Царство Божье: Тайна. Марк Жук

Царство Божье является одной из ключевых тем Библии. О нём многократно говорится в Ветхом Завете, и оно продолжает обсуждаться в Новом Завете. Иисус Христос начинает Свою проповедь с провозглашения приближения Царства, наступление которого обещали пророки (подробнее см. «Царство, которое приблизилось»). Однако по прошествии определенного времени Господь переходит к обсуждению «тайны» Царства Божьего. Что это за тайна, и почему о ней идёт речь?
В четвертой главе Евангелия от Марка мы встречаем слова Иисуса, обращённые к Его ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Божия…» (Мк. 4:11). До этого момента Марк не объяснял, что такое Царство Божье по той причине, что Господь проповедовал именно то Царство, которое предсказали ветхозаветные пророки – буквальное земное Царство, в котором правит Мессия. Но, начиная с четвертой главы, речь идёт не просто о Царстве, а о некой тайне, связанной с Царством. Причиной этого является отвержение Христа, описанное Марком в третьей главе. Марк рассказывает о двойном отвержении Царя: Его родственники обвиняют в сумасшествии (Мк.3:21, 31-32), и религиозная элита обвиняет Его в сотрудничестве с сатаной (Мк. 3:22). Царство, которое проповедовал Христос, не принято, потому что отвергнут Сам Царь.
После этого служение Иисуса Христа существенно меняется. Во-первых, Он начинает проповедовать притчами. Марк подчеркивает, что Иисус «учил их притчами много» (Мк. 4:2). Господь желает скрыть информацию от неверующих и открывает её верующим. Притчи – это, своего рода, наказание или судебный приговор тем, кто упорствует и не желает повиноваться пришедшему Царю.
Во-вторых, Иисус сосредотачивает усилия на наставлении учеников. Он разделяет всех слушающих Его на тех, кому «дано», и на «внешних» (Мк. 4:11). Именно ученикам объясняется значение притч (Мк. 4:10-20, 34). На учениках сконцентрировано и дальнейшее служение Иисуса. Марк описывает, как Иисус плавает с учениками на лодке (Мк. 4:35-41; 6:45-52), посылает их проповедовать (Мк. 6:7-13), защищает от нападок фарисеев (Мк. 7:1-16) и т.д. Можно сказать, что с четвёртой по восьмую главу Марк делает особый акцент на том, как Господь готовит своих учеников, преподавая им уроки в разных жизненных ситуациях.
Иисус раскрывает тайну Царства Божьего именно ученикам, а для «внешних» звучит просто притча. Существительное «тайна» (μυστήριον) употребляется в Новом Завете 28 раз. В Синоптических Евангелиях оно встречается всего три раза (по одному разу в каждом Евангелии), и все три раза – в контексте притчи о Сеятеле. Мозес Сильва, давая определение этому слову, указывает, что суть тайны в том, что Божьи установления относительно Христа и Его Церкви, до этого не явленные в Ветхом Завете, теперь открыты ученикам (Silva 2014). Ему вторит Пол Бенвер, говоря, что «словом «тайна» в Писании обозначается некоторая божественная истина, которая прежде была скрыта» (Бенвер 2013: 181). «Тайна» не подразумевает здесь что-то таинственное и непонятное. Сокрытое ранее теперь открыто. В данном случае Христос сообщает новую истину о Царстве Божьем.
В словах Иисуса также важно обратить внимание и на цитату из Ветхого Завета – Ис. 6:9-10. В книге Исаии эти слова описывают проклятие для народа Израильского, который в результате огрубевшего сердца отверг Божий Закон. Наказанием за это стала неспособность слышать и видеть дела Божьи. Есть ясная параллель между Исаией и Марком. В книге Исаии религиозная элита не подчиняется Богу. То же самое представлено и в третьей главе Евангелия от Марка – книжники из Иерусалима отвергают Христа. Как верно отмечает Рикк Уоттс: «В обоих случаях ответом на предложенное Богом спасение является непокорность, скрытая за маской благочестия, особенно непокорность мудрых вождей народа» (Уоттс 2010: 313). Слова Иисуса «вам дана тайна Царства Божия, тем же внешним всё бывает в притчах, чтобы они глазами глядели и не увидели, и слухом слышали и не уразумели, чтобы не обратились они, и не было прощено им» (Мк. 4:11-12, перевод п/р еп. Кассиана) показывают, что Иисус открывает Царство Божье в новой форме своим ученикам, но умышленно скрывает его от тех, кто отвергает Царя.
Христос начинает говорить о таком Царстве Божьем, о котором в Ветхом Завете не говорилось. Это не означает, что предсказания пророков о буквальном земном Царстве отменяются, но речь идёт о новой форме Божьего Царства. Иисус теперь рассказывает о скрытой форме Царства. Он показывает Царство незримое, которое, хоть и маленькое, но оказывает мощное влияние. Это не Мессианское Царство. Такая форма Царства устанавливается после отвержения Мессии-Царя и будет существовать до тех пор, пока Христос не придет снова, чтобы установить на земле то Царство, которое предсказывали ветхозаветные пророки. Скрытую форму Царства Божьего Иисус открывает только Своим ученикам и тем, кто последует за Ним.
В Евангелиях много рассказывается о Царстве Божьем, но толкователю Священного Писания важно понимать, о каком Царстве каждый раз идёт речь. В разные периоды Своего служения Иисус Христос говорил о разных формах Царства. Так и проповеднику, говоря о Царстве Божьем, необходимо четко понимать, о какой форме Царства он проповедует, и не смешивать информацию о разных Царствах.


Silva, Moisés (2014). “μυστήριον.” New International Dictionary of New Testament Theology and Exegesis. Zondervan Publishing House.
Бенвер, Пол (2013). Как понимать пророчества о конце времён. СПб.: Библия для всех.
Уоттс, Р. (2010). «Евангелие от Марка» // Ветхий Завет на страницах Нового Завета / Под ред. Г.К. Била и Д.А. Карсона. Черкассы: Коллоквиум.

Comments are closed.