Пастыря и овцы. Этот факт побуждает нас рассматривать образ стада только в контексте взаимоотношений. Мы не можем разделить отделить образ Пастыря и образ стада, не разрушив их сути. Более того, нам необходимо рассматривать данный образ только в динамичном действии, что также побуждает нас обращать внимание на особенности взаимоотношений Христа и Церкви:

Писание выделяет следующие особенности взаимоотношений:

  1. Принадлежность Богу. Определяющая особенность состоит в том, что Церковь принадлежит Христу, подобно как овцы принадлежат пастырю. Он имеет власть над нею и в праве определять, чем и как будет заниматься Его народ.
  2. Послушание. Церковь послушна призыву Христа, который неизменно звучит на протяжении уже двух тысяч лет со страниц Священного Писания.
  3. Познание. Христос и Церковь пребывают в постоянной связи друг с другом, что выражается в опытном знании.
  4. Добровольность. Христос не заставляет Церковь служить Ему, но приглашает добровольно следовать Его призыву и служить Ему.
  5. Нелицеприятность. Бог нелицеприятен. Это Его неизменное качество. Даже по отношению к Церкви Христос не выделяет особых людей. Это видно на примере образа стада, когда Пастырь взаимодействует со всем стадом, а не с одной из особых овец. Бог установил единые условия для всех, без лицеприятия.
  6. Единство. Церковь – Божий народ, люди, объединенные посредством духовного возрождения через Иисуса Христа. Единство Церкви является целью Бога, как Пастыря. Он собирает заблудших и потерянных овец в одно стадо. Подобным образом, Христос, посредством Евангелия призывает верующих в Своё собрание, приводя Свою Церковь к единству, которое имеют Отец и Сын.
  7. Единый Пастырь. Будучи духовным Вождем Своего народа, Христос ведет Его путем спасения и служения Богу Отцу.
  8. Жертвенная забота. Христос проявляет всестороннюю заботу о Своем народе. Прежде всего Он решил проблему смерти и греха, положив за Свой народ Свою жизнь. Ежедневно Господь оберегает свою церковь от лжеучителей, подобно волкам стремящихся погубить отдельных верующих или целые поместные церкви.
  9. Вечная жизнь. Кульминацией спасительного пути является переход верующих во Христа в вечность, где Бог приготовил для них вечные обители.

Изучая данную тему, мы можем восхищаться и радоваться той особой близости, даруемой Богом Своему народу через Иисуса Христа. В образе стада мы видим прошлое, настоящее и будущее церкви Христовой, её динамичное созидание, живость отношений и реальность обстоятельств, в которых находится Церковь Христова сегодня. Уроки данного образа весьма важны и показывают многостороннюю заботу Бога о Своем народе.


Используемая литература

LXX Септуагинта

[1]Brown, R. E., S.S. (2008). The Gospel according to John (I-XII): Introduction, translation, and notes (385). New Haven; London: Yale University Press.

[2]Bernard, J. H. (1929). A critical and exegetical commentary on the Gospel according to St. John. Paged continuously. (A. H. McNeile, Ed.) (2:351). New York: C. Scribner’ Sons.

[3]Arnold, C. E. (2002). Zondervan Illustrated Bible Backgrounds Commentary Volume 2: John, Acts. (99). Grand Rapids, MI: Zondervan.

[4] К такому сравнению прибегает псалмопевец:

Пс.78:52 и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею;

Пс.77:20 Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона.

     Так же пророк Исаия представляет отношения Бога со Своим народом:

Ис.40:11 Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.

     Пророк Иеремия:

Иер.31:10  Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: „Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое”;

     Пророк Иеремия представляет израильский народ как рассеянное стадо.

Иер.50:17  17 Израиль– рассеянное стадо; львы разогнали [его]; прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний, Навуходоносор, царь Вавилонский, и кости его сокрушил.

[5] Статистические данные приводятся на основании их использования в критическом издании Нового Завета: Novum Testamentum Graece, Nestle-Aland 27h Edition. Copyright (c) 1993 Deutsch Bibelgesellschaft, Stuttgart.

[6] Праздник Обновления, называемый также праздником Освящения храма [Ин.10:22; греч. энкайния, «обновление»; евр. ханукка, «освящение»], отмечался с 25 Кислева (хаслева, ноябрь-декабрь) в течение восьми дней в воспоминание об освящении храма Иудой Маккавеем в 165 г. до Р. Х. (1 Мак.4:52-59) спустя три года после того, как храм был осквернен Антиохом Эпифаном, совершившим там языческие жертвоприношения (1 Мак.1:54,59). Обновление отмечалось, подобно празднику Кущей (2 Мак.10:6-8); праздничное освещение храма и домов дало повод Иосифу Флавию называть его также «праздником Огней» (Библейский словарь Брокгауза).

[7] For a general survey, see D. H. Johnson, “Shepherd, Sheep,” DJG, 751–54.

[8] Francis J. Maloney, The Gospel of John (Collegeville, Minn.: Liturgical, 1998), 307; cited by Blomberg in his forthcoming book on the historicity of John’s Gospel, ad. loc.

[9]Arnold, C. E. (2002). Zondervan Illustrated Bible Backgrounds Commentary Volume 2: John, Acts. (97). Grand Rapids, MI: Zondervan.

[10]Wesley, J. (1999). Wesley’s Notes: John (electronic ed.). Logos Library System; Wesley’s Notes (Ин 10:1). Albany, OR: Ages Software.

[11]Arnold, C. E. (2002). Zondervan Illustrated Bible Backgrounds Commentary Volume 2: John, Acts. (99). Grand Rapids, MI: Zondervan.

[12] C. T. Wilson, Peasant Life in the Holy Land, p. 165. The author’s observations illustrative of the relation of the shepherd to his sheep are very apposite in connexion with c. 10.

[13]Bernard, J. H. (1929). A critical and exegetical commentary on the Gospel according to St. John. Paged continuously. (A. H. McNeile, Ed.) (2:350). New York: C. Scribner’ Sons.

[14]Brown, R. E., S.S. (2008). The Gospel according to John (I-XII): Introduction, translation, and notes (385). New Haven; London: Yale University Press.

[15]Bernard, J. H. (1929). A critical and exegetical commentary on the Gospel according to St. John. Paged continuously. (A. H. McNeile, Ed.) (2:352). New York: C. Scribner’ Sons.

[16] Пример данной идиомы мы можем видеть в жизни Давида, о котором написано, что «он выходил и входил перед ними» 1 Цар.18:16

[17]Arnold, C. E. (2002). Zondervan Illustrated Bible Backgrounds Commentary Volume 2: John, Acts. (100). Grand Rapids, MI: Zondervan.

[18]Bernard, J. H. (1929). A critical and exegetical commentary on the Gospel according to St. John. Paged continuously. (A. H. McNeile, Ed.) (2:358). New York: C. Scribner’ Sons.

[19]Bernard, J. H. (1929). A critical and exegetical commentary on the Gospel according to St. John. Paged continuously. (A. H. McNeile, Ed.) (2:359). New York: C. Scribner’ Sons.

[20]Arnold, C. E. (2002). Zondervan Illustrated Bible Backgrounds Commentary Volume 2: John, Acts. (102). Grand Rapids, MI: Zondervan.

[21]Arnold, C. E. (2002). Zondervan Illustrated Bible Backgrounds Commentary Volume 2: John, Acts. (102). Grand Rapids, MI: Zondervan.

[22]Bernard, J. H. (1929). A critical and exegetical commentary on the Gospel according to St. John. Paged continuously. (A. H. McNeile, Ed.) (2:362-363). New York: C. Scribner’ Sons.

[23] http://www.bible-center.ru/article/properties

[24] http://www.bible-center.ru/article/properties

Похожие статьи

Comments are closed.